Слово на начало Великого поста

С Великим постом, дорогие друзья!

Для душеполезного чтения и укрепления своих духовных сил в дни поста предлагаем Вам познакомиться со словом архимандрита Клеопы на начало Великого поста.

В чём нужно проводить этот пост? Что нам необходимо для этого поста? Каковы те наряды души нашей, в которые нам нужно одеться сейчас и не снимать их до самого Воскресения Христова – и всю жизнь тоже, но сейчас в особенности? Вот каковы эти наряды души.

Прежде всего – это пост, молитва, смирение, хранение ума, послушание, отсечение воли, воздержание, неосквернение себя ничем мирским. Затем кротость, долготерпение и равная любовь ко всем людям на свете. Таковы те наряды души, в которых должны шествовать мы, прежде всего монахи, но и вы, христиане, в свою очередь тоже.

Бог, Адам и Ева

Прежде всего, вам нужно знать, что самой древней в мире заповедью Божией является заповедь о посте. Ты слышишь, что говорит божественный святитель Василий? «Очищай себя, смиряйся, человек, взирая на древность и седину поста, ведь он древен как мир!» Заповедь о посте дана была человеку ещё в раю, ещё до того как человек согрешил, ибо Бог сказал Адаму: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь (Быт. 2:16-17).

Пост стар и древен как мир. Поэтому когда Бог давал десять заповедей на Синайской горе, Он не стал добавлять к ним заповедь о посте, говорят божественные отцы, потому что она была гораздо древнее, ибо дана была ещё за 4108 лет до того, как получен был Закон на горе Синай. Она была древнейшей заповедью, данной человеку ещё в раю.

Заповеди на горе Синай

Пост установлен в Церкви Христовой не случайно. Пост предписан Самим Спасителем, святыми апостолами, Вселенскими Соборами Церкви и всеми святыми отцами. Блаженны и треблаженны те монахи и миряне, которые постятся во все четыре поста, а также в понедельник, среду и пятницу, следуя учению Церкви.

Пост, знайте это, согласно великому Василию, соблюдается по мере сил плоти. Не все могут поститься в равной мере. Слышишь, что говорит Марк Подвижник? «Как медь отличается от железа и железо от хвороста, так отличается одно тело от другого». Потому и мера поста берётся по мере сил каждого. Один может поститься целую неделю не принимать ни воды, ни еды и при этом поститься с великой лёгкостью.

Молитва

Были у нас тут такие монахи, которые с понедельника до субботы не брали в рот ни крошки, и сейчас ещё есть несколько. А другой, бедняга, и один день едва ли выдержит до захода солнца. Но если он будет держать пост с верой, то получит большую награду, чем тот, кто постится неделю, не имея брани. Ибо награда даётся не по выдержанному времени, а  по мере подвига постящегося.

Вы слышали о  преподобном Паисии Великом? Сорок лет он жив был только Причастием. Причащался раз в 40 дней и потом не чувствовал голода целых шесть недель! И вот однажды, когда он шёл по пустыне как раз на сороковой день, то встретил человека, от голода катавшегося по земле и вопившего:

– Ой, у меня болит желудок! Ой!

– Что с тобой? – спросил его святой Паисий.

– Отче, я не ел целых три дня.

– И что с того?

– Я очень хочу пить, у меня внутри жгучая боль; я весь горю, я умираю от жажды!

Паисий Великий

Действительно, в пост самую тяжкую брань христианин ведёт с жаждой, а не с голодом. Начиная с завтрашнего или послезавтрашнего вечера, если ты решил поститься до смерти, тебя уже борет не голод, а жажда; жажда и слабость, голова кружится, и ты начинаешь шататься, как пьяный. Но ты твёрдо борись и дальше, ибо не умрёшь!

И спросил его преподобный Паисий:

– Что с тобой, брат, сколько же дней ты не ел?

– Три дня, отче.

– Ах вот как, так, значит, вот каков твой подвиг? А я вот, сегодня исполнилось уже сорок дней с тех пор, как у меня во рту вообще ничего не было!

И тут же услышал голос: «Паисий, не гордись! Ты постишься по Моей благодати, а он постится, превозмогая себя; он пока ещё учится поститься. И награда его, три дня продержавшегося собственными силами, больше, чем у тебя, постящегося по сорок дней в силу Моей благодати».

Потому что для того, чтобы человеку научиться поститься, необходима борьба и необходима воля. Отдаёшь свою волю – получаешь силу! В какой мере человек желает, в той Бог и помогает ему.

Рассказывал мне один бедолага, подвизавшийся в лесу: «Я держал! пост, – говорит,  до субботы, и вот в пятницу вечером, под субботу, мне уже так сильно хотелось пить, что приходило на мысль хотя бы лизнуть листочек, смоченный росой. Но я сказал, себе: нет! Если лизну листок, то лишусь поста, а я не хочу этого». И боролся до следующего дня. Часов в 10 он приносил немного воды из ручья и пил.

Монах на горе

И я убедился тогда: кто хочет и имеет любовь, тот борется, и в меру его воли и веры Бог подаёт ему благодать. Потом он уже не испытывает такого борения.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Как духовно развить себя в Великий пост?

На главную страницу сайта - Семья и Вера