Великий понедельник

Со Страстной седмицей, дорогие братия и сестры!

В Великий понедельник вспоминаются события: проклятия смоковницы, власть учить, притча о двух сыновьях, притча о злых виноградарях и свидетельство Христа о Своем пришествии и о признаках кончины века.

Проклятие смоковницы

“Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла”. Надо сказать, что в это время года, весной, смоковница и не должна цвести. Созревание смоковницы происходит значительно позже. И кажется, что действия Христа, лишены смысла. Но это не так. Смоковница, наряду с виноградной ветвью, это один из образов еврейского народа ветхозаветной Церкви. На этом древе Господь ожидал зрелых плодов, ведь за ним ухаживали патриархи и пророки. Но еврейский народ во время посещения его Сыном Божиим оказался совершенно неготовым к встрече с Ним.

“Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?”. Возможно, что их удивило само это чудо или само это требование Христа получить от смоковницы смоквы в то время, когда их и не должно было быть.

“Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, − будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите”. Действительно, если мы обращаемся к Богу с молитвой и с глубокой верой, то Господь не откажет нам в своих благословениях.

Трагедия еврейского народа − это трагедия в массах, но в своем остатке этот народ сохранил верность и Богу и Христу. Верный остаток Божий во время земной жизни Христа: Дева Мария, праведный Иосиф, Симеон Богоприимец, пророчица Анна, святые апостолы, жены-мироносицы. Они приняли Христа и на момент Его вознесения от 120-150 христиан составляли Его общину.

Природа власти

“И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?” Хотя в своем сердце они решили убить Иисуса и даже Лазаря, которого Он воскресил, они как бы ещё ведут себя нейтрально: задают Ему вопросы и ожидают определенные ответы. Они задают вопросы о принципах власти. Эти вопросы остаются актуальными и в наше время. Какой властью действует Церковь в этом мире? Кто дал власть христианским священникам отпускать грехи или не отпускать? Накладывать прещения и освобождать от прещения? Подобные вопросы задают Христу.

“Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, − боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю”. Власть Христа проистекает и от Бога Отца и от Самой испостаси Христа как Бога и человека, который в своем Богочеловечестве соединяет небесное и земное, Божественное человеческое. И Церкви власть даровал Христос, и Церковь тоже богочеловеческий организм, ибо в себе она имеет то, что получает от Бога, и то, что проистекает от земли, от человечества. Церковь − это синергия между небом и землею, божественным и человеческим.

Власть Церкви − это власть отпускать грехи. И Христос не задолго до Вознесения дает эту власть Церкви, сказав: “Кому простите грехи − тому простятся, на ком оставите − на том останутся”.  Природа власти независима от этого мира, ибо власть Церкви и власть Христа проистекают с небес.

Природа власти

Два сына

“А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему”.

Смысл этой притчи очень глубокий. Здесь говорится о двух сыновьях одного отца. И когда первому было сказано пойти работать в винограднике, то он отказался. Первый сын олицетворяет языческий мир, который не принял на себя ярмо Синайского откровения. Но это неприятие идти по стезе Божией и трудится в винограднике Божьем со временем прекратилось. Эта масса народа стали искать, как исполнить волю Бога. А другой сын, который на приглашение войти в труд отца сказал: “Иду, государь!”. Это образ еврейского народа, который ответил на Синайское откровение согласием, потом желанием до конца понять на что, он дал согласие. Это было дерзновением с их стороны, но многое из того что взяли на себя, не исполнили. Ибо закон, ослабленный действием человеческой плоти, не способен поменять людей.  Может быть те, которые сейчас говорят Богу “нет”, это и атеисты, которые нас окружают.  Но когда под тяжелыми обстоятельствами жизни, они начнут искать путей Божьих, это будет означать, что их нет превратиться в да. А те, которые сейчас говорят “да”, через несколько дней скажут Ему “нет”. Как в день вхождения Господа в Иерусалим толпа кричала “Осанна, Сыну Даивдову!”. Но пройдет всего несколько дней и та же толпа будет кричать “Распни Его”.  Эта притча о двух сыновьях серьезное предупреждение для тех, которые думают, что стоят, но они уже упали, и надежда для тех, кто уверен, что они пали, но Бог может их поднять. А слова о мытарях и блудницах переполняют надеждой сердце каждого грешника. Почему они идут первыми?  Потому что у них не было иллюзий относительно самих себя. Они знали, что грешники. А Христос пришёл в этот мир спасать не праведных, а грешных. И главная мысль послания к римлянам − Христос умер за нечестивых. И апостол Павел, развивая эту мысль, говорит, что едва ли кто умрёт за праведника.

Злые виноградари

“Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился”. Хозяин − это Бог, Который создал небо и землю. Который насадил свой виноградник. Виноградная лоза − это один из символов еврейского народа. Первый виноградник Божий − это ветхозаветная Церковь, Израиль. Заповеди Божии, которые удаляют нас от греха, и есть ограда. Точила − это доступ необходимой влаги Божественного откровения. С башни пророки предупреждали народ о грядущих опасностях.

“Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.”. Так евреи расправлялись с собственными пророками.

“Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили”. Здесь под образом виноградника является город Иерусали, за стенами которого убивают Христа − сына хозяина виноградника. Плоды же − это святые, которые будут из разных народов.

“Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших. Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его”. Камень − это Сам Христос, которого отвергли иудеи и который сделался основанием Церкви.

О пришествии Сына Человеческого

“Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?” Ученики уже взволнованы словами Христа, в которых Он говорит о предстоящих собственных страданиях, и о замещении еврейского народа другим народом. Ученики чувствовали, что наступает полнота времён, и они хотят узнать, когда же конец мира и признаки Его второго пришествия. И в наше время тоже есть много людей, которые постоянно задаются этим вопросом.

“Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят”. Хотя этот вопрос волнует многих, есть опасность поддаться психозу всяких лжепророков и лжехристов, и оказаться под их влиянием. Здесь сказано, что ложные религиозные системы многих прельстят. В последние времена таких будет достаточно много.

“Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней”. Войны − это непосредственно военные действия, события, а военные слухи − их обсуждение. Предварительные военные конфликты будут локальные, но локальные перерастут в мировые войны. И как результат военных потрясений голод, эпидемии и землетрясения. А болезни будут возникать, возможно, из-за использования ядерного оружия.

“Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется”. Отношение к христианам последнего времени изменится, их будут предавать и преследовать. Сначала неприязнь будет выплескиваться на христиан. По прошествии времени люди будут выплескивать её друг на друга. Лжепророки − это не только религиозные проповедники, но и политики, которые что-то на перспективу обещают, но всё это оказывается ложью. Из-за войн и взаимной неприязни охладеет любовь. Тот, кто сможет пережить все эти сложные обстоятельства до конца и не сломается, спасется.

“И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец”. Важное свидетельство приближения второго пришествия Христа − это то, что проповедь Евангелия будет совершенно открыта. Сейчас мы слышим проповедь Евангелия в Интернете, на телевидении. И вот этот последний призыв он обхватит буквально всю планету. После последнего призыва придет конец. Людям будет предоставлен последний шанс, и будет осуществляться евангелизация.

“Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, − читающий да разумеет, − тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои”. На крыле христианской Церкви в планетарном масштабе обнаружится отступничество, когда христиане отступит от чистоты веры. И антихрист будет воцарятся в нашем христианском сообществе. Во времена второго пришествия, необходимо будет возвышать свое сознание − бежать в горы, через самообразование, через исследование Писания, соединенное с постоянной молитвенной практикой.

“Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет”. Зимой, так как это тяжелый климатический период, а субботу люди отдыхают, находятся в покое, и могут быть настигнуты в этот момент врасплох.

“И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни”. Сам Христос молил Отца, чтобы сократились дни последних испытаний и искушений в дни антихриста.

“Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, − не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, − не выходи́те; “вот, Он в потаенных комнатах”, − не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;  небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”. Самым большим чудесником будет антихрист, который будет как бы воскрешать мертвых, совершать другие чудеса. Пришествие Христа не будет пришествием в неком подполье, а будет носить глобализационный характер. Все узрят Его пришествие. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что труп − это Христос, когда Он умирает. Апостолы как орлы воспарили по всему миру, проповедуя Воскресение Христово. Солнце − это новозаветное откровение, луна − ветхозаветное. Всё это померкнет в глазах секуляризированных людей, разовьется библейский критицизм. Епископы, которые перестанут обращать людей к Богу, и даже отвращать, посыплются с неба. Всё придет в движение. Знамение Сына Человеческого на небе − это Крест. Первый мир − мир, который погиб в водах потоках, второй мир сберегается для огня.

Конец этого мира означает начало мира другого.

Протоиерей Олег Стеняев

Великий понедельник

Последуем за Христом

7-я Страстная Седмица 2

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера