Иеромонах Иов Гумеров

Надо ли любить себя?

 Добрый день, дорогие наши посетители!

 Из Евангелия мы знаем, что надо любить ближних как самих себя. Так же в Евангелии говорится, что надо отвергнуться себя. Так надо или не надо себя любить ? И как надо это делать? Надо ли заботиться о своем здоровье, о хорошем отдыхе, о разных удовольствиях – считается ли это любовью к себе? Ведь только довольный жизнью и собой человек может нести добро другим, а злой приносит одни лишь только неприятности”?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

«Для согласования этих двух мест святого Евангелия, надо точно определить содержание двух ключевых понятий: «возлюби» (Мф.22:39) и «отвергнись себя» (Мф.16:24). Любить себя и ближнего – значит желать и делать благо себе и ближнему.

Высшим же благом по Евангелию, является блаженная жизнь в Царстве Небесном. Любовь к себе в таком понимании, означает – деятельно желать себе спасения. Так же «возлюбить ближнего», в первую очередь, означает – жертвенный труд ради спасения людей. В полной мере это исполнили святые апостолы, отдавшие ради этого свои жизни.

Такое толкование подтверждается и самим текстом. Понятие «любовь» в греческом Новом Завете передано двумя словами – «филиа» и «агапэ» (третье слово «эрос», обозначающее физическое влечение между мужчиной и женщиной, в Новом Завете отсутствует).

Глагол «филео» выражает душевное расположение, сердечную привязанность, (например, отношения между родителями и детьми). Глагол  – агапао  обозначает в новозаветных священных текстах любовь в высоком, духовном значении: любовь Бога к людям (Ин 3:16), и любовь человека к ближнему (Мф.22:39). При этом нисколько не умаляются дела добра и милосердия, к которым призывает нас Господь.

«Отвергнись себя» означает: откажись от воли своего падшего естества, и предай себя всеблагой воле Божией. Ради спасения отвернись самости, своих страстей и греховных навыков. Следовательно, истинная любовь к себе христианина как раз и требует отвержения себя ради того, чтобы идти спасительным путем креста Христова.

Что касается здоровья и других благ земных, то они евангельским учением не отвергаются, если не мешают иметь плоды духовной жизни. Истинное же, а не иллюзорное, довольство жизнью может быть только у того, кто твердо идет путем спасения. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1Тим.6:6).

 << На главную страницу                      Вопросы священнику >>