Что такое Предвечный совет Святой Троицы?
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
До сотворения человека, состоялся Предвечный совет Святой Троицы, на котором решалось Богом, быть или не быть человечеству.
“В Законе Божием говорится о том, что сотворению человека предшествовал совет Лиц Св. Троицы. — пишет протоиерей Олег Стеняев. — Сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…» (Быт.1,26). Св. Отцы учат, что это совещание Лиц Св. Троицы учитывало все, что может произойти с человечеством.
Так как Бог не ограничен во времени и в Нем нет прошлого и будущего, а есть только настоящее, Ему известно все, что было, все, что есть, и все, что будет. Будущее и прошлое (в нашем понимании) для Создателя — всегда настоящее.
Итак, перед созданием человечества учитывалось все, что впоследствии могло произойти с людьми.
Само слово «совет» или «совещание» только условно может быть использовано по отношению к Лицам Св. Троицы, здесь более уместно употребить слово «волеизъявление». Ибо слово Бога — оно обладает творческой силою; и когда Господь говорит «да будет», то все сразу и сбывается.
Совет Лиц Св. Троицы учитывал при сотворение человека, наделяемого свободной волею, что другие свободные существа — ангелы неправильно распорядились этим даром, и третья часть их отпала от Бога.
Человечество и было создано, по учению Отцов, чтобы восполнить число отпавших ангелов. И то, что случилось с их третью, не должно было повториться. Но предвидение Божие показывало, что должно произойти со всем родом человеческим; и тогда и было проявлено божественное волеизъявление, что если люди неправильно воспользуются даром свободной воли, то Сын Божий (третье Лицо Пресвятой Троицы) совершит дело Искупления рода человеческого.
Главным средством в деле нашего искупления должно было оказаться боговоплощение Сына Божия, Который по Божеству должен быть единосущен Богу Отцу, а по Человечеству Своему единосущен всему человечеству. Сын Божий в Самом Себе должен был исцелить поврежденную природу рода человеческого. Что и совершилось в явление Сына Божия в этот мир «нас ради человек, и нашего ради спасения» и что особенно раскрылось в страданиях Сына Божия на Голгофском Кресте.
Еще праведный Иов восклицал о судах Божьих: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9,32-33). Таким посредником, о Котором взывал Иов Многострадальный, и оказался Господь наш Иисус Христос, о Котором и сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2,5).
По Божеству, войдя в этот мир, по Человечеству — выйдя из него, Сын Божий и совершил служение примирения между Богом Отцом и падшим человечеством. Своею Кровию Он не только искупил наши грехи и преступления, но и исцелил нас от греховной смерти.
Его Кровь обладает великой силою попалять грех, не только как совершившийся факт нашей жизни, но и как склонность ко греху, как закон греха, действующего в нас.
В этом смысле спасение человека есть действие евхаристичное. Спастись в Православии означает именно — пресуществиться. К чему и призывает нас Сын Божий словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6, 54-57).
В Благодарственном правиле по св. Причащении мы находим такие слова: «…пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвяти простую пятерицу».
Иными словами, спасение, совершаемое силою искупительной Крови Сына Божия, — есть всецелое исцеление нашей природы. Вот почему в православном пониманий, в отличие от протестантского верования, термин «оправдание» тождествен термину «освящение».
Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6,4).
Обновленная жизнь — есть измененная природа, другое, новое бытие. Все сие совершается только во Христе и со Христом.
Для католиков с их «юридической» теорией Искупление — это выкуп, который был заплачен Богу Самим Богом; получается, что Бог Сын заплатил цену Крови Богу Отцу. Эта теория не выдерживает библейской критики. Для протестантов Искупление — это амнистия, которая мало что меняет в самой душе человека; он остается таким же грешником, но Бог его прощает. Такой подход тоже не выдерживает библейской критики. Нам же, православным, нужен не выкуп, не амнистия, а именно исцеление.
Само греческое слово, переведенное у нас как «спасение», в корневой своей основе содержит слово, означающее в переводе с греческого — здоровый. Следовательно, означает выздоровление, исцеление от порчи, смертельной болезни, хронического недуга. Христос Своим боговоплощением и последующими страданиями на Кресте именно исцеляет нас от проказы греха, исцеляет, т. е. сообщает нам новый здоровый образ жизни. На это существенное отличие православного понимания термина «спасение» необходимо обратить внимание.
Сказано о Тайне Боговоплощения: «открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом»(Еф.1,9-10).
«Прежде положил в Нем» — и означает, что прежде сотворения человека о Сыне Божием и было благоволение Божие соделать Его Искупителем всего рода человеческого.
Следовательно, и само приуготовление верных ко спасению совершилось прежде создания мира. Сказано: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»(Еф.1,4-5).
О том, что Сын Божий должен был стать Жертвою Крови за грех человечества, было также решено на Предвечном Совете Лиц Троицы, до сотворения мира. Сказано, что мы спасаемся: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1Пет.1,19-20).
Вся Святая Троица участвует в деле нашего Домостроительства (Спасения):
Бог Отец благоизволил спасти людей через Своего Единородного Сына. Сказано:«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16).
Сын Божий благоизволил исполнить сию Волю Отца Своего. Сказано: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5,36).
Дух Святой благоизволил усвоять искупленным грешникам дар новой Жизни во Христе и со Христом. Сказано: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес.2,13).
Также на Предвечном Совете Св. Троицы было решено, что Сын Божий совершит окончательное искупление человечества, взойдя в небесное святилище Царства неизреченного света. Сказано: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление»(Евр.9,11-12); и еще: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9,24).
Итак, мы видим, что план нашего спасения был принят на Предвечном Совете Лиц Св. Троицы, еще прежде создания мира. И осуществляется при участии благоизволения всех Лиц Св. Троицы, такое благоизволение и называется Божественным Домостроительством, начало которому было заложено еще прежде бытия сего мира”.
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Если вдуматься в слова из Евангелия от Иоанна (гл. 14, стихи 7, 8, 9, 10, 11) с позиций современной биологии и генетики:
7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его.
8. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?
10. Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11. Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
И присовокупить к ним слова Символа веры:
2. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Несомненно, эти слова говорят о том, что Иисус Христос был Клоном, копией своего Отца-Бога, очень точной копией, абсолютно точной. Был одновременно Богом и, поскольку этого Клона вочеловечила Мария Дева, был и Человеком. Матерь Божия своею кровью соткала Его тело, выносила, родила, то есть, вочеловечила. Богоизбранная Отроковица была избрана Матерью Совершенства, Бога и, одновременно, Человека. Поскольку Бог-Сын и Бог-Отец едины, единосущны, то Бог-Отец переживал точно те же муки при распятии Иисуса Христа, что и Бог-Сын. И, поскольку Бог-Сын еще и человек, то при этом Бог-Отец исследовал все и человеческое, что происходило в теле и душе Бога-Сына во время Его распятия. Наверное, это Он и воскресил Иисуса Христа, как воскресил четверодневного Лазаря. И, только будучи Клоном Бога-Отца, Иисус Христос «рожден прежде всех век» так же, как Его безначальный и бесконечный Отец, хотя и имеет дату рождения. Иначе как объяснить слова «прежде всех век» для Иисуса Христа, рожденного 2020 лет назад, если Он не «безначальный и бесконечный» так же, как Его Отец? Сотворение Богом человека можно рассматривать как акт внешний по отношения к Адаму, но в случае со Христом Бог-Отец изнутри, на Себе исследовал зарождение человека в утробе его матери, его жизнь, его страдания на кресте, его смерть, Его воскресение. Хотя и сотворил Бог «…человека по образу Нашему и по подобию Нашему…», но Сам Господь Бог человеком до Иисуса Христа не был, был Духом. Иисус Христос и Бог-Отец на Себе, изнутри, исследовали человеческое. И, с точки зрения исследователя, жизнь Иисуса Христа – это эксперимент Бога-Отца и Его Сына на самих Себе для исследования зарождения, жизни, смерти и воскресения Христа. И, наверное, без такого исследования невозможно было исправить повреждения в человеке, вызванные грехопадением Адама и Евы. И не было бы Царства Небесного, которое внутри человека и которое явилось со Христом. Без такого современного объяснения смысл в Рождестве, жизни, распятии на Кресте и Воскресении Иисуса Христа не кажется полным, понятным и ясным, а с таким вот дополнением становиться очень ясным и близким современному человеку. И понятна цель смирения и послушания Иисуса Своему Отцу. О том, что Бог-Отец воскресил Иисуса Христа сказано в ⅩⅠⅠⅠ главе «Деяния Апостолов», речь апостола Павла в синагоге Антиохии Писидийской: «…29тем исполнили все сказанное о Нем в Писании. Он был снят с креста и погребен, 30 но Бог поднял Его из мертвых. …33Бог исполнил его (обещание) для потомков, для нас, воскресив Иисуса, как об этом написано во втором псалме…». Так же в «Послании св. апостола Павла к Ефессянам, 1:19-20: «…19и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,…». С человеческой меркой подвиг Отца и Сына говорит об их величайшем мужестве, милосердии и любви к человеку. Даже слов нет, чтобы описать величие такого дела для спасения рода человеческого. Может быть, по результатам этого эксперимента Богом был изменен человеческий геном и таким образом реализовалось спасение рода человеческого? С точки зрения современных знаний о клонировании, евангельские события более чем двухтысячелетней давности уже не кажутся чем то сверхъестественным, а суррогатное материнство выбивает почву из под ног насмешников над непорочным зачатием. А Ева и Адам стали смертными, отведав генно-модифицированного яблока, повредившего их вечный геном?
Ни во время написания Евангелия, ни во время 4 Вселенского Собора ничего не было известно ни о клонировании, ни о суррогатном материнстве. Тем не менее, слова в Евангелии Иисуса Христа о себе самом и 4 Вселенского собора наводят на мысль, какой бы кощунственной она не казалась, именно на клонирование. Конечно, глубина Божьего промысла непостижима человеческим разумом, “мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…”, сказал апостол Павел. И о клонировании человека мы ничего пока не знаем, кроме того, что оно возможно и, тем более, о вочеловечении Бога можем только гадательно предполагать, исходя из слов Евангелия и Святых Отцов 4 Вселенского Собора. Мне кажется, что слова в Евангелии Иисуса Христа о себе самом в свете современных знаний о клонировании и суррогатном материнстве делают личность самого Христа более близкой нам, более реальной. Ради человека родился, жил, пострадал на Кресте мучительной смертью и воскрес. Современный ученый сказал бы, что в этом эксперименте исследованы зарождение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Богочеловека, и Иисус Христос с Богом-Отцом провели его так, как это было определено на Предвечном Совете и о чем предсказано пророками. Христа называют «Жертвенным Агнцем», но агнец, когда его ведут на заклание, не понимает, куда и зачем его ведут. Христос же, конечно, не просто сознавал, но знал, через что ему надо пройти: страдания на кресте, смерть, сошествие в ад и воскресение. Что было изменено в человеке после этого, надо бы изучать ученым богословам, может быть, вместе с современными биологами и генетиками. Может быть, различия геномов человека до Рождества Христа и после докажут реальность Евангельских событий? В Ветхом Завете Бог и человек общались как два отдельных лица, человек познавал Бога посредством Его заповедей, законов, повелений, то есть, как бы со стороны, со Христом-Богом же человек имеет возможность познать Бога непосредственно своими органами чувств, сердцем ощутить Бога, разумом прикоснуться к Разуму. И таким образом обожиться, то есть, становиться Богом.
C уважением, Карпов Гелий Николаевич, пенсионер, бывший инженер-исследователь ВНИИТФ.
456776 г. Снежинск Челябинской обл., ул. Комсомольская, д.12, кв.37.
Д.т.(351-46) 7-35-08, сотовый тел. 8-912 778 08 73, e-mail: kar45gel@outlook.com
Здравствуйте, Гелий!
Понятие клонирование, суррогатное материнство – это все же человеческие изобретения, скажем так. И они тоже подчинены определенным правилам и законам.
Но мы, верующие, прежде всего, должны помнить, что Господь Бог Велик и Всемогущ. Чудо сотворения мира, гармоничность природы и уникальность человека настолько поражают, что, я считаю, немыслимым до конца объяснить все таинство творения Вселенной Великим Творцом.
Поэтому клонирование, суррогатное материнство – действительно кощунственная, жалкая попытка объяснить замысел Творца о нашем мире.
Лично для меня более приемлемо и понятно принимать на веру то, что непостижимо для человеческого ума. Законы физики, химиии, генетики и т.д. придумал человек. Господь все эти законы может вмиг разрушить. И не обязательно вся его деятельность подчинена им. Мы этого не знаем.
С Богом!