Воспитание детей. Священник Илия Шугаев. Вступление.
Дорогие наши посетители! Воспитание детей – самое важное дело всей нашей жизни! Дети – это наше продолжение! Дети – это наша жизнь, которая будет передаваться из поколения в поколение. От на зависит очень многое, что будет передано нашим внукам от наших детей.
Представляем Вашему вниманию размышления священника Илии Шугаева – многодетного отца, о том, как нужно воспитывать наших подрастающих детей.
Вступление
Человек состоит из тела, души и духа. Воспитание детей подразумевает воспитание души и тела, ибо жизнь духа неподвластна нашему влиянию. Если с воспитанием тела все ясно, поскольку жизнь тела видна, то воспитание души гораздо сложнее. Жизнь души уже прикровена даже для самого человека. Не даром же в психологии есть понятие «подсознание», то есть та часть души, которая не осознается самим человеком, хотя и сильно влияет на его поведение. Воспитание души может происходить по-разному. Прежде всего, это влияние на человека с помощью определенных педагогических приемов. Но в начале книги мне хотелось бы сказать о том, что мы часто оказываем влияние на детей непосредственно благодаря некой духовной связи между родителями и детьми.
Сейчас распространено одно заблуждение о душе ребенка. Обычно считается так. Вот мама принесла ребеночка из роддома. Берешь его на руки – просто ангелочек, только крылышек не хватает. Душа его – чистый лист бумаги, еще нет на ней ни одного пятнышка. Хочется умиляться, и страшно даже прикасаться к нему, чтобы не замарать его чистую душеньку. На самом деле все не так! Оказывается, когда мама принесла ребеночка из роддома, ему вовсе не пять-семь дней, ему уже девять месяцев! Церковь всегда знала, что жизнь человека начинается с момента зачатия. Это уже сразу маленький человечек. Его тело состоит из одной, двух, четырех, восьми и т.д. клеточек, и у него есть настоящая душа, поэтому он уже полноценный человек – с душой и телом. И аборты по учению Церкви всегда приравнивались к настоящим убийствам.
Так вот, ребенку уже девять месяцев, и за этот срок его душа, как правило, оказывается испачканной уже множеством грехов. Каких? Ведь он еще не сделал ни одного шага, не произнес ни одного слова, не сделал ни одного самостоятельного поступка!
Нот ребенок девять месяцев (огромный срок!) жил в утробе, окруженный матерью не только физиологически, но и эмоциоэмоционально, психологически. Он впитывал образ жизни матери: тихой и кроткой или импульсивной и шумной.
Духовная связь ребенка с родителями настолько сильна, что каждый грех родителей ложится темной печатью на душу ребенка. Мама и папа вечером садятся перед телевизором, чтобы посмотреть непристойный фильм. Их дочка находится еще в утробе матери, она ничего не видит и почти ничего не слышит. Но грех родительский отпечатывается на ее душе. Потом, через пятнадцать-шестнадцать лет, родители будут разводить руками и удивляться: «Откуда это в ней? Мы ее воспитывали в строгости, ничего непристойного в своей жизни она никогда не видела, подруги у нее все приличные. Ну почему она выросла гулящей?!» Да, ей ничего не показывали, но сами вели себя блудно: в компании друзей мама могла себе позволить пофлиртовать, папа на улице и работе часто заглядывался на короткие юбки, вместе по вечерам, уложив детей, мама и папа позволяли себе чтение бульварных статей, с интересом обсуждая интимные подробности жизни знаменитостей. Ребенок ничего этого не видел, но на душе оставался отпечаток греха. Например, папа стащил с завода хороший инструмент, и он понимает, что сыну знать об этом не полезно. «А то вырастет вором!» – думает он про себя. Но потом этот горе-отец будет недоумевать, почему из его кармана пропадают деньги, ведь он сына этому не учил. Таково свойство духовной связи близких людей – мать не видит сына, но чувствует его боль; сын не видит греха родителей, но приобретает склонность к нему.
Но не надо думать, что благодаря духовной связи передаются только грехи. Святость, праведность также запечатлеваются на детях. Сам Господь в Священном Писании говорит, что Он помнит грех до третьего или четвертого поколения, а праведность в тысячи родов: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6). Многие святые имели праведных родителей, например, преподобный Сергий Радонежский, родители святителя Василия Великого воспитали нескольких детей, которые прославлены в лике святых. Правда оговорюсь, что хотя праведность и передается человеку от родителей, но только за эту праведность Бог не прославляет человека, ибо это заслуга родителей, а не его самого. Господь смотрит на то, что человек прибавляет к тому, что он получил от других, или теряет от этого.
Можно сказать так: духовная жизнь детей и родителей едина, неразрывна. По выражению одного древнего церковного писателя душа человека по своей природе – христианка. Ребенок с момента своего зачатия хочет молиться, душа его требует этого. Ребеночек просыпается утром на кроватке, потягивается, душа его хочет помолиться Богу, но сам он не может, это должны сделать за него родители. А мама встает с постели и идет на кухню готовить завтрак. Она понимает, что ребенок сам готовить еду не умеет, хотя есть очень даже хочет, поэтому она должна все приготовить и покормить его. Но молиться его душа тоже хочет и тоже не умеет, поэтому мама должна встать с утра и помолиться, потом перекрестить ребенка и уже после этого пойти на кухню готовить еду.
О том, что дети могут молиться уже в утробе матери, явно видно из жития преподобного Сергия. Однажды мать преподобного, когда он уже был у нее в утробе, настолько проникновенно молилась во время Литургии, что в три самые важные момента Литургии все в храме явно слышали, как ребенок из утробы подал свой голос. Конечно, это чудо Божие, потому что дети в утробе не кричат, точнее, они могут закричать, у них для этого все готово, но у них нет воздуха. Но Господь показывает это чудо, чтобы мы не сомневались, что дети могут молиться, еще не родившись. Они молятся не словами, они их не знают, но душа их может почувствовать устремление матери к Богу во время молитвы, они могут устремиться своей душой туда же и испытать ту же радость молитвы, что охватывает мать.
Итак, подводя итоги сказанному, можно утверждать, что в некотором смысле дети – это продолжение своих родителей. Поэтому когда мама или папа молится, а ребеночек в этот момент, может быть, даже спит в кроватке, то тем не менее в его душе происходит что-то удивительное, что позволяет говорить о том, что и младенцы могут усваивать плоды молитвы.
Здравствуйте, батюшка, благословите! Прочитала Ваши статьи о воспитании, спасибо большое. Я с октября прш.г. воспитываю крестницу Еву 5,8лет. У нее есть дедушка, отец погибшей матери, он же крестный отец, прабабушка мать дедушки, отец по рождении девочки не признал ее дочерью. Семью эту я знаю давно по Храму, ее мама подростком помогала мне у подсвечника, несколько раз была у меня в гостях, но я считаю себя виноватой перед ней, т.к. подростком она мне сказала что хочет в монастырь, а я ответила- надо закончить сначала школу…тяжесть на сердце от этих слов. Потом они потерялись -не стали ходить в Церковь. Однажды мне сказали что Наташа погибла в автокатастрофе, Еве было 1,8л.Дед оформил опекунство и проживал с женщиной и Евой отдельно от прабабушки, которую я стала часто посещать, по Воскресениям и Праздникам водила ее в Церковь, вместе молились Господу чтобы покрестить ребенка т.к. не могли найти крестную. По исполнении Еве 3 лет дедушка ушел от сожительницы к матери с Евой, а я все искала ей крестную, стала уговаривать свою верующую знакомую, она отказалась. Я подумала – возможно Господь мне послал эту девочку, и т.к. я не находила себе места, предложила себя если никого не найдут. Крестили перед масленой неделей. Крестный папа-опекун казак, работает посменно, прабабушка немощная, Ева в ночные смены ночевала у меня, забирал когда ехал с работы, сначала ходил на службы, затем все реже и реже. Однажды на Престольном Празднике я решила пожаловаться батюшке что крестный папа перестал помогать мне в духовном воспитании, на что получила ответ- девочка должна жить с матерью. Я объявила об этом своим близким- мужу, взрослому сыну и Евиным близким, никто не возражал. Так мы стали жить вместе и везде ходить вместе, и конечно в Церковь. Вот тут я и столкнулась со всеми проблемами воспитания, к сегодняшнему дню мы достигли верха непослушания: говорю подойди- убегает, говорю нельзя, объясню почему- все равно сделает по-своему, но самое ужасное чуть не по ее- в крик…Испробовали все методы в т.ч. и наказание. В результате Евушка мне стала говорить что не будет меня почитать, понимаю что это еще не осознано, тем не менее… Муж держит лозинку на видном месте, если говорю перестань а то деда сейчас возьмет лозину- оглядывается на него и если он ей погрозил, остановится. Я тоже стала думать что такое поведение вызвано брошенностью ребенка в младенчестве, мать ее кормила грудью всего где-то 25 дней, в ночь когда погибла оставила ее одну дома, оставляли Еву одну ночью и в семье сожительницы когда Сергей уходил на дежурство…Многие меня хвалят в глаза, иные говорят за глаза- зачем это надо, спасибо им всем, поддерживают меня,но хвалить то меня незачто, видимо не додаю любви Евушке, хотя я часто, лаская ее, говорю- ты мое сокровище, ты мой Боженькин подарочек, ты мое счастье. Она зовет меня мама, я ее доченькой. Но этого позитива очень мало и я стала все больше опасаться ее подросткового периода- не справимся, убежит и т.д. и т.п. Но при всем этом, я оставляю надежду-шанс, что механизм брошенных детей когда-то может не сработать милостью Божией… и все же как выстоять, как выдержать, как не озлобиться до конца, как воспитывать чтобы Ева не оказалась от меня как от матери, пусть крестной, но родной то нет и не будет. Еще рано ей все рассказать, но когда-то этот час настанет. Я уже приготовилась сказать- Бог дает всем 3-х матерей: Пресвятую Богородицу, Она никогда не оставит, не предаст, всегда услышит и поможет; родившую мать и крестную мать, которая всегда заменит родную если вдруг ее не станет. Конечно мои отношения с Евушкой больше эмоциональны чем разумны, прошу Вас, дорогой батюшка, помогите мне советом. С поклоном, Галина.
Здравствуйте, Галина!
Я вам советую не рассказывать Еве про её мать и про то, что вы ей не родная мать, так как она может этим пользоваться и ещё больше не слушаться, если доживете, когда Ева станет совсем взрослой и самостоятельной, тогда и скажете.
К девочкам не надо проявлять слишком большой строгости и бить их – об этом пишет святитель Игнатий Брянчанинов, а надо им больше объяснять, разговаривать с ними. Не надо их слишком ласкать, но быть умеренным во всём, тогда вам будет намного легче.
Старайтесь при ней вслух читать молитвы, Священное Писание, т.е. Библию и жития святых и размышлять с ней об этом.
Чаще причащайте её и сами причащайтесь, тогда Господь вам во всем поможет.
Мир вам и Божие благословение!
Здравствуйте!Мы с мужем пока не венчанны,но у нас уже есть ребенок, и зачата она была в пост.Мне надо читать какие-то специальные молитвы за неё?Ей 2 года,и она весьма капризная,своевольная девочка,у неё часто случаются истерики,связанно ли это с тем,что она внебрачный ребенок и что теперь делать?
Здравствуйте, Алена!
Да. Ваш брак не венчан, то есть не благословлен Церковью и это отражается на ваши отношения и на ваших детей. Когда ребенок зачат в пост, тоже отражается на этого ребенка. Я вам советую исправить свои ошибки, сходить на покаяние и святое причастие и чаще причащать ребенка, повенчаться, тогда все исправиться. Есть молитва родителей за детей. Читайте эти молитвы.
Мир вам и Божие благословение!