Преподобный Иустин Попович

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

«Какое несчастье быть человеком, но не быть христианином, – восклицал когда-то один праведник. – Святые Божии, отвяжите меня от мира и привяжите к небу». Какие теплые слова! Вырвались они не из груди какого-то маститого старца, мудреного опытом, а из сердца совсем еще юного сербского инока, будущего преподобного Иустина Поповича.

Кем же был этот человек, откуда пришел он в наш беспокойный мир? Скажем вам сразу, не из-за облачных высот, не в царских палатах он родился, а в одном из тихих и уютных сербских сел, таком, каких много в округе. Но было во всем этом и что-то необычное, примечательное, ведь день его рождения совпал с праздником Благовещения. Потому и нарекли его родители именем Благое. Разумеется, и в честь праздника Благовещения, и вообще, чтобы в жизни у нарожденного сына все сложилось по благому, то есть счастливо. Так впервые открыл глаза лучам солнца новый праведник, Благое Попович.

Преподобный Иустин Попович

Нет, не наложил он на себя с малых лет тяжелого поста и молитвы, и вообще, казалось, мало походил на будущего монаха. Бодрость и веселье не знали в нем меры. Мог он резвиться во дворе с утра до вечера, но было одно удивительное слово, которое мгновенно его преображало. Это слово – храм.
«Благое, пойдем в храм!» – позовет его кто-то из взрослых. И мальчик сразу же делался другим, серьезным, сосредоточенным.
В храме терпеливо выставил он долгие службы, и с раннего детства решил: «Вырасту, обязательно буду священником».

Окончив четыре начальных класса сельской школы, он выдержал трудные экзамены в Белградскую семинарию Святого Саввы. В ней он проучился девять лет.
«Потом, конечно же, духовная академия», – скажете вы.
Нет, если бы. Первой академией для Благое Поповича стал фронт, а точнее, санитарный батальон, ведь разгорелась Первая мировая война. Так, что даже иноческий постриг двадцатилетнему Благое пришлось принимать под гулом орудий.

В иночестве его нарекли именем Иустин в честь святого мученика Иустина Философа. После пострига молодого инока направляют в Петроград на академическое обучение. Ехал он в Россию, как в твердыню православия, а увидел совсем другое. Все в ней дышало революцией. И потому, скрепя сердце, он отправился оканчивать свое образование в Афины. Но еще долго потом размышлял он о нашей стране.
«Россия – это тайна. Она открыта только Христу».

Преподобный Иустин (Попович), Челийский

Вернувшись из Афин в родную Сербию, преподобный Иустин принял священный сан. Шли годы. В неустанных трудах пережил он оккупацию Югославии гитлеровцами и вообще всю Вторую Мировую войну. Нацисты были разбиты. И что же вы думаете? Пришла в Югославию свобода? Вовсе нет. Одно рабство сменилось другим, даже более коварным. Коммунистический режим маршала Тито медленно, но неустанно притеснял Сербскую Церковь. Епископы приуныли, никто не смел поднять головы.

И вот среди всеобщего гробового молчания раздался громкий голос уже почти 70-летнего старца Иустина Поповича. Написал он обличительное письмо новым угнетателям сербского народа. Знал он, что за это могла ждать его безжалостная расправа, но не побоялся выступить против гонителей Церкви.

Впрочем, там, где иссякают людские силы, в дело вмешивается Сам Господь. К великой радости верующих, отец Иустин остался на свободе, пронес свой крест до конца и тихо отошел ко Господу в день своего рождения. Это ли не чудо, родиться в мир и покинуть его на праздник Благовещения?

Храни вас Господь, дорогие братья и сестры, молитвами преподобного Иустина!

Преподобный Иустин Попович

Благое

На главную страницу сайта - Семья и Вера