Сегодня мы празднуем Крещение Господа нашего Иисуса Христа!
Безгрешный Сын Божий принял Крещение от руки от святого Иоанна Предтечи вместе с кающимися грешниками, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3, 15) И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 15).
Праздник Крещения Господня имеет и еще два названия: Богоявление и Просвещение.
Смысл этого святитель Феофан Затворник раскрывает так:
«Крещение названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый Истинный Бог, в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын воплотившийся — крещением, Бог Дух Святой — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Все Таинства христианские сияют здесь Божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верой совершающих это великое празднество».
Сегодня мы вспоминаем и о том, как крестились сами, и о том, как крестили своих детей.
Крещение «снимает проклятие силой Креста Христова и возвращает благословение: крещеные — дети Божии, каковыми именоваться и быть дал им право Сам Господь, — пишет святитель Феофан. — А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим. 8, 17)».
Однако без участия христиан, по вере которых малое дитя было крещено, оно не может усвоить благодать, зарожденную в нем крещением.
Для того, чтобы наши сыновья и дочери стали поистине детьми Божиими, решающее значение имеет воспитание их в вере Христовой. Поэтому нам, по словам святителя Феофана Затворника, «предстоит так вести крещеного, чтобы он, когда вырастет, сознал в себе благодатные силы и с радостным желанием воспринял их и требуемый ими образ жизни. Это лицом к лицу ставит перед вопросом о христианском воспитании — о воспитании по требованию благодати Крещения, с целью ее сохранения.
Благодать в младенца укрощает и заглушает грех, но он может снова ожить и восстать, если дать ему пищу и свободу. Потому всё внимание тех, на ком лежит обязанность хранить в целости принятое из купели дитя-христианина, должно быть обращено на то, чтобы он привыкал употреблять силы духа и тела не на служение греху, а на служение Богу, с Коим соединена его вечная участь».
Освящение воды на Крещение Господне. Фото