Как радостно провести Светлую седмицу?


Как наилучшим образом, наиболее радостно провести Светлую седмицу?

Во-первых, у кого есть возможность – нужно быть на богослужении, – отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин). – Если такой возможности нет, то читать дома (у нас теперь все-таки XXI век) часы, канон Святой Пасхи, Акафист Воскресению Христову. Конечно, очень важно правильно начать день, потому что кто-то из мудрых людей говорил: как день начнешь, так его и проведешь. Поэтому с утра, если есть такая возможность, помолиться именно пасхальными песнопениями и текстами. А вечером сейчас во многих храмах повторяется служба пасхальной утрени, поется полностью на распев канон Пасхи, как и пелся ночью. Поэтому тоже можно принять участие в этой службе и еще раз насладиться этим пасхальным богослужением. Потому что многие говорят, что Светлая и Страстная недели – это неповторимые дни в жизни христианина. И не надо себя лишать этой духовной радости – богослужения.

Сейчас пришла мысль: что такое храмовое богослужение и участие в нем и что такое молитва дома? Когда я сюда ехал, одна женщина написала: «Нет возможности быть на службе, могу ли я дома сама прочитать пасхальное последование?» Ну конечно, можно, но есть большая разница между тем, когда человек сам молится дома и когда принимает участие в богослужении в храме.

В этом году 18 апреля исполнится 25 лет со дня убиения наших оптинских братий: отца Василия, инока Ферапонта и инока Трофима. Отец Василий водил экскурсии по монастырю, и у него спросили: «Зачем в Оптиной пустыни столько храмов: Казанский, Введенский, Владимирский?» Тогда еще Преображенского не было и Казанский только восстанавливался, но все равно сами постройки были. «Неужели нельзя просто дома помолиться? У нас Бог в душе». Он говорит: «Конечно, Бог везде. И, конечно, на любом месте можно призвать имя Божие, но молиться дома одному – это все равно что грести в лодке, а молиться в храме – это плыть на лайнере». То есть это огромная разница, но если человек хотя бы в лодке старается грести в направлении к спасению, – тоже хорошо.

Конечно, это особая неделя, которая посвящена воспоминанию воскресшего Господа, крестные ходы каждый день – вот такая удивительная седмица. Поэтому надо быть в этом молитвенном настрое – и тогда Пасху Красную празднуем веселыми ногами. Вот интересно, в каноне Пасхи есть такие слова: «…веселыми ногами… и играюще поем виновнаго». Церковь нас призывает «играюще петь виновнаго». Как понять «играюще»? Такие слова в каноне есть. Мы знаем, как играют дети, а как нам, взрослым, играть и как веселиться? Речь идет о каком-то физическом проявлении этой радости. Мы пока об этом не знаем, что такое «играюще» прославлять Пасху.

Сегодня, перед тем как готовиться к службе, я читал Пасхальный канон, потому что есть такое правило: причащающиеся на Светлой неделе вместо всех трех канонов и вместо богослужения (если нет такой возможности) сами читают Пасхальный канон. Вот я читал Пасхальный канон и еще раз обратил внимание на такие слова: «веселимся божественне». Так призывает нас Церковь веселиться в эти дни. А что такое «веселиться божественне»? Веселиться человечески – мы знаем, веселиться духовно – какой-то опыт у нас есть: опыт покаяния, опыт Причастия, опыт паломничества, соприкосновения со святыней, опыт какого-то доброго дела. И в этом плане у нас опыт какого-то духовного веселья есть. А что такое «веселимся божественне»?

И вот я задал сегодня этот вопрос сам себе и потом отцам. Многие задумались, но ответ будет еще впереди; может быть, нам и откроется это божественное веселие. А потом, в течение дня, какой-то намек на ответ был. В Евангелии есть такие слова: «Радость великая бывает на небе об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, которые не имеют нужды в покаянии». То есть Бог веселится, когда видит кающегося человека. И вот когда мы, если у нас будет такой опыт, особенно на этой пасхальной седмице, простим друг друга воскресением, когда будет эта мысль о всепрощении… то есть, во всяком случае, ты простил, ты постарался примириться и простил кающегося грешника, если такое было по отношению к тебе, причем простил безусловно… Господь нас прощает безусловно, мы только обещаем исправиться, а Господь уже прощает. Не тогда, когда мы исправимся, дает благодать, а на самом деле благодать дается в тот момент, когда человек только задумался донести то, что творится в душе, только мысль пришла это исповедовать перед священником. Уже тогда человек получает предваряющую благодать. Если бы мы имели возможность прощать так, как нас прощает Бог, вот тогда мы могли бы ощутить это веселье божественное.

Когда христиане начали печь куличи?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Светлое Христово Воскресение — ПАСХА!
На Пасхальную рубрику >>

В понедельник мы отправляем интересную страничку с забавными фактами, мудрыми советами, добрым юмором и кратким поучением.
Подписывайтесь :)

Записки в Храм
Требы (записки и свечи) - О здравии Молебен (записки и свечи) - О здравии Требы (записки и свечи) - О упокоении Молебен святителю Николаю Чудотворцу Молебен - молитва святой Матроне Московской
Рубрики сайта «Семья и Вера»
Святая Матрона — наша заступница!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: