Рассказ от редактора сайта «Семья и Вера», 13-летней Софии Романовой
Дорогие друзья! В прошлых моих рассказах вы узнали, как проходит Литургия оглашённых. Недавно мы начали знакомиться с Литургией верных. А сегодня я расскажу вам, что происходит далее.
Херувимская песнь. Великий вход
Хор начинает очень красиво петь начало Херувимской песни. Поёт он её негромко, но очень величественно и торжественно. Смысл Херувимской песни такой.
«Мы, таинственно изображаем Херувимов и поём трисвятую песнь Животворящей Троице, сейчас отложим всякие житейские заботы».
В Великий Четверг на Страстной седмице вместо Херувимской песни поётся: «Вечере Твоея Тайныя…» Мы вспоминаем Тайную вечерю и просим принять Сына Божия нас – причастников.
А в Великую субботу поётся: «Да молчит всяка плоть человеча…»
После начала Херувимской песни священнослужители выходят на солею – ступень перед иконостасом и останавливаются против царских врат. Если священнослужителей много, то впереди идут диаконы с кадилами и алтарники со свечами.
Диакон держит дискос – блюдо на высокой подставке. Во время Проскомидии на дискос полагается Агнец. Священник держит Чашу. Иногда другие священники выносят напрестольный крест, копие – нож в форме копья, которым разрезают Агнца на Проскомидии и лжица – ложечка для причащения мирян.
Диакон, подняв над головой Чашу, поминает Патриарха, митрополита (или епископа, архиепископа). Затем он идёт через Царские врата и становится на одно колено перед Престолом.
Священник с Чашей поминает весь священнический и монашеский чин, братию и прихожан этого храма и всех православных христиан.
Если вышел священник напрестольным крестом, всех христиан поминает он.
Все эти Дары переносят на Престол для совершения Евхаристии. Великий вход – это прообраз входа Господня в Иерусалим.
Хор поёт окончание Херувимской песни. Смысле её таков:
«Подымем Царя всех, которого невидимо сопровождают Ангельские чины с песней: «Аллилуйя».
В Древнем Риме был обычай поднимать нового императора перед народом. Поднимали императора воины на щите, который воины поддерживали копьями. Все наклоняли свои знамена и копья, громко крича: «Да здравствует Император!»
Н. В. Гоголь писал: «Священную Херувимскую песнь сложил один из древних императоров, повергшийся в прах со своим земным величием пред величием Царя всех, копьеносимого Херувимами и легионами Небесных Сил».
В это время священник в алтаре ставит Чашу и Дискос на Престол и снимает с них покровцы. Покровец – небольшой крестообразный плат. Затем священник покрывает Дары большим покровцом – Воздухом. Воздух – это прямоугольный плат, которым покрывают и Чашу, и Дискос одновременно. Воздух прообразует собой погребальные пелены Христа.
В следующем рассказе вы узнаете, что происходит дальше, после окончания Херувимской песни.
А сейчас я с вами прощаюсь! До встречи в новых рассказах, друзья!
Апостол и Евангелие | Рассказ Софии Р.