Земное и Небесное. Братство

Добрый день, дорогие посетители нашего православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня на очереди видеопросмотра 4 серия документального 10-ти серийного фильма «Земное и Небесное».
Данный сериал снят по благословению Патриарха Алексия II киностудией «Остров».

4-я серия – «Братство» рассказывает о тяжелых для православия годах, когда на Западной Украине во время введения унии началось жесточайшее разорение православной церкви. Оплотом православия на этих землях стали православные братства.

Ведущий Алексей Петренко.

Огромное пространство киевских земель нашествие Батыя выжгло дотла. Опустошенные земли делили литовцы и поляки, которые, в конце концов, объединились в единое католическое государство – Речь Посполитую. Наш фильм о тяжелых для православия годах на Западной Украине, Червоной Руси.

В то время князь Даниил Галицкий один противостоял татаро-монголам. Перед ним встал тот же выбор, что перед Александром Невским – пойти на союз с Западом или с Востоком. При его отце, князе Романе Галицком, на Западную Украину римские легаты шли с просьбами принять католичество, предлагая в награду королевскую корону. Роман тогда высмеял их и отослал ни с чем. Сын Романа, князь Даниил Галицкий, к Западу относился куда более терпимо.

Защиты от татар Даниил Галицкий попросил у папы римского. Папа римский потребовал «малости» от Даниила – признать папу главой Русской Церкви. Поначалу Даниил отказался от этого, но потом короновался и дал клятву повиноваться римской церкви. Александр Невский принял Восток, а Даниил Галицкий – Запад. Но потом поплатился за это, потому что Польша пришла сюда, и Галиция стала частью Речи Посполитой.

Даниил Галицкий короновался и дал клятву повиноваться римской церкви. Но папа помощи не дал. Вместо рыцарей хлынули католические миссионеры, монахи Бернардинского и Доминиканского орденов, которые принялись строить костелы в городах Червонной Руси, и насаждать здесь латинство. Даниил спохватился и отказался от договора с папской курией, но было поздно. Его политический компромисс оказался необратимым.

За слабость, за трагическую ошибку Даниила Галицкого, Червонная Русь поплатилась сурово. Во второй половине XIV века ее захватила Польша. Вслед за Галицким разломом произошла череда очень тяжелых для православного народа событий, не закончившихся и сегодня. Все делалось умно, хитро, продуманно и изощренно. Из грамоты польского короля:

«Каждый рыцарь или боярин, принявший католическую веру, и его потомки, законные наследники, имеют и будут иметь полную и всякую возможность владеть, держать, пользоваться, продавать, отчуждать, обменять, дать, дарить, согласно своей доброй воле и желанию, замки, волости, деревни и дома и все, чем владел бы по отцовскому наследству, как владеют, пользуются и употребляют на основании одинаковых прав нобили в других землях нашего королевства Польского… Всякий, кто, приняв католическую веру, позорно от нее отойдет или кто будет отказываться принимать ее, не должен пользоваться никакими указанными правами…»

И многие знатные фамилии соблазнялись громкими титулами, и замками, и всякими благами, которые сулил король. А в народе все чаще и чаще римская вера считалась панской, а православная – холопской.

Польский король распоряжался церковными имениями, архиерейскими кафедрами и монастырями совершенно по-светски. Он раздавал их своим подданным за верную службу, а иногда попросту продавал. А за Владимир-Волынскую кафедру вообще развернулись боевые действия. Сразу два кандидата получили грамоту на ее владение. Ну, вот ошибка у них вышла… Один поторопился, и занял кафедру раньше, а второй, не долго думая, притащил пушки, и стал обстреливать Владимир-Волынский Успенский собор.

На мой взгляд, религия создает тембр жизни верующего. А тембр жизни создает облик верующего. И если присмотреться, то все-таки отличается облик православного от мусульманина, от католика, от иудея. Нельзя говорить, какой лучше. Для всякого свой лучше. А интонацию облика все-таки создают поступки. И вот я вычитал, что «среди епископов Западной Руси (а все они были из шляхтичей) было в порядке вещей иметь жен и любовниц. А епископ Кирилл Терлецкий нападал на соседние имения, грабил на дорогах, и даже насиловал». О Терлецком я еще потом расскажу.

Православные с ужасом на это смотрели. Вот из письма митрополиту Киевскому:

«А что сказать о порубании святых крестов, об отобрании колоколов… Из церквей делаются иезуитские костелы. И имения, которые были подарены Церкви Божией – привергнуты костелам. В честных монастырях вместо братии живут игумены с женами и детьми, и владеют, и правят церквями Божьими. Из больших крестов делают малые и из того, что подарено в честь и хвалу Богу, совершают святокрадство и устрояют себе пояса, ложки, злочестивые сосуды для своих похотей».

Это мольба о помощи, отчаяние. Это из письма митрополиту Киевскому.

А история греко-католической униатской церкви началась почти за век до Галицких событий. На так называемом VIII Вселенском Соборе греческая и римская церковь объединились против усиливающейся Османской империи. Но Рим Константинополю помощи не прислал. И Константинополь пал. 29 мая 1453 года турки Османской империи захватили город, разрушили Храм Святой Софии, превратили его в мечеть, и православного центра не стало.

А всех православных католики стали называть схизматиками, и приравнивали их к язычникам. Многие поколения русских императоров жили идеей возвращения Храма Святой Софии православию. Об этом мечтали писатели, такие как Достоевский, Тютчев, Леонтьев. Но так же мечтали, как иудеи мечтают вернуть себе Храм Соломона. Но пока Святая София – музей.

Падение православного Константинополя, его разорение, достигло славянских земель, и теперь вовсю бушевало на Червонной Руси.

Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец. Расхождений между католицизмом и православием много. Но я думаю, что большинство из них просто не очень понятны и даже не очень осознанны. Самое важное расхождение – Догмат о примате папской власти. То есть, католическая церковь утверждает, что папа является наместником Христа на земле. Ему должны подчиняться все христиане на земле. И высказанное папой мнение о церкви не подлежит сомнению и осуждению. Для Восточной Церкви это не приемлемое решение. У нас были и патриархи, которых мы изгоняли. Например, патриарх Игнатий, который принял унию и вошел в общение с католиками. Он был изгнан из Москвы.

Православные русины в Галицких городах были людьми второго сорта. Их не принимали в цеховые организации ремесленников, им отводились отдельные кварталы для жизни, и эти кварталы не были защищены крепостными стенами. Но именно в этих кварталах образовывались ячейки мощного православного духа. Назывались они братства. И вот силами братчиков и защищалась честь православных людей в Галиции.

Окончание 8

«Земное и Небесное» – 5 серия

«Земное и Небесное» – 3 серия

На видео – рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера