Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Мир веры – это мир мистический. В нем есть место и ангелам, и святым, и духам злобы Поднебесной. Одни помогают, другие – ставят подножки. К примеру, когда человек делает какое-то доброе дело, начинает молиться за кого-то, на него начинают ссыпаться искушения… Есть ли такая закономерность?
Не надо изобретать велосипед в духовной жизни
Священник Павел Островский: У нас нет такой чистоты сердца, чтобы видеть невидимый мир, поэтому приписывать все подряд ангелам я бы не рекомендовал. Здесь лучше ориентироваться на те вещи, которые уже точно известны. Опять же, как бы ни скучно это прозвучало, заповеди Божии. Священное Писание, Священное Предание – вот на это надо ориентироваться. Когда человек начинает все приписывать ангелам, и вообще видеть везде проявление невидимого мира, то тут и до психиатрии недалеко. Более того, бесы очень любят, когда человек во всем пытается видеть нечто сверхъестественное. Они с радостью идут ему навстречу, начинают подавать разные знаки. В реальной жизни все это может привести не только к паранойе, но и к шизофрении.
Нужно жить, как христиане жили веками. Есть проверенный путь в православии: читать Писания, святоотеческую литературу. Если есть какие-то вопросы, то всегда можно проконсультироваться. Иди общим путем, ничего не выдумывай. А мы вместо этого начинаем играть со своей душой, что-то выдумывать из себя, изображать. Вот, я – христианин, вот я такой святой, сейчас начну Иисусову молитву творить по 500 раз. Конечно, если начнешь так с ума сходить, все это может психиатрической лечебницей закончиться.
Точно так же и в браке: люди же самые умные у нас. Нет, чтобы посмотреть, пообщаться с людьми опытными в семейной жизни, посоветоваться с ними. Мы же все самые умные. От этого скандалы, ссоры, а потом и семьи распадаются. Всё потому, что люди хотят все узнать сами, не доверяют опыту предыдущих поколений. Все это приводит в семье к разводам, а в духовной жизни к – дурдому.
Итог своеволия и самомнения
Когда ты все время в духовной жизни изобретаешь велосипед. Мы же в мирской жизни все равно ориентируемся на опыт предыдущих поколений и пользуемся им. В технологиях, к примеру. Мы же не сочиняем правила дорожного движения. Мы их сначала изучим, а потом им следуем. Не на личном же опыте мы убеждаемся, что на красный ходить не нужно.
Получается, что в обычной жизни мы ориентируемся на опыт предыдущих поколений, а в духовной жизни и в семейной мы самосвяты, самостарцы, всех готовы спасти. И себя в том числе.
В позапрошлых веках на Руси был распространен институт старчества. Все ездили за советом к Серафиму Саровскому, Оптинским старцам. И сегодня многие верующие стремятся трудные вопросы разрешить при помощи советов опытных духовников.
Важный для нашей духовной жизни период