Читая воспоминания о старцах и известных духовниках-монахах, мы видим, что большинство приходивших к ним – миряне, – пишет игумен Сергий (Рыбко), – которые ради этого общения не ленились преодолевать долгий и трудный путь, стремясь в святые обители, чтобы задать мудрым пастырям вопросы, получить помощь, совет, утешение. А затем поступить так, как батюшка благословит.
Конечно, в основном их вопросы касались жизни в семье. Оптинские Старцы и другие Святые Отцы говорили, что быть главой семьи — это прежде всего ответственность и послушание.
Только православный христианин способен до конца это осознать и взять на себя такую ответственность. Поэтому, семьи православных распадаются гораздо реже, чем те, члены которых считают, что они ничем никому не обязаны.
Мужчина в семье — это прежде всего работник. Отец и муж обязан обеспечивать своих домашних, а женщине следует заниматься детьми (если она сама не хочет работать; но и в таком случае дети остаются ее важнейшей заботой).
Мать — первый воспитатель своих чад. Однако потом, когда чадо вырастет и у него начнут возникать серьезные вопросы, на них должен уметь ответить отец, а для этого ему нужно знать основы православной веры.
Если семья — это малая Церковь, то отец — образ священника, и от него во многом зависит становление православного мировоззрения ребенка. Но быть авторитетом в этом отношении он может только до времени, а затем родителям необходимо постараться, чтобы сын и дочь обрели духовного отца.
В наши дни духовное руководство, к сожалению, востребовано мало. Большинство мирских людей живет «по своему разумению», решая всё самовольно. Но в Священном Писании сказано: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти» (Притч. 14, 12).
До послушания духовному руководителю надо дорасти. И в процессе роста новых духовных потребностей обнаруживаются разные уровни этой добродетели. Поэтому святитель Феофан Затворник разделяет понятия «духовник» и «духовный отец».
У многих православных христиан есть духовник. Как правило, это священник приходского храма: к нему ходят на исповедь, берут благословение на то или иное предприятие. Зачастую такого батюшку еще нельзя назвать духовным отцом.
Кто хочет большего, тот понимает, что главная задача духовного отца — помочь человеку понять, какова о нем воля Божия, помочь ее исполнить, помочь пасомому прийти к Богу, ведя его по жизни за руку.
Как найти такого наставника? Нужно молиться об этом и помнить, что первостепенное отличие настоящего духовного отца — смирение.
Преподобный Иоанн Лествичник научал: «Не должно искать таких руководителей, которые бы имели дар пророчества или прозрения, но прежде всего — истинно смиренномудрых».
Будучи смиренным, священник может научить этому и нас, даже не столько словами и наставлениями, сколько своим примером.
Смирение — это свидетельство подлинно духовной жизни, правильного понимания евангельских заповедей и делания их.
Также ему подобает правильно исповедовать догматы Святого Православия и быть рассудительным.
Рассуждение — это способность понимать волю Божию на всяком месте и при всяком деле.
Такой духовный отец нужен всем.
Беседы с батюшкой. Духовник и духовничество