Человек призван к реализации красоты Божьего мира

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Кем является иконописец? В чем особенности и ответственность его работы. Об этом Вы сможете узнать в статье, где излагаются мысли иконописца одной из иконописных школ.

Человек призван к реализации красоты Божьего мира

Иконописец и художник в первую очередь Человек. Художник и иконописец – синонимы, тождественные понятия. Преподобный Андрей Рублев разве не прекрасный художник?

Андрей Рублев

Иконописец и художник пользуются изобразительным языком. Иконописное Предание нужно исследовать и изучать. Изобразительный язык дает форму. Обязательно нужно отметить, что владение языком позволяет выразить смыслы, которые в своем начале рождаются в Божественном измерении – вне иконописца и вне художника, они существуют за пределами видимого. Оттуда же и раздается призыв к иконописцу и художнику.

С одной стороны, это ремесло. Чтобы придать форму, обязательно нужно владеть конкретными ремесленными приемами. С другой стороны, конечно же, – это призвание. Такое же, как царь, пророк, врач, учитель, поэт, воин… Призваний вообще не так много. Все люди в этом смысле иконописцы, т.к. служением осуществляется призвания, оно связывает с самим Призвавшим. Профессия становится формой молитвы, неважно, в чем заключается труд.

Иконописец

В смысле служения нет никаких различий между иконописцем и художником. У искусства, как и у иконы, есть высшее призвание. Во многом искусство, и актуальное искусство, в том числе, существует благодаря тому, что Церковь отстояла иконопись во времена иконоборчества.

Устроение рая на земле – старая утопия. Существует она столько же времени, сколько и человек. Вспомним как Адам, будучи в раю, лишился своего блаженного состояния, ощущение райского места встроено в каждого человека, и он всегда будет недоволен, тем, что его окружает. На него постоянного действует притяжение небесного Отечества. Поэтому человеку хочется, чтобы здесь и сейчас было максимально удобно, комфортно, красиво. И в этом нет ничего ненормального. Бог задумал мир прекрасным, всё сотворил хорошо весьма и призвал человека к реализации этой красоты. Иконописцам эта проблема понятна.

Человек и пространство

Три Ипостаси Единосущной и Нераздельной Троицы образуют между собой какое-то таинственное непостижимое соединение. Это и есть самое первое пространство. Это совершенно закрытая для нас область, божественный мрак. Это пространство таково, что про него даже нечего сказать, тем более изобразить. Единосущие лиц в Троице упраздняет идею пространства. Святитель Григорий Богослов пишет, что, думая о Единице, сразу возникает Троица, и, думая о Троице, – Единица. И это уму непостижимая реальность.

Андрей Рублев пишет икону Святой Троицы

 Это внутритроичное пространство закрыто для человека. У Неё есть внутренняя обращённость к Самой Себе, но закрыто это пространство в силу инаковости природ. И то нетварное, что изливается из глубин внутритроичного, что мы называем Любовью, Премудростью, Волей, и образует первое нетварное пространство Иконы, первая область, с которой мы имеем сообщение и которую мы должны увидеть и прикоснутьсяк ней в Восьмом Таинстве – Обожении. Из недр Троицы изливается нетварный Фаворский свет, образуя умное сияние. Этот свет может быть передан через образ. Мы читаем в Ветхом Завете об Аврааме, который накрыл стол гостеприимства.

Явлении Святой Троицы Аврааму

Это было то человеческое пространство, вместившее в себя явление нетварной Божественной энергии в образе трёх Ангелов. Иконописцы изображают этот сюжет, и изображаемое следует понимать. Мы для своей безопасности допускаем, что изображаются не ипостасные Бог Отец, Сын и Дух Святой, а Его нетварный Ангельский образ.

Далее идёт порядок тварного ангельского мира. Там образуется своё пространство, которое в иконе часто передаётся символически мандорлой (сферой), исполненной ангельских сил. Это можно увидеть на иконе Спаса в Силах. В красном ромбе – Спаситель Второго пришествия в окружении бесплотных Сил Небесных. Это образ нетварного Божественного света, начало и конец, альфа и омега.

Спас в Силах

Только Бог творит из ничего. Человек же созидает из того, что есть, что уже сотворил Бог. Исполняющий призвание и делающий это хорошо, вкладывает свою лепту в общую икону, которую пишет всё человечество, обустраивая этот мир. И тогда возникает состояние мир – Церковь. Предание говорит, что не Церковь создана для мира, а мир создан для Церкви как пространство Богоприсутствия.

Средневековье хорошо понимало символичность пространства. Человек не просто создавал жилище, а созидал красоту, которая символически связывала его с Божеством.

И к дому подходил, как к храму. Таким образом, дом имел сакральное измерение. Пространство всегда антропологично – как устроен человек, так устроено всё остальное. Античность права в том, что человек мера всего, человек – мера всех вещей.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

О произведениях изобразительных искусств. Церковь и мир

На главную страницу сайта - Семья и Вера