О рае и аде

Здравствуйте, дорогие посетители нашего православного островка «Семья и Вера»!

Предлагаем Вам к просмотру православную видеопередачу «Церковь и мир». Сегодня речь пойдет о рае и аде.
В частности будут затронуты вопросы: Почему люди стремятся в рай? Почему райские радости и адские муки телесные? Как РПЦ относится к понятиям «карма» и «реинкарнация»?

 

Обозреватель Иван Семенов. Владыка, мы получили интересный и очень характерный вопрос от нашего зрителя Дмитрия, который я предлагаю сделать темой сегодняшней программы. Он пишет: «Почему Бог так уверен, что все мы должны стремиться в Рай? Что там хорошего? Быть в компании занудных праведников? Да они своим нытьем испортят любые сады и кущи. Я бы хотел остаться на земле. Нельзя ли как-нибудь этого добиться?»

Митрополит Иларион. Этого очень сложно добиться. Еще никому этого не удалось. Многие пытались придумать некий эликсир молодости, который продлит жизнь человеку. И, в общем-то, современная наука и современная медицина научилась продлевать жизнь человеку на несколько лет или даже на несколько десятков лет. Если сравнить с продолжительностью жизни людей, допустим, в средние века и сейчас. И, тем не менее, люди умирают. Причем умирает каждый человек. И здесь нет исключений. И вот религиозные традиции по-разному отвечают на этот вопрос. Потому что умирать, на самом деле, не хочется никому. И верующий человек, христианин, понимает, что смерть не является концом жизни, она является переходом в некое другое качество. И вот это представление, которое озвучено в вопросе, думаю, оно сознательно именно так озвучено. Оно является примитивным и оно не соответствует тому, чему учит Церковь. Потому что рай – это не какое-то место, где «занудные праведники» будут наслаждаться собственной праведностью. Рай – это, прежде всего, состояние души. И вот на самом деле это состояние души, переход вообще человека из жизни земной в жизнь вечную, он начинается уже при жизни. Смерть – не какой-то внезапный разлом в жизни человека.

Вот возьмите два примера. Человек, который, скажем, страдает алкоголизмом в очень сильной форме. Ведь у него бывают такие состояния, которые по сути дела являются адскими мучениями. Когда человек находится в так называемой «белой горячке», когда он видит бесов, ему кажется, что бесы его куда-то тащат. По сути дела из-за своего греховного образа жизни, из-за своей зависимости от алкоголя он уже здесь становится пленником ада. И его переход в другую жизнь является как бы постепенным перетеканием из того ада, который он создал для себя на земле в тот ад, который он же создает для себя в жизни вечной. Так вот то, что нас ждет за порогом смерти, будет естественным продолжением того, что мы пережили в этой жизни, нашего жизненного опыта. И именно поэтому не безразлично, как живет человек, праведник он или грешник. Заботится ли он о ближних, заботится ли он о собственной душе. Потому что в вечности, по сути дела, жизнь будет продолжаться, только она будет продолжаться в ином качестве.

Обозреватель Иван Семенов. Владыка, многих смущает православное учение о телесности, райской радости или адских муках. Люди говорят: «Да, я понимаю, что душа человека несет какое-то воздаяние посмертно, и это правильно, но как же так, я буду мучиться или наоборот радоваться в раю в теле, в котором я живу на земле? Как это может быть?»

Митрополит Иларион. Есть очевидный факт, что когда человек умирает, его душа отделяется от тела. Тело остается на земле, оно лишается своих обычных функций, оно через несколько дней уже начинает разлагаться, и через несколько лет оно практически исчезает. Остается, может быть, один скелет.

Но с другой стороны есть и учение Церкви о том, что люди воскреснут телами. Очевидно, не с этими же материальными телами, которые здесь на земле остались и превратились в землю. Как в Библии сказано: «Земля еси и в землю отыдеши». Очевидно, что будут какие-то новые тела. И об этом свидетельствует Воскресение Христово. Ведь Христос воскрес через неполных 3 дня после того, как Он умер на кресте. Но когда Он являлся ученикам, они Его не узнавали. Вот допустим, идут два ученика из Иерусалима в Эммаус. Им на пути встречается Путник. Они с Ним разговаривают, они заходят с Ним в дом, они чувствуют какое-то внутреннее горение сердца, но они не узнают Христа. И только когда Он садится с ними за стол и преломляет хлеб, вот в этом знакомом жесте преломления хлеба они вдруг узнают Христа. И Он тот час же становится невидимым. О чем это говорит? Это говорит о том, что Его тело каким-то образом изменилось. Оно было в чем-то узнаваемым, но в чем-то и не узнаваемым. Вот так и Церковь учит, что те тела, которые мы получим в воскресенье, это будут не совсем те же самые тела, которые мы носим сейчас. Например, они не будут подвергаться старению, они не будут подвергаться увечьям. И даже тот человек, который в жизни имел тело изувеченное, он при воскресении получит здоровое и полноценное тело. Но какова будет природа этого тела, будет ли оно физическим или материальным, этого мы не знаем. И здесь есть разные толкования.

Обозреватель Иван Семенов. Владыка, я попросил специалиста-религиоведа. Который помогает нам делать эту передачу, сделать для наших зрителей обзор одной из удивительных православных икон – иконы Страшного Суда. Давайте посмотрим этот обзор и потом как-то прокомментируем его.

 

На иконе Страшного Суда, который будет вершить Иисус Христос во время своего второго пришествия, изображено множество действующих лиц и мелких деталей. Перечислить все их будет проще, если рассматривать композицию сверху вниз.

Икона Страшный Суд

Вверху традиционно располагается изображение Господа Саваофа. Справа от Него – рай в образе священного града. Здесь пребывают праведники. Ниже часто встречается изображения летящих в рай монахов-схимников. Слева от городских стен Ангелы, разящие копьями бесов. Ниже, в центре, видим самого Судью Мира Иисуса Христа. Перед Ним Богоматерь, а также Иоанн предтеча – ходатай за род человеческий на этом Страшном Суде.

У их ног Адам и Ева – первые люди на земле, как образ всего преклонившегося праведного и искупленного человечества. По сторонам центральной группы сидят апостолы, по шесть с каждой стороны, с открытыми книгами в руках. За их спинами стоят Ангелы – Небесные стражи.

Под апостолами изображены идущие на Суд народы: справа от Христа праведники, слева грешники. В центре под Христом изображен алтарь, на нем одежда спасителя, крест и раскрытая Книга Бытия, в которой, как гласит предание, записаны все слова и дела людей. Далее обычно следуют образы из видения пророка Даниила – темный круг неправильной формы. Это земля, отдающая своих мертвецов. В центре сидит полуобнаженная женщина – олицетворение земли. Ее окружают восстающие из праха фигуры воскресших, а также звери, птицы и пресмыкающиеся, которые выплевывают тех, кого съели. Землю окружает круглое море, где плавают рыбы, и они отправляют мертвых людей на Суд Божий.

Внизу в виде огненной бездны изображен ад. В пламени плавает чудовище, на котором верхом сидит сатана с душой Иуды в руках. Из пасти зверя вверх к ногам Адама поднимается длинный извивающийся змей – олицетворение греха. Часто кольца бывают подписанные: чревоугодие, блуд, сребролюбие и так далее… Иногда вместо змея изображается огненная река. В самой нижней части иконы, слева – так называемое лоно Авраамово – праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев. Там же ворота рая, которые стережет Серафим. К ним подходят праведники во главе с апостолом Петром. В руках у него ключи от рая. Ровно посередине изображен прикованный к столбу милостивый блудник, который ради милостыни избавлен вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного. И так он не оказался ни там, ни там. Справа же в огне горят грешники, которых мучают диаволы. В особых клеймах могут показываться отдельные мучения, как например, тьма кромешная, мраз (то есть, мороз), червь неусыпающий, смола, иней. Указан порой и тип наказуемого греха.

О рае и аде. Церковь и мир

Видео — рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера