В этот день 31 августа 1947 года состоялся полет первого самолета марки Ан-2, прозванного «кукурузником», «жеребенком», «Аннушкой».
Авиаконструктор Олег Антонов
Самолет Ан-2 был назван в честь своего изобретателя Олега Константиновича Антонова, который еще в подростковом возрасте начал увлеченно создавать летательные аппараты.
«Это было непросто, поскольку тогда не было ни учебников, ни инструкций, мы до всего доходили своим умом. Я даже написал маленькую брошюру «Простейшие модели планеров из бумаги», – так рассказывал конструктор.
Свой первый планер для всесоюзного конкурса авиамоделей под названием «Голубь» юноша смастерил в 18 лет. «Голубь» делался из подручных материалов – колеса из деревянных стульев, оснастка из водопроводной трубы. Это умение делать рабочие машины из простейших деталей очень пригодится Антонову. В 27 лет он уже работал главным инженером на заводе в Тушино, занимался самолетом для посадки на любой местности.
«… Совершенно сознательный акт. Это не был вопрос какой-то вкусовщины, хотя бипланная схема мне нравится еще с тех пор, как я стал знакомиться с авиацией», – так утверждал авиаконструктор.
Однако ждать своего часа ему пришлось долго. Руководство отмахнулось от предложения Антонова, мол, ваш биплан – это не новинка для авиации. Потом началась Вторая Мировая война. Олег Константинович работал в паре с другим конструктором Александром Яковлевым – отцом знаменитых «Яков». Именно коллега в 1946 году предложил Антонову возглавить КБ в Новосибирске, дав негласную отмашку в свободное время от работы заниматься разработкой «Ан».
«Самолет интересный, надо построить», – резюмировал Яковлев на окончательном варианте эскиза, но подчеркнул, что строить аппарат в послевоенное время некому.
Самолет Ан-2
Тут уже сработала смекалка и кураж Антонова. Силой своего обаяния он уговорил 25 студентов авиатехникума влиться в защиту дипломов о его «Ан», и в дальнейшем в совместную работу над самолетом. Через год с конвейера слетел новый биплан, ласково прозванный «Аннушкой», который нашел широкое применение в сельском хозяйстве, на целине и вечной мерзлоте. Удобрение кукурузных полей, перевозка грузов, людей, тушение пожаров – он мог и может все. На вопрос «Почему у ваших самолетов крылья сверху», профессор Антонов отвечал: «А где вы видели крылья снизу?» Именно конструкция крыльев и уникальная аэродинамика помогали машине вырулить в любой ситуации и не войти в «штопор». Это удивительный по надежности самолет. Как оказалось, он мог даже двигаться хвостом вперед. Вот отзыв летчика-испытателя Володина. Он навсегда запомнил первый полет на Ан-2:
«На заводе выходной… Погода как по заказу, небо чистое… Когда взял в руки штурвал, все волнения разом исчезли, как будто рукой сняло. Опробовав мотор, подрулил по бетонке к линии старта. Вскоре мне дали «добро» на взлет. Мотор взревел посерьезнее, самолет напрягся в нетерпении… В считанные минуты набрал 1200 метров… Сделав два круга, перевел машину на снижение, уменьшил обороты до малого газа и пошел на посадку. Тридцать минут полета на новом самолете – радости нет предела! Мог ли кто-нибудь в те дни, хотя бы в самых общих чертах, предположить, какая судьба уготована этому самолету? Конечно, нет. Но все мы верили в него».
Во многих странах Ан-2 эксплуатируется до пятидесяти лет. Он продолжает выпускаться в Китае и получать одобрительные отзывы пилотов.