Земное и Небесное. Лето Господне

Добрый день, дорогие посетители нашего православного сайта!

Сегодня мы публикуем последнюю ─ 10-ю серию документального фильма об истории Русской Православной Церкви: «Земное и Небесное».
В 10-й серии принял непосредственное участие Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, который рассказал о значении церкви в современной России, а также о том, как возрождается православная Церковь, как она живет в новые времена, и о целях и проблемах православия в России и мире.

Данный сериал снят по благословению Патриарха Алексия II киностудией «Остров».

Текст читает Никита Михалков.

Легко рассказывать о дне вчерашнем, об истории. Хотя иногда шутят, что Россия – страна с непредсказуемым прошлым. Слишком уж часто это наше прошлое интерпретировали в угоду сиюсекундной идеологической выгоде. Но наш фильм о событиях последних лет, о сегодняшнем дне православной России.

Горбачевская перестройка началась для управляющего делами Московской Патриархии митрополита Алексия совсем не оптимистично. Митрополита Алексия сняли со всех постов и по существу отправили в ссылку.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1985 году я написал тогда первому секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву письмо, в котором пытался указать, что у нас есть общие задачи, которые надо решать вместе. К сожалению, это письмо не было понято в 1985 году, и через Совет по делам религии мне было сказано, что с такими вопросами не надо обращаться. И вскоре, в 1986 году, состоялось мое назначение на кафедру Ленинградскую и Новгородскую. Я встретил очень сильные тенденции противодействия всему церковному. Когда я сказал, что хотел бы нанести визит вежливости председателю Ленинградского совета, мне было очень жестко сказано, что этого в Ленинграде никогда не было и быть не может. И в то же время это было начало возрождения церковной жизни.

3 мая 1990 года в патриаршей резиденции почил в Бозе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. 6 мая Первосвятитель был погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника, патриарха Алексия I.

Это были первые честные выборы Патриарха. За несколько часов до начала Поместного Собора сотрудникам Совета по делам религии поступило распоряжение – не вмешиваться. Такое было в первый раз после революции. Архиереям не понятно было, что делать. Растерянность была полнейшая. И все-таки 7 июня 1990 года было проведено тайное голосование. Основных кандидатов было двое – митрополит Филарет, Местоблюститель патриаршего престола, и опальный митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. В результате, один стал Святейшим Патриархом, а другой не смог смириться со своим проигрышем, слишком близка была заветная цель. Потому Филарет несколько позже просто попытался Русскую Православную Церковь расколоть.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Нет, я не предполагал, что я именно буду избран Патриархом. После Архиерейского собора я понял, когда получил большинство голосов при первом туре, что эта чаша может не миновать меня. Но я, будучи длительное время управляющим делами Московской патриархии, знал, насколько не легок патриарший крест. Это именно крест. И эта чаша, которую предстояло испить, она исполнена не только сладостью, но и многими горестями, которые выпадают на долю Предстоятеля. Мне пришлось в течение 9 лет быть близким соработником у Святейшего Патриарха Алексия I. Я могу свидетельствовать, как переживал он за закрытие семинарий, закрытие храмов. Но я еще, когда был управляющим делами Московской патриархии, иногда говорил, что ведь никто не приедет из епархиальных архиереев и не скажет: «Порадуйтесь, как у меня хорошо». Приезжали с проблемами. Все время приходилось слушать о трудностях, с которыми сталкивалось духовенство, сталкивались архипастыри, возрождая церковную жизнь на пустом иногда месте. И причем часто – с противодействием местных властей. Поэтому иногда мои визиты в епархию помогали установить добрые отношения между властями светскими и властями духовными.

В начале 1991 года рака с мощами преподобного Серафима Саровского была перенесена сначала в Александро-Невскую лавру, а потом доставлена в Москву. Через полгода святые мощи крестным ходом в сопровождении Святейшего Патриарха были перенесены в Дивеевскую обитель. Верующие увидели в этом Божий промысел, начало новой эры в религиозной жизни православного народа.

19 августа 1991 года в день Преображения Господня службой в Успенском соборе Кремля начался Конгресс соотечественников. Но мы помним еще и в этот «Лебединое озеро» по телевидению, танки в центре Москвы, ГКЧП, и все то, что потом было названо путчем. Для меня это было событие, честно говоря, ожидаемое и в то же время шокирующее. Лично я понимал, что какие-то перемены должны происходить. Лично я понимал, что так или иначе такая демократия в результате должна привести к беде. Я не мог согласиться со многим из того, что делал Ельцин. Но в тот день я считал своим долгом быть в «Белом доме».

Несокрушимая коммунистическая империя рушилась, огромными осколками разваливалась. Разлет был такой мощный, что рвались все связи.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Сохранить единство Церкви – это была главная задача, потому что, когда на базе Советского Союза образовывались 15 независимых, суверенных государств, в целом ряде республик думалось, что нужно тоже иметь независимую от Москвы Церковь. Это была реальная угроза, против которой нужно было действовать, и нужно было собирать воедино и сохранить единство Церкви. Но это было нелегко, особенно в Украине. На волне национализма было сильное противодействие московскому влиянию. И противостоять распаду единой поместной Православной Церкви было нелегко.

На Архиерейском соборе 1992 года митрополит Киевский выступил с требованием предоставить Украинской Церкви автокефалию. Оказалось, что далеко не все украинские архиереи были с ним согласны. Филарету предложили оставить кафедру добровольно. Перед Крестом и Евангелием Филарет подтвердил свое обещание сложить полномочия Собору Украинской Церкви. Но вернувшись в Киев, он изменил своему слову и крестному целованию. За это следующий Архиерейский Собор лишил Филарета сана.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Каждое время выдвигает свои задачи, которые стоят перед Церковью и перед теми, кто совершает свое личное спасение, и кто способствует спасению мира. Конец XX века поставил перед монастырями задачу их возрождения. И монахи стали свои аскетические труды применять к восстановлению того, что было разрушено. Может быть, сегодня они не могут затвориться в келью и только совершать молитву о мире. Потому что, если мы только будем сегодня совершать аскетический подвиг, и не будем восстанавливать порушенное в прошлом, то не будет тех обителей, которые бы привлекали тысячи паломников, которые находили бы в этих обителях духовное утешение, поддержку на своем часто нелегком жизненном пути. Потому что красота созданных веками обителей всегда привлекала людей, и когда пришла религиозная свобода, то мы увидели, как востребованы сегодня храмы, которые строятся по лицу русской земли. Как возрождается монашеская жизнь в тех обителях, которые были разрушены, и они всюду наполняются православными верующими, которые вновь возвращаются к Святому Православию, которым жила Русь.

Окончание 8

«Земное и Небесное» – 9 серия

Видео — рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера