– В каком случае принимают причастие в свое осуждение?
– Об этом говорит апостол Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29), – отвечает иеромонах Иов (Гумеров). – В комментарии к этому посланию святитель Иоанн Златоуст пишет: «Причина стольких благ, трапеза, источающая жизнь, становится осуждением? Не по своему естеству, говорит он, а по произволению приступающего. Как Его пришествие, доставившее нам те великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти тайны становятся средством большего наказания для недостойно причащающихся» (Гомилия 28 на 1-е Послание к коринфянам). Из слов апостола Павла видно, что он считает недостойно причащающимся того, кто не рассуждает о Теле Господнем, то есть принимает без веры — как простой хлеб. По мнению святых отцов, недостойно причащаются имеющие злобу на ближнего и находящиеся во вражде, имеющие неисповеданные смертные грехи, зараженные еретическими учениями. Последствиями недостойного причастия бывают недуги, как духовные, так и телесные. «Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, то есть подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости» (Авва Феона; см.: Иоанн Кассиан Римлянин , преподобный. Писания. 22 собеседование).
Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении: «Братия приступили к принятию святых таин. Как только некоторые простирали руки, бесы, как бы предупредив священника, клали им на руки уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и с ужасом далеко убегали. Видел он также, что ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукою священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании святых таин. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, как во время бдений, при чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братии, по внушению злых духов, предавался помышлениям. И не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братий, приступающих к алтарю» (Руфин . Жизнь пустынных отцов. О Макарии Александрийском).
Необходимо строго следить за тем, чтобы не причащаться недостойно, но избегать другой крайности: отказываться от регулярного участия в этом великом таинстве под предлогом недостоинства. О таких говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны уклоняться от святого причастия… И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению… Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще более и более с жаждой надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми». Церковь предоставляет нашей христианской совести испытывать нашу готовность к причастию. Благословение на причастие дает священник, который принимает исповедь.
У меня похожая история, как и у Ирины (в предыдущем комментарии), не до такой степени конечно, но очень хотелось бы узнать, почему подобные вещи происходят с нами? Я пришла в Церковь не из-за каких то особых событий в жизни, а просто потянуло (бабушка была верующая и в детстве меня водила на службы, потом я выросла и перестала туда ходить). А потом захотелось пойти на Пасху,а затем все чаще. Я решила стать крестной мамой сыну подруги и тут впервые во взрослой жизни (а мне было уже за 30) исповедалась и причастилась. Я почувствовала такое воодушевление и Благодать, что решила, что и дальше буду причащаться и ходить в церковь. Но после очередного причастия я случайно узнала (а случайно ли?) что муж общается с другой женщиной, уж не знаю до какой степени дошло это общение, но было очень больно и я много в связи с этим нагрешила, потом были и другие перепетии в жизни, свекровь, которая знала о наших проблемах, нашла повод поссориться со мной, обвинив меня в том, чего я не то что не делала, но даже не помышляла. Мы перестали с ней общаться, так как я не чувствовала себя перед ней виноватой и поняла, что общение с этим человеком очень вредит моей душе (обиды, очень сильные переживания с моей стороны и я впадаю в осуждение и другие негативные по отношению к ней эмоции), она уже не в первый раз выдумывает про меня, что негативно влияет на отношения с мужем вплоть до попыток разойтись. Я пол года не могла пойти к причастию, так как обида на нее терзала мою душу. Спустя время мы решились на вторую беременность, сразу не получалось,наступило время Великого поста и я впервые в жизни решилась держать его до конца, за время поста решилась все таки (постаралась в душе отпустить ситуацию и простить, но у нее прощения не просила и продолжала избегать общения, но уже не из-за сильных негативных эмоций, а из опасения, что ситуация будет повторяться) и 2 раза исповедовалась и причащалась и учавствовала в таинстве Соборования, молилась о даровании чада, ходила по врачам, подлечилась. Писала записки св. Матроне, которые ваш редактор Татиана отвозила к мощам. И О ЧУДО беременность в первом цикле после поста. Но с мужем ссоры стали случаться все чаще, я много плакала и переживала, как я буду одна с двумя детьми, если он нас бросит и обиды были, что не проявляет любви и заботы. Летние посты я не соблюдала из-за беременности, только не ела колбаски и сладкое, ну и с мужем не делила постель. Из-за того, что не постилась, боялась идти к причастию, да и вообще сумбур такой в голове был. Но ребенка я очень хотела, хоть и боялась, что не справлюсь и постоянные ссоры с мужем, который не хотел менять свой образ жизни и уже начинал ненавидеть меня и мою беременность (он так и сказал во время очередной ссоры). Получается, что за 12 недель беременности я не разу не причастилась, не чувствовала себя достаточно уверенной, что могу достойно причаститься, слишком много обид и переживаний. В итоге на первом УЗИ в 12 недель у меня обнаружили замершую беременность (ребенка вообще не было, только пустое плодное яйцо). Я оченьстрадала, но молиться не переставала, даже на операционном столе. Потом было еще одно выскабливание, уже без наркоза, было так больно, что мой крик было слышно во всем отделении, но я продолжала молиться. Выписали меня недолеченную и спустя месяц УЗИ показало, что возможно у меня злокачественная опухоль из-за замершей беременности. Меня положили в онкологию,опять наркоз и выскабливание, я молилась и результат гистологи показал, что это плацентарный полип. Слава Богу! Сейчас все не однозначно, анализы не очень хорошие, хождение по мукам не прекращаются. Сейчас готовлюсь к очередному причастию, получается, что я опять не причащалась с Великого Поста, а сейчас октябрь. Исповедь и причастие в воскресенье, то есть уже послезавтра – 23.10.16г. Мне страшно, может все из-за недостойного причащения? Я верю в Бога и хочу быть как можно ближе (поэтому и продолжаю по воскресеньям ходить в Церковь и молиться утром и вечером, после болезни постепенно опять начала держать пост в среду и пятницу), но не могу справиться со своими грехами, не могу до конца стать православной и жить по всем “правилам”, тем более, что часть моей семьи, включая мужа, противится такому образу жизни и даже те изменения, которые я все таки смогла внести в свою жизнь его напрягают, хотя он мне и не препятствует.
Здравствуйте, Марина!
Советуем Вам ознакомиться с публикацией: “Исповедь и Причастие. Беседы с батюшкой”.
Не отчаивайтесь, молитесь, продолжайте вести церковный образ жизни. и Господь все управит!
С Богом!
Здравствуйте, прошу у вас ОЧЕНЬ СИЛЬНО опять совета и помощи у священника. Дело в том , что к вере я пришла около года назад и мой бывший муж. После первого причастия на нас с ним посыпались испытания. Причем мы причастились перед свадьбой. Венчаться у нас не получилось так как у мужа сразу же возникли на работе проблемы с деньгами и в бизнесе. Он пропадал на работе времени на церковь не было. У меня ставили диагноз бесплодие и забеременнеть мне не удавалось. Я хотела уже удочерить кого-нибудь. Но муж отказывался. Мы молились прося помощи в даровании ребенка Я просила его помолится раз. Потом, когда я отчаялась и захотела развестись с мужем и у нас были постоянные конфликты. Так как муж начал нервничать из-за работы и денег. Я узнала что я забеременела. у мужа никакой радости не возникло. а я от радости уверовала еще больше, что для меня это было чудо и еще больше стала посещать церковь. А муж мой стал гулять с друзьями и сказал, что ему со мной скучно, так как я перестала ходить на дискотеки, краситься, одеваться сексуально. Он стал заглядываться на мою сестру. И вот после одной ночи, я вещи его выставила за дверь. Он ушел из дома сказав , что не любит меня и терпеть меня не будет. Ничего , чтобы не говорила о вере и что ребенок появился так как врачи ошиблись и всем ставят бесплодие, а не потому что мы ходили в церковь и молились. Затем он стал редко звонить и сейчас даже не беспокоится о ребенке. Мы развелись и он был рад этому, сказав что штамп для него не значит. И сказал, что у него уже есть беременная женщина только на месяц позже ей рожать чем мне. Он мне со злобой дает мне деньги на еду, хотя я уже не прошу у него. А у меня нет даже работы. Так как он хотел чтобы я сидела дома и занималась хозяйством изначально и детьми тоже. Он кричит на меня. Говорит, что не может меня видеть. Я все это к тому , что когда я причащаюсь в этот день и после на меня как будто собаки с цепи срываются. Когда он кричит на меня.После причастия он не может со мной разговаривать, может не звонить.говорит вынужден так как его родители постоянно спарашивают о ребенке и как он заботится. Я ВСЕ ЭТО К ТОМУ ЧТО ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮТ СРАЗУ ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ. Год общения,, когда мы не посещали церковь он хотел быть со мной строил планы и действительно хорошо относился ко мне. Как только посещать стали таинства церкви. посыпались проблемы.И ОН И Я впали еще в большие грехи нежели до нашей жизни когда пришли в церковь. Вы знаете, честно я уже не знаю и боюсь причащаться мне или нет, молиться мне или нет. Так как я раскаялась в грехах своих и не хочу их повторять. Но я снова впадаю да еще и в тяжкие. Развелась с мужем, хотела ребенка, а теперь не знаю как воспитывать одна. У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ жить по-христиански и он смеется надо мной говоря тебе никогда не быть христианкой. С твоими грехами. Я не могу справится со своими страстями сама. Но и когда причащаюсь впадаю в грехи еще более тяжкие. НЕ могу справится с испытаниями. А ведь с меня спросится еще больше , чем с невоцерквленого человека. Так как даются дары, а я их не употребляю во благо. Так стоит мне вообще продолжать все это, так как жизнь моя становится еще хуже и хуже, а к тому же еще и прилагается ворох грехов…
Ирина, здравствуйте!
Отец Димитрий позже ответит на Ваш вопрос.
Храни Вас Бог!