Свадьба, венчание, на Руси

О христианском браке – от свадьбы до любви

Добрый день, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Христианский брак – это фундамент общества и Церкви. Христианский брак также является и источником настоящей-сильной любви!

Наши предки хорошо об этом хорошо знали, и подготавливались к этому важному делу не спеша и  со всем старанием.

Протоиерей Сергий Николаев написал замечательный очерк посвященный христианскому браку, в котором также затронул историю и обычаи, жившие на Руси. Из очерка Вы также узнаете, какое время года на Руси было самым «урожайным» на свадьбы, как наши предки готовили себя к семейной жизни и насколько серьезно  подходили к созданию собственной семьи. Отец Сергий подробно и ясно объясняет, что такое любовь и верность в браке, как сохранить и приумножить любовь между супругами, и как пережить неизбежные трудности в семейной жизни.

«Когда-то осень была на Руси самым «урожайным» на свадьбы временем. И в этом сказывалась любовь наших соотечественников к порядку. Все в жизни человека имело свое время и место. Особенно такое важное, можно сказать, наиважнейшее в его жизни событие, как брак.

Конечно, свадьбы «играли» и после Святок; потом — с Фоминой недели до Троицы; редко, но случалось, что венчались в короткий период между Петровским и Успенским постом. Однако, больше всего для этого подходило самое спокойное и сытное время — конец сельскохозяйственного года, осень.

В серьезных вопросах наши предки не торопились, все делали обстоятельно. И как бы ни была горяча любовь молодых, которые во все времена «и жить торопятся, и чувствовать спешат», рождение семьи и для них начиналось с ожидания и терпения. Вроде они уже и жених с невестой, а надо ждать окончания поста и страды.

Сегодня времена года не играют столь значительной роли в нашей жизни. Бракосочетания назначают на любое время, при этом период ожидания и терпения сократился до минимума. А жаль. И дело, конечно не в том, когда — зимой, летом или осенью — вступать в брак, а в том, чтобы подойти к его заключению ответственно.

Порой людям кажется, что женитьба, или замужество, понятие настолько естественное, природное, почти биологическое, что вовсе не требует никакой особой подготовки. «Была бы любовь, а остальное приложится», — говорят они. Но в том-то и дело, что любовь, как правило, ждет человека за порогом брака, а не перед ним.

Марку Твену принадлежит замечательное высказывание: «Тот, кто не прожил в браке хотя бы 25 лет, ничего не может сказать о любви». Чувство, которое часто принимают за любовь, интерес и влечение к другому человеку, может возникнуть не один и не два раза в жизни. Тогда как брак, в идеальной счастливой судьбе, заключается всего лишь раз.

Любовь — это не какое-то приятное ощущение. Это, прежде всего, обязанность, готовность на жертву. Любовь мужа к жене апостол уподобляет жертвенной любви Христа к Церкви, за которую Он принял страдания. И жене в браке тоже предстоит жертва: повиновение своему мужу, как поставленному от Бога начальнику. «А жена, да боится своего мужа» (Еф. 5, 33), — говорит Апостол. Боится не как сильного человека, имеющего право наказать ее, а боится оскорбить мужа, опечалить его. Причем апостол не входит в рассуждение, какому мужу следует повиноваться — умному, глупому, бедному, богатому, слабому, сильному. Он просто говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5, 22).

Но именно такой, ответственной, жертвенной, любви часто не хотят и боятся наши современники. Граница между брачным и добрачным состоянием, как бы размывается. Переступив порог в семейную жизнь, супруги «проживают» остатки той влюбленности, того влечения, которое соединило их, и, не желая поступиться каждый своим, не наживают нового капитала — супружеской любви. Той любви, о которой святитель Иоанн Златоуст сказал: «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает». Оттого так значительна в наши дни часть неудавшихся, не осуществившихся в полноте браков.

Остатку рая на земле уподобляли святые отцы брак. Действительно, брак дает нам величайшую возможность счастья. «Брак, посвящение, мистерия. В нем полное изменение человека, расширение его личности, новые глаза, новое ощущение жизни, рождение через него в мир в новой полноте». В браке, через познание другого человека, мы словно получаем новую жизненную координату и из плоскости личного бытия переходим в пространство реальности, получаем способность видеть в мире не «свое», а истину. «Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее».

Протоиерей Сергий НиколаевНо брак может стать и источником величайшего мучения. Ничто так тяжело не переживается в этой жизни, как семейное несогласие. Когда супруги, или один из них, не обладают терпением, не побуждают себя к уступчивости, земной рай обращается в ад.

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21,19). Именно терпение в браке формирует души супругов. Терпеть изъяны и привычки другого человека, хотя бы и очень близкого, конечно, не просто. Но со временем, внутренний мир супруга или супруги, становится для нас таким же ясным, как свой. И уже невозможно становится, провести грань между этими мирами, разделить их.

Трудность брака еще и в постоянной личной несвободе. Но эту несвободу нужно принять раз и навсегда. И помнить, что мучительной она бывает не тогда, когда абсолютна и не допускает выйти из брачного состояния даже в мысли, а тогда, когда такая возможность допускается. Когда в сознании есть двойственность супружеского и свободного положения. Но зато время, честно прожитое в браке, через годы ощущается, как  общее богатство, ни с чем не сравнимое сокровище.

Конечно, за годы бpака можно встретить, и не раз, человека лучше и интереснее, чем супруг или супруга. Но свой интерес к нему следует расценивать, не как дар судьбы, а как – искушение, проверку на верность Господу. Да-да, верность в браке, это не верность жене или мужу, но — Самому Богу.

Кому-то покажется несовременным такое видение семейной жизни. Мол, не встретишь уже сегодня благополучных семей. Но они есть, и их немало. А иначе не велась бы с такой одержимостью война против честного брака. Не выплескивали бы липкую пену от стирки грязного белья чужой жизни на экраны, в журналы и газеты, как оправдание своей распущенности.

Традиционно пожелание новобрачным: «Совет да любовь». Это состояние любви и согласия сравнимо с тем состоянием, в котором пребывает Бог. Совет да любовь — это то, что соединяет три Лица Пресвятой Троицы в единое целoe. Осуществление в брачной жизни формулы совета и любви, возможно лишь при участии Господа. И если от супругов будет исходить совет, то есть единомыслие, уступчивость, то Господь дарует им и истинную любовь. «Потому что любовь от Бога» (1 Ин. 4, 7).

Окончание

 Читайте также: О семейных традициях

Окончание

 << На главную страницу          на Семейную рубрику >>