Почему страдает раскаявшийся, и прекрасно живет грешник?

Здравствуйте, дорогие посетители нашего православного островка “Семья и Вера”!

Публикуем достаточно острый и волнуемый вопрос (взятый из православного журнала “Русский дом”) Б. Анкушева из города Смоленска, который вот уже много лет, как раскаялся в своих грехах, а страдания несет до сих пор…

Вопрос: ─ Не знаю, можно ли это назвать вопросом, но я не перестаю размышлять о своей судьбе. В течение уже многих лет я прикован к постели. Одно могу несомненно сказать, что по своим грехам я это заслужил. Но какой смысл в этой моей болезни, какая польза для других? Я никому не нужен, а только мешаю всем и обременяю всех. А один мой давний знакомый занимается активной деятельностью в Церкви. Он имеет священный сан, у него дар проповедника, благодаря которому он многих укрепляет в вере и приводит к Богу потерявших всякую надежду людей. В юности я тоже мечтал о служении в Церкви, но Бог судил иначе. Я позвонил как-то на радио «Радонеж» в прямой эфир и задал священнику свой вопрос. Он ответил мне рассказом о преподобном Макарии Великом, который когда-то тоже мучился размышлениями о том, почему одни всю жизнь благоденствуют, а другие страдают, одни – достойные люди – умирают в юности, а другие, попирая все нравственные нормы, живут в свое удовольствие до глубокой старости. Господь сказал преподобному Макарию: «Внимай себе». Я понимаю, что пути Божии непостижимы и с Богом не поспоришь, но от этого мне не становится легче.

Ответ: (отвечает протоиерей Александр Шаргунов). ─ Соединенные со Христом, мы все – члены Его Тела, Которое есть Церковь. И это выражение Писания означает не только нашу всецелую зависимость от Христа, но что у каждого из нас – своя роль и особенное предназначение ради пользы всех. Наша деятельность (даже если мы внешне полностью лишены ее) всегда востребована. И то, что мы должны сделать, никто не может сделать так, как мы, вместо нас. У каждого своя личная ответственность, от которой никто нас не освободит. В духовном плане не существует двух одинаковых людей. В обыденной жизни можно яростно спорить, не следует ли отказаться от такого-то и такого-то человека в том или ином роде занятий. С точки зрения вечности так вопрос ставить нельзя – он не будет иметь никакого смысла. Кто полезнее для Церкви – больной, прикованный в течение долгих лет к постели и всем сердцем принимающий это свое умаление, или полный жизненных сил служитель Церкви, все активнее умножающий свою деятельность? Вопрос не требует ответа. Больной должен принять свое страдание, а служитель Церкви должен трудиться. Каждый – изо всех своих сил. Я люблю в таких случаях вспоминать слова преподобного Силуана Афонского:

«Различны послушания в Церкви. Один – патриарх, другой – священник, третий – повар; большую награду получит тот, кто больше любит Бога».

Не надо сравнивать себя ни с кем. Перед лицом вечности каждый из нас, сколь бы скромным ни было его служение, обретает несоизмеримое ни с чем величие по дару любви Христовой.

 << На главную страницу                                  Вопросы священнику >>