С Воскресным днём, дорогие братия и сестры!
Много тайн, глубоких и необъяснимых для ума человеческого, представляет нам настоящая наша земная жизнь, но загробная жизнь есть тайна из тайн. Что будет с нами, с нашей душой, когда тело наше возвратится в землю, из которой же и было взято? Только вера христианская может дать ответ на этот важный вопрос. Разъяснением этого вопроса служит евангельская притча о богаче и Лазаре. Вот краткое содержание этой притчи.
Притча о богаче и Лазаре
Был некто человек богатый, который и одевался роскошно, и пировал каждый день блистательно. В то же время жил нищий по имени Лазарь, который лежал у ворот богача, в струпьях, и желал напитаться крошками, падающими со стола его, но и тех не давали ему. Но вот наступил конец земной жизни: одному нужно было расстаться с земными удовольствиями, а другому − со всеми житейскими невзгодами. Умер богатый, и его похоронили, конечно, пышно, но душа его очутилась во аде, в месте вечных мучений. Между тем нищего, по смерти его, отнесли ангелы на лоно Авраамово, т. е. в места вечного блаженства.
Участь доброй души
Вот что бывает с душой умершего по разлучении ее с телом! Душа добрая, умевшая мириться с самым неблагоприятным положением на земле, подобно душе евангельского нищего, сейчас же по разлучении с телом вступает в общение с ангелами, в сопровождении их следует в неведомые для нас места, где витают души праведников, наконец, вступает в самые близкие, в самые сердечные отношения с праведной душой Авраама, отца верующих, а вместе с тем и с другими праведными душами.
А что бывает с душой недоброго, легкомысленного, тщеславного, беспечного?
Такой душе, подобно душе евангельского богача, место − в таинственном, страшном жилище злых духов и недобрых душ, ее долей бывает состояние разочарования, грусти, тоски и жгучего безутешного раскаяния. Что же будет с душою нераскаянного грешника? Ответ на этот вопрос открыт нам Самим Господом в притче. «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем».
Напрасно ты теперь просишь, чтобы нищий Лазарь посетил тебя, принес на конце пальца хоть каплю воды и остудил язык твой. Было время, когда этот бедняк каждый день был на глазах твоих, лежа у врат твоего дома, и ты не обращал на него внимания. Было время, когда он страдал, а ты пресыщался удовольствиями; теперь время тебе страдать, а ему утешаться, Лазарь всю жизнь волочил на себе тяжелое бремя болезней и скорбей. Теперь он в блаженной отраде, ты же во аде. У Бога нет неправды, всякое беззаконие получит свое воздаяние. Не обидел тебя Бог, не обидел Он и Лазаря: и богач, и бедняк равны перед Ним. Каждому воздаст по делам его. Были у Лазаря, как и у тебя было множество их. Но у Лазаря было много добра, о котором он забывал, сокрушаясь о грехах, о которых ему напоминали скорби, бедность и болезни. И у тебя были добрые дела, которыми ты хвалился, забывая о множестве беззаконий твоих. Ты явно не отрекался от Бога; ты стыдился людей и не был открытым беззаконником; открыто ты любил любящих тебя. Ты старался показывать свою честность, открыто не воровал, не грабил по-разбойнически, тебя во сто уст хвалили за хлебосольство, за твое умение жить. И ты получил за это воздаяние, за те крупицы добра, которое ты творил. Помяни, яко восприял еси благая в животе твоем. Бог уплатил тебе должное. Теперь ты уплачиваешь должное правде Божией, не терпящей беззакония. Ты одевался в порфиру и виссон, не хотел прикрыть гнойные раны брата твоего, лежавшего у ворот твоих. Ты проводил жизнь в пирах и забавах и не заботился напитать хотя бы крошками от стола своего голодного Лазаря, вместе с псами ждавшего этих крупиц. Теперь ты в огне и нагой, а Лазарь в блаженстве и свете, вместо холода и рубища. Итак, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазаръ такожде злая. За грехи юности, за грехи неведения, за немощи он наказан нищетою и болезнями. Он был беден, но не воровал, был болен, но не роптал; тяжко страдал, но терпеливо переносил свои страдания, смотрел на жизнь как на дар Божий и не бросил этого дара в грязь, как делают безумные самоубийцы. За малые грехи он довольно был наказан на земле. Теперь за великое терпение воспринимает благая. Воистину праведен суд Божий! Таков смысл ответа, данного Авраамом из райских обителей богачу, страдавшему в пламени гееннском.
Из этой притчи будем твердо помнить ту истину, что добродетель не остается без награды, а порок без наказания, что и праведники, и грешники в свое время получат праведное мздовоздаяние. Поэтому будем жить благочестиво, соблюдая верно заповеди Господни и уставы святой нашей Матери Церкви, чтобы и нам наследовать вечную блаженную жизнь.
Притча о богаче и Лазаре | Проповедь