Отношение Церкви к произведениям Толкиена
Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
За последние десятилетия, многие фантастически романы охватили весь земной шар, став для многих жителей планеты – неким шедевром и образцом для подражания…
Среди них особенное место занимают произведения Толкиена («Властелин колец», «Хоббит» и др.).
Предлагаем Вам взглянуть на сии сочинения c точки зрения православного священника, иеромонаха Адриана (Пашина):
– Несомненно, что Джон Рональд Руэл Толкиен — писатель выдающийся, и его книги как литературные произведения представляют немалый интерес. Написанные прекрасным языком, в увлекательной форме, они читаются просто запоем. Присутствует в них и ненавязчивая поучительность — например, в том, что подвиги совершаются абсолютно негероическими людьми (точнее хоббитами).
Однако с православной точки зрения многое в произведениях Толкиена настораживает. Будучи представителем направления «фэнтези», Толкиен не просто выдумывал необычные сказочные сюжеты, но и пытался отобразить в них некую духовную реальность. Надо сказать, что и большинство сказок не так просты, как кажется. Они, как правило, рисуют борьбу сил добра с силами зла, а если взять традиционные русские сюжеты о победе над многоголвым змием, то ясно, что их первоисточником является Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис.
Произведения Толкиена также весьма драматично показывают противостояние добрых и злых сил. Но, хотя в их основе лежат христианские представления, у Толкиена происходит довольно ощутимое смещение акцентов.
Однако если в «Сильмариллионе», этой своеобразной космологии, искажение христианского учения о сотворении мира очевидно, то в других произведениях дело обстоит сложнее. Так, в эпопее «Властелин колец» зло выглядит, да и является значительно более могущественной силой, чем добро. Оно почти всесильно, от него некуда укрыться, не к кому прибегнуть. «Всевидящее око» (один из главных образов книги) оказывается принадлежностью князя смерти в Мордоре, а не Бога (хотя в православной традиции есть даже икона с таким названием).
Бог если и присутствует у Толкиена, то в лучшем случае как Создатель, а не как Промыслитель, без воли Которого и волос с головы человека не упадет. Внутреннее ощущение при чтении книги: страх и напряжение, вызванное тем, что ошибка героев может повлечь за собой гибель всего мира. Кстати, главные герои — хоббиты — для победы над злом должны пройти «во глубину ада», в центр Мордора (аналогия с сошествием во ад Христа здесь невозможна по целому ряду причин, что понятно любому читателю).
Надо ли говорить о том, что христианская идея спасения совершенно противоположна: путь к Царствию Божию, а не в преисподнюю. Сама победа героев выглядит счастливой случайностью, которой могло и не быть.
Впрочем, детали можно долго обсуждать, но главная опасность произведения заключается именно в этом: ощущение силы зла и шаткой слабости, почти ничтожности добра. И если взрослый человек вполне может противопоставить этому «воздуху книги» внутреннее убеждение, то для ребенка это сделать гораздо сложнее, тем более, что форма сказки оказывает на него особенно сильное воздействие.
Кстати, неестественность придуманного Толкиеном мира доказывается таким уродливым явлением, как «толкинизм», когда поклонники писателя отказываются от реальности ради пребывания в виртуальном мире, перенесенном ими со страниц книги на земную жизнь. Впрочем, эта тема требует отдельного разговора…
Можно было бы посоветовать Вам для детского чтения книгу союзника Толкиена по литературному направлению, его друга Клайва С. Льюиса — «Хроники Нарнии». Она ничуть не менее увлекательна, чем «Властелин колец», столь же драматична, так же написана в сказочной форме, но с куда более христианским мироощущением. Порой Льюис в живой сказочной форме без малейшего дидактизма говорит о самых дорогих для христианина вещах: о крестной жертве Спасителя («Льва Аслана») или о других истинах веры. Кстати, «Хроники Нарнии» с огромным интересом читаются и взрослыми, включая самых утонченных интеллектуалов.
Но самое лучшее — приучать детей к чтению православной литературы, Житий Святых.
Чтение светской литературы удаляет от Бога
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Для нынешних интеллектуалов и просто ищущих смысла и твёрдости людей сейчас есть множество лакомых приманок и кроме тех, о которых говорится в публикации. Тут и восточные, модернизированные религиозно-философские учения, и новые философские системы вроде саентологии, и наполненные изощрённой апологетикой глухого индивидуализма труды Мураками и Кастанеды… Нынешний человек, не имеющий твёрдых, подтверждённых личным духовным опытом ориентаций, легко поддаётся подобного рода управляющим системам. От таких, заряженных глухим индивидуализмом, всему и всем посторонних людей – одна беда. Да и им самим-то, неприкаянным, тоже несладко – несмотря на такую гладкую броню, которой они позволили облечь свои души. Зрелище жалкое!
Освоение Евангелия и православного духовного наследия в “мягком” режиме, при непременном внимательном наблюдении и собирании личного духовного опыта и соединении с Церковью – это, действительно единственный спасительный путь. Он не короток, не прост, но явно плодотворен и даже пошагово ощущается благостным, не говоря уже о накопленных, длительных последствиях. Такого рода спасение души на земном пути даёт обоснованную надежду и на Спасение Вечное.
А те, “быстродействующие таблетки” “ощастливливания” души – пагубный суррогат, заманивание лучших – чьи души ищут очищения.
Очень четко и правильно подмечено.
В православном наследии хватит духовной пищи для всех людей.
Путь к Богу русских людей лежит по путям Православной веры!
Михаил, да что там говорить о русских лишь людях – какой вред наносит вся эта отрава по всему миру! Ведь не случайно та же саентология запрещена во многих странах. Да и возникающие радикальные течения на основе традиционных конфессий – они тоже возникают как противодействие расползанию подобного рода заразы, против которой правительства не борются, обрекая тем самым народы на деградацию.
Так что эта проблема имеет отношение и к божественной, и к практической сторонам жизни всех народов. Нашего – в первую очередь, ведь нельзя допустить чтобы истинно наше божественное наследие, Дар оказался попранным, вытесненным губительными поделками тех, кто сам донельзя отравлен этим подслащённым сатанизмом, вползающим в человека через потворствование его порокам.