Молитвенная дисциплина

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Часто, когда встаешь дома на молитву, то все равно невольно возникают мысли о «поставленной галочке». Тогда где грань между дисциплиной − вставать на молитву, даже когда нет молитвенного настроя, настроения, и встать на молитву ради того, чтобы успокоить себя «я сделал»?

Дисциплина

Дисциплина − это хорошо, она помогает не бросить все это дело. На дисциплине и режиме многое держится, то, что давно бы развалилось само по себе. Это видно на примере детей. Но наивно думать, что мы, взрослые, далеко от них ушли.

Но если регулярная молитва и посещение храма из чувства долга становится постоянным состоянием, то это уже плохо. Мы должны получать внутреннее подтверждение − и эмоциональное, и духовное, что результат есть, что мы делаем это не зря. Есть старое присловье: когда спрашиваешь мужчину:
− А почему ты в храм, не ходишь?
Он отвечает:
− А у меня жена ходит!
− Ну, а ты почему не ходишь? − А у меня жена, как из храма придет, так злая, как собака. Почему люди никогда в храм не ходят, а на Пасху приходят? Потому что они поучаствуют в Крестном ходе, почувствуют эту пасхальную радость, и им это что-то даст, пусть и не высокие духовные переживания. Но человек получил то, в чем он нуждался. Или у человека ушла жена, он пришел в храм, свечку поставил − ему легче стало, может быть, просто эмоционально, а может быть, это было прикосновение благодати. Но человеку обязательно нужна это обратная связь.

Молитва в храме

Кто-то ходит в храм, исповедается, причащается, молится дома, открывает хоть иногда Священное Писание, постится, а это очень тяжело. Но еще тяжелее становится, когда это не «обеспечивает результат», нет чувства единства с Богом. И вдруг этому человеку приходит мысль, что, по сути, он ничего не может сделать, только отдать себя в руки Божьи. Вот тогда приходит это единство и полнота молитвы. Смысл тут не в том, что ничего не нужно было делать до этого, а в том, что в тот момент человек по-настоящему смирился: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (I Пет. 5:5). Но, к сожалению, чаще у людей возникает состояние апатии и уныния. «Я ничего не могу, я все перепробовал, у меня больше нет сил».  «Ну, уходи». Нет, он не хочет уходить, он уже знает, что истина здесь, в том, как Петр ответил Христу: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68)

Все жизненные ситуации случаются для укрепления нашей веры. Если мы проявим постоянство, останемся с Господом, то нас всех ждет великая награда на Небесах – Царство Божие.  “Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е”(Мф. 11:12). Будем же подвизаться в молитве, стяжании добродетелей.

Молитвенная дисциплина

Как следует молиться

На главную страницу сайта - Семья и Вера