С какого возраста надо начинать религиозное воспитание?


Православное воспитание детейС какого возраста надо начинать религиозное воспитание?

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

С какого возраста родителям надо начинать религиозное воспитание детей? Каким образом можно приучить детей молиться каждый день? Когда переводить ребенка от совместной общей молитвы к самостоятельной? Как и когда надо начинать читать детям Ветхий Завет и Новый Завет?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«С рождения. Потому что на восьмой день ребенку нарекается имя. В районе сорокового дня он чаще всего принимает Таинство Крещения, после чего, соответственно, начинает причащаться, получает доступ к другим церковным Таинствам. Так что жизнь ребенка в Церкви начинается с первых дней его бытия.

Кстати, в этом смысле православные отличаются не только от большинства протестантов, которые детей не крестят, но и от католиков, которые, хотя и крестят, но миропомазание или, как у них называется, конфирмацию, первое причастие, человек получает только уже в сознательном возрасте, тем самым, как бы рационализируется взгляд на человеческую личность, которой лишь с интеллектуальным осознанием становятся доступны благодатные дары Причащения и дары Святого Духа.

Православная Церковь знает, что непонятное разуму, сокрытое пока от младенчествующего умом ребенка, открывается ему иначе — открывается в душе и, быть может, даже более, чем для взрослых.

Соответственно и домашнее воспитание ребенка в вере также начинается с самого начала его жизни. Однако мы не найдем никаких педагогических трактатов у святых отцов. В православном богословии не было такой специальной дисциплины, как семейная педагогика. Мы не найдем в церковной истории и специально собранных воедино, типа того, как это сделано в «Добротолюбии», неких педагогических советов для верующих родителей. Педагогика никогда не была зафиксированной доктриной в Церкви.

Протоиерей Максим КозловВидимо, убежденность в том, что христианская жизнь родителей естественным образом воспитывает детей в духе церковности и благочестия, была свойством церковного сознания на протяжении двух тысяч лет. И из этого-то сегодня мы тоже и должны исходить. Христианская жизнь матери, отца — нелицемерная, настоящая, в которой есть молитва, пост, стремление к воздержанию, к духовному чтению, к нищелюбию и милосердию, — вот что воспитывает ребенка, а не прочитанные книги Песталоцци или даже Ушинского.

 — Каким образом можно приучить детей молиться каждый день?

— Прежде всего нужно самим показывать детям пример каждодневной молитвы, а не заставлять их молиться. В старые времена главным считалось приучить детей молиться с самого младенчества и каждый день — утром и вечером. И это научение молитве передавалось от поколения к поколению.

К сожалению, церковная традиция у нас была прервана. И сегодня многие приходят к вере уже во взрослом возрасте и учатся молиться сразу полным правилом. И чаще всего, не зная, как в этом смысле им со своими детьми себя вести, полагают, что их родившиеся в церковном браке младенчики должны поскорее в такую же, как и они сами, духовную меру войти. А ведь это мера взрослого человека. Хорошо, что сейчас появляются молитвословы для самых маленьких. И не надо спешить, пусть подольше с вашим ребенком будет этот молитвослов, а не другая толстая книжка, из которой он пока ничего усвоить не может.

 — Когда переводить ребенка от совместной общей молитвы к самостоятельной?

— Думаю, что с того момента, как в отношении своего молитвенного правила ребенок сам начнет советоваться с духовником, с того момента разумно было бы утренние и вечерние молитвы читать ему одному, поначалу хотя бы иногда. То есть перейти к такой же форме общей молитвы, какую разумно иметь и взрослым членам семьи, время от времени сохраняя молитвенное общение друг с другом — будь то совместное чтение правила ко Святому Причащению, или же каких-то урочных молитвословий, или акафистов за здравие кого-то из близких. Но прочую молитвенную жизнь доверить самому ребенку и его духовнику, с которым, если мы видим какое-то явное неблагополучие в плане молитвенной самостоятельности, можно посоветоваться.

 — Как и когда надо начинать читать детям Ветхий Завет и Новый Завет?

— О том, как много может дать ребенку совместное чтение Священного Писания, дивно написано в «Русском иноке» Достоевского в «Братьях Карамазовых». И если воспринимать его не как обязательный к усвоению набор текстов, а как Слово Божие, которое душу переворачивает, то и с детьми это будет происходить. Мало кто не умилится, читая про Иова, а дети пяти-шести лет плачут, узнавая про жертву Авраамову.

Что касается Евангелия, то для тех, кто помладше, надо читать из него повествовательные части. А еще лучше пересказывать своими словами вместо того, чтобы читать все эти адаптированные варианты так называемых «детских Библий». Мать или отец лучше должны знать, как пересказать евангельскую историю своему ребенку в три года и как — в пять. А авторы книжки, даже самой хорошей, за них это не решат».

Окончание

Архимандрит Рафаил (Карелин) о воспитании детей

Можно ли воспитать ребенка православным, если один из родителей неверующий?

Окончание

 << На главную страницу           на Семейную рубрику >>


Дорогие братья и сестры, на нашем сайте изменены правила чтения Молитв по соглашению и Домашнего сорокоуста, о которых Вы можете прочесть на странице сайта Новые правила Молитвы по соглашению с «Семья и Вера».

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В понедельник и четверг мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Совместные молитвы по соглашению — давайте молиться вместе!
Молитва по соглашению Домашний сорокоуст Акафисты по соглашению
Записки в Храм
Записки О здравии Молебны святым, Господу, Богородице Молебен святителю Николаю Молебен святой Матроне
Святая Матрона — наша заступница!

Рубрика святой Матроны Московской

Письма-записки, цветы и свечи, к мощам блаженной Матроны

Молебны перед святынями
Молебен пред мощами мученика Виктора 2 Молебен пред Гробницей Божией Матери