В этот день 9 сентября 1913 года летчик Пётр Нестеров впервые совершил фигуру высшего пилотажа «мертвая петля».
История авиации
Первый пригодный к эксплуатации аэроплан поднялся в воздух в декабре 1903 года в Соединенных Штатах. Однако 10 лет спустя конструкция самолетов была далека не только от совершенства, но и элементарной безопасности. Но этот нюанс нисколько не сдерживал молодых авантюристов Европы и Америки от безрассудных вылазок в небо.
Пётр Нестеров
Пётр Николаевич Нестеров – автор первой фигуры высшего пилотажа, которую также назвали в его честь (петлей Нестерова). В 1896 году еще девятилетним мальчишкой он попал на Всероссийскую выставку, которая проходила в его родном Нижнем Новгороде. На четыре месяца город превратился в площадку для демонстрации последних достижений отечественной науки и техники. Там будущий летчик впервые поднялся ввысь на воздушном шаре. Но отношения с небом сложились не сразу. После выпуска из кадетского корпуса он получил весьма «земную» специальность артиллериста. И только во время службы Пётр близко сошелся с офицерами воздухоплавательной роты.
Мечта о полетах
После нескольких полетов на аэростате ему пришла в голову новаторская для России идея – почему бы не корректировать артиллерийский огонь с высоты? Все поле битвы как на ладони, легко определить координаты. Годы упорного обучения не прошли даром – Пётр Нестеров обогатил отечественную военную науку новыми принципами взаимодействия аэростатов и артиллерии.
Ощущения высоты пробудили в нем восторженное воспоминание детства, и Пётр все больше мечтал о полетах. Но не на аэростате, зависящем от ветра, а на настоящем самолете.
Железным здоровьем Нестеров не отличался, и врачи желания стать пилотом не одобрили. В письме от 9 сентября 1911 года он писал жене:
«… опять загвоздка. Надо представить медицинское свидетельство. Сунулся к врачу инженерного училища, а он возьми да и найди у меня недостатки: опять правое легкое. Говорит: «Нельзя вам летать».
Звание пилота и военного летчика
Все же в октябре 1912 года Пётр Николаевич звание пилота и военного летчика получил. И сразу начались его знаменитые эксперименты с машинами. Во время одного из полетов он набрал 1600 метров, что для того времени было выдающимся достижением, и, сильно напугав товарищей, выключил мотор и спустился на землю планируя восьмерками.
В мае 1913 года молодого пилота-авантюриста перевели в Киев, где он служил начальником роты. Пилоты занимались по программе его собственной разработки. Тогда на вооружении роты стояли французские самолеты «Ньюпор». Нестеров эту машину освоил в совершенстве, и даже внес корректировки, улучшив ее маневренность.
Петля Нестерова
Наконец, 9 сентября он выполнил прославивший его трюк. Поднялся в воздух до 1000 метров, выключив мотор, отправил самолет в пике, чтобы набрать необходимую скорость. А на высоте 600 метров вновь включил двигатель и под восторженным и испуганным взглядом сотоварищей благополучно описал воздушную петлю.
Такое событие вызвало, конечно, широчайший резонанс. Только вместе с комплиментами пилоту пришлось принимать немало упреков в неоправданном риске. Нестерову в обстоятельной статье в столичной газете пришлось доказывать, что все, чем он рисковал – это прибор для измерения высоты, который мог выпасть у него из кармана. «Вот, собственно говоря, все, чем я рискнул. То есть, на 12 рублей 50 копеек казенным имуществом». Нестеров не раз объяснял, что все его воздушные опыты крайне необходимы для того, чтобы понимать, как вести себя простым пилотам в самых трудных непредвиденных ситуациях. Это не было простым «пижонством».
Первый в истории воздушный таран
К началу войны Нестеров – признанный воздушный ас. Австрийское командование назначило крупную награду за его сбитый самолет. И действительно, летать в боевых условиях ему довелось недолго. 8 сентября 1914 года Нестеров впервые в мире использовал свой самолет как таран. Машины противника и героя-летчика рухнули с большой высоты. Нестеров погиб. Однако живо осталось его наследие: ценные знания, полученные на практике, все его достижения стали основой отечественной науки пилотирования.