спор, ссора, муж и жена

Грех самооправдания в семейной жизни

Добрый день, дорогие наши посетители!

Как бороться с грехом самооправдания в семейной жизни? Когда вне семейной жизни ты сталкиваешься с обвинениями в свой адрес, то понятно, что лучше не отвечать на них, но надо ли возражать своему супругу, если он заведомо несправедлив, ведь, как правило, самооправдание возникает не на пустом месте? И является ли покаянием осознание своей вины?

На данные вопросы отвечает протоиерей Максим Козлов:

«С грехом самооправдания в семейной жизни надо боротьcя точно так же, как и не в семейной. Мы не можем вычленить какого-то отдельного подраздела в аскетических руководствах, но мы знаем, что со всякой страстью следует бороться через упражнение в противоположной ей добродетели.

Противоположной самооправданию добродетелью (чисто филологически это легко понять) будет внимательное видение меры собственной вины и ответственности за то, что с нами происходит.

И уж в домашней ситуации, где жена, дети, родители, сколько-нибудь внимательному человеку это легче сделать, чем когда он едет в троллейбусе и на него кто-то из стоящих рядом за что-то раздражился, обвинил его в лучших чувствах и он оправдывается перед едущими с ним людьми, при этом любви к ним не испытывая.

Так что желающему победить грех самооправдания надо стремиться видеть свою ответственность за то, что с ним происходит, и не перекладывать ее на сторону.

Когда вы вне семейной жизни сталкиваетесь с обвинениями в свой адрес, то здесь нужно быть честными. Если тебе совесть, именно совесть, и трезвое рассуждение говорят, что ты не можешь признать себя в данном вопросе виноватым, то нужно об этом честно же и сказать.

Однако это не значит, что тогда тебе уже не нужно искать пути согласия и компромисса. Даже если по отношению тех же пресловутых ботинок возникает дискуссия о том, следует ли их чистить по приходу домой (муж считает, зачем это надо, пусть они грязные стоят, и вины своей за причиненный беспорядок никак не склонен видеть), то опять же по любви нужно искать согласие, чтобы выход из этой ситуации был непреткновенным.

И хотя это не значит, что нужно виниться всякий раз, когда нас в чем-то упрекают, но укоры со стороны близких — это повод и даже основание внимательно-внимательно всмотреться в себя, в сложившуюся ситуацию — нет ли здесь объективно ну если не полной, то хотя бы в какой-то мере твоей ответственности, ибо один из самых верных способов понимания своей реальной, а не фантазийной греховности — это вслушиваться в то, что о нас люди говорят.

Если же, несмотря на все сказанное, совесть говорит нам, что обвинения на наш счет только отчасти справедливы или несправедливы вовсе, то нужно это честно свидетельствовать, иначе будет фальшь.

Иначе будет как бы вид смирения, на самом деле смирением не являющийся. В таком случае надо сказать своему(ей) супругу(е): я правым(ой) тебя не могу считать, ибо убежден(а), что в этой ситуации лучше бы так поступать, как я поступаю, но давай сейчас решать не кто прав, а кто виноват, а как нам из этой ситуации выходить. И быть может, тогда иной раз один уступит, другой раз — другой.

И является ли покаянием осознание своей вины? Само по себе осознание вины может и не сопровождаться покаянием, то есть внутренним изменением человека, а может приводить только к трагической, скорбной, тоскливой или отчаянной констатации того, что есть. И все. Тоска и уныние.

Покаяние начинается с осознания вины, а продолжается перерождением, появлением нового человека во Христе. Или не продолжается, поэтому человек, осознав свою вину, не должен на этом останавливаться».

 << На главную страницу                   на Семейную рубрику >>