Добрый день, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Сейчас в России набирает популярность так называемое “Общество анонимных алкоголиков”.
Как к нему относится православным людям?
На вопрос отвечает доктор мед. наук, кандидат богословия, профессор, протоирей Сергий Филимонов.
─ Общество анонимных алкоголиков (АА) в своей практической деятельности успешно демонстрирует, что оно спасает людей от пьянства. Действительно, общество АА приводит к тому, что многие его члены в отличие от многих людей, стремящихся иным путем избавиться от зависимости, перестают пить.
Бытует мнение, что программа АА хорошо работает, но в ней недостает воцерковления. В действительности, здесь идет процесс другой. Работает закон поршневого вытеснения одного действия другим, при этом знак духовного наполнения новых действий не меняется, а безбожие усугубляется: происходит подмена одной страсти другой (или другими), одно безбожие (пристрастие) заменяется другим, более комфортным не только для тела, но и для души, и удаляющим от Церкви.
Звучат морально-нравственные установки, много говорится о “смирении”, “духовном росте” (1), “высшей силе”, члены АА становятся в меру своего доверия программе АА «добродетельными» – довольными собой людьми. При этом программа АА становится все более и более привлекательной, и это является условием «духовного роста» в обществе АА.
Идеи и принципы, заложенные в программе АА, выглядят очень умными и достойными, их корни можно найти в святоотеческих поучениях Православной Церкви.
Подаются же они на фоне проявлений протестанско-католического и восточно-оккультного духовного опыта. В частности, читается своя общая молитва, при этом члены АА берутся за руки и становятся в круг. Молитва приписывается древним христианам, сравнивается она и с молитвой оптинских старцев – мол «это одно и то же».
Программа АА до того умна, что включает в себя все религии и все достижения человечества. Она до того привлекательна, что ее, к сожалению, плагиатирует (2) (при этом ругая АА) известный православный поборник трезвого образа жизни (и справедливо уважаемый человек), тем самым потешая ветеранов АА и дискредитируя серьезное и нужное дело. Деятельность АА внешне выглядит намного «умнее» и современнее. При этом ее можно красиво идейно оформить следующим образом. Люди творят «добрые дела». Поклонение Богу в этой системе выражается в отношении к другим (и себе) как образу Божьему.
Получилась красивая система. Однако, в ней есть одна довольно тонкая особенность, которая и формирует ее «красоту», проявляется же она двояко. Во-первых, взаимодействие в системе происходит при отсутствии и ненужности верного знания о Первообразе, следовательно, нет необходимости и в Церкви как хранительнице такого знания и условии реального общения с Богом (т.е. АА – закрытая в своей самодостаточности система). Во-вторых, эта же особенность является следствием и результатом работы системы – в качестве побочного эффекта «исцеления» от пьянства вырабатывается стойкий иммунитет к воцерковлению. Церковь явно не отрицается, но превращается в дополнительное внешнее оформление программы АА. Понимание рассмотренной особенности (наряду с внутренним ощущением духа АА) сводится к известному мнению: «АА – секта экуменистического толка».
Как это понимать? Это значит, что все существующие вероучения смешиваются в один псевдорелигиозный коктейль. Ни о какой чистоте веры и преданности Богу здесь и речи быть не может. Адепт «АА», ничего, как правило, в духовной жизни, не понимая и не подозревая подвоха, вместо «лекарства» принимает в свою душу ядовитый суррогат, наповал убивающий в нем всякие начатки истинной религиозности и осознания необходимости исцеления от недуга пьянства через покаяние и смирение.
_______________________
(1) – словосочетание православное, а смысл иной.
(2) – например, пятый шаг – «признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений», а пятая ступень – «признание перед Богом и людьми истинной природы своих прежних заблуждений».
…Адепт «АА», ничего, как правило, в духовной жизни, не понимая и не подозревая подвоха, вместо «лекарства» принимает в свою душу ядовитый суррогат, наповал убивающий в нем всякие начатки истинной религиозности и осознания необходимости исцеления от недуга пьянства через покаяние и смирение…
Сразу видно писал не алкоголик и человек знакомый с сообществом АА лишь поверхностно.
До какой частоты Веры есть дело человеку просто не верующему ни во что? Разуверившемуся во всем? Если он вообще поверит хоть во что то…хоть в реальность избавления от смертельной зависимости-уже ХОРОШО. А дальше больше. Многие”адепты”АА идут именно в Православие и продолжают помогать алкоголикам в АА. Какой ядовитый суррогат был положен сообществом АА в души людям не пьющим по 25-30 лет??? Столько пребывать с ядовитым суррогатом в душе не возможно,он обязательно убьёт человека раньше. Тут можно вспомнить слова слепорожденного —“не знаю как и какими силами Он меня вылечил,но знаю лишь одно–я не видел,а теперь ВИЖУ.” Вам не кажется? Без обид.Я старался быть ОБЪективным.Сергей,алкоголик.Не пью с помощью АА и Православия 27 лет.
Знакома с программой, признаю что она действенна. Посещение сообществ и правда помогает многим людям обрести себя, избавиться от вредных привычек и тд. НО….. Для меня важна и обратная сторона медали…. кто клиенты? Есть новички, а есть и люди которые чистые по многу лет,,, 9,10,15…. и для них это клуб…для кого одиноких сердец, а для кого и просто зайти после работы чтобы не идти домой, там надо уроки делать, женам помогать, а тут зашел после работы, вроде как по делу, поболтать, покурить…А это уже другая зависимость. В выходные поездки в другие города, в такие же клубы по обмену опытом, уехали в два приехали в 12, после еще кафе и баня…девиз такой,, можно находиться где угодно главное не пить. ДА, У МЕНЯ СОЗДАЛОСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ЭТО ДЛЯ МНОГИХ ПРОСТО МЕСТО ТУСОВКИ,,, НУ НЕТ ТАМ ПОТРЕБНОСТИ БЫТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ПРОСТО НЕТ. ЗНАЧИТ ЭТО ЧТО ТО УЖЕ ДРУГОЕ. И МОЖЕТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УЖЕ НАДО В СЕМЬЮ ВОЗВРАЩАТЬ ТАКИХ ПОМОЩНИКОВ. Писала без зла, всем добра.
Анна, добрый вечер!
Да, Ваши мысли во много правильны.
Без Бога любая затея может стать опасной.
Есть такая народная поговорка: “Одно лечит, а другое калечит”, которая вполне может сюда подойти.
Будем придерживаться православной жизни с посещением храма Божия, и тогда Господь поведет нас по правильному пути нашего бытия 🙏
КТО вам сказал,что АА без Бога. Без определённого,да.Но свободный выбор в какого Бога верить есть у каждого члена АА. Поизучайте программу 12 шагов,потом напишите.Вы её просто не знаете. Нужен Объективный,а не субъективный взгляд на предмет.
А разве есть разница Бог у меня в сердце и всегда со мной или он со мной только когда я прихожу в церковь. Меня смущает ходить в церковь. Бог всегда со мной и молюсь я ему всегда.
Здравствуйте, Наталья!
Разница большая и принципиально важная. Настоящий христианин-это тот человек, который старается жить в Боге постоянно-не раз в неделю или раз в месяц, когда пошёл в храм, а всегда, и дома, и на работе, и на улице.
Но выражение «Бог в душе» – это тема другая, это тема атеиста, который придумал себе подходящего бога, с которым комфортно. Он не мешает человеку жить, как вздумается, и не заставляет быть с ним всегда.
Православный христианин ходит в храм за Благодатью, чтобы соединиться со Христом и уже с силой Божьей быть в остальное время с Богом. Только в таинствах, а в первую очередь присутствуя на Божественной Литургии, причащаясь Святых Христовых Таинств, человек соединяется с Богом.
А все остальное от лукавого и от его придуманных сетей. Говоря, что Бог в душе, человек на самом деле очень жестоко обманывается. Он думает, что с Богом, а на самом деле теряет связь с Ним и самое страшное считает, по внушению дьявола, что это нормально.
С Богом!
Может для вас группы АА и место тусовки.Для меня же реальная сфера помощи алкоголикам ,которые хотят прекратить пить раз и навсегда,обрести Веру(многие Православную),семью,детей,работу и быть счастливыми и полезными людьми.Я алкоголик ,не пью 27 лет. Понимаете? Сегодня был на группе в Москве ,в храме Косьмы и Демьяна. Во как.
Здравствуйте,священник Никифор Захаров.Ваше мнение понятно как ортодокса и не алкоголика и заслуживает уважения.Но-” А программа «12 шагов» как раз таки подменяет понятие Бога и все что касается духовности похожа только внешне”.
Почему вы это утверждаете если сами же говорите,что СЛАБО знакомы с этой темой. Или это опять мнение других,а не Ваше?Может человек,идущий в А А и остаётся не трезвым,но это его,личное желание-оставаться таким.Программа 12 шагов А А этому его не учит. Цель программы(как я наверно уже писал выше)именно в обретении алкоголиком трезвости путём духовного роста.Каким алкоголик видит этот путь-это его,личное дело и выбор.Что мешает вам узнать об А А больше.Ну хотя бы,прочитав Большую книгу А А? Вы не алкоголик (она написана для алкоголиков и самими алкоголиками)так,что она вам ну никак не повредит,ни в духовном,ни в каком ином плане.А о методе 12 шагов вы будете иметь своё ,личное мнение,а не по слухам или мнениям других священников,хоть как-то знакомых с этой темой. И,я уверен узнаете не “хоть как-то”,а серьёзно, ЧТО такое сообщество(не секта,не религиозная организация,а именно сообщество)А А.Составите не СУБ,а ОБъективное мнение.Человек вы мудрый и,надеюсь изучите этот вопрос без предвзятости. А так это голословие.Уж извините,батюшка,говорю как есть и без обид.
Здравствуйте, Сергей!
К этой программе отношусь нормально, как и остальные священники. Но есть недостатки, с которыми просто согласиться православному человеку нельзя.
Да, если человек не может справиться сам, и если у него нет таких твердых убеждений в православной вере, или же он вообще никак не относится к вере, он идет и восстанавливается, лечится по технологии двенадцати шагов. Ничего здесь плохого нет. И, как Вы и говорите, благодаря этой методологии человеку действительно могут быть привиты высокие нравственные идеалы.
С Богом!
Здравствуйте священник Никифор Захаров.И Православие,помимо нравственных идеалов,Православная вера может привиться в результате выполнения этих 12 шагов.Почему вы этот факт игнорируете.Я ведь писал,что знаю таких людей,которые обрели в А А Православную веру и прекрасно сочетают Православную веру с программой 12 шагов в которой помогают другим страдающим алкоголикам. А вы все представляете А А религиозной организацией,проповедующей какого-то бога. Как я понял Вы практически ничего не знаете о программе. А КТО вам мешает познакомиться с ней ближе? Почитайте традиции,шаги,книгу Большую.И узнаете. Конечно наверно есть недостатки в программе с точки зрения православного священника ,но это не религиозная организация,а сообщество алкоголиков,помогающих себе и другим. Понимаете?
Здравствуйте, Сергей!
Полностью согласен с Вашей последней фразой. Православие и общество АА могут как прекрасно сосуществовать и сотрудничать друг с другом, так и по отдельности работать в направлении помощи людям, страдающим тяжким недугом алкоголизма.
С Богом!
Духовный рост, я так понимаю, рост в Духе. Но Писание говорит:
1Ин 4:1-3: “¹ Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
² Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
³ а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.”
В каком духе растёте, Сергей?
Деян 4:10,12: “¹⁰ то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
…
¹² ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.”
И ещё, Сергей, в ад отправляется немало и трезвых людей. Трезвость не даёт никакой гарантии спасения души. Эту гарантию может дать только Иисус в том случае, если человек примет Его как личного Спасителя.
Здравствуйте, Валерий!
Дух православного христианина – настоящего последователя Христа и настоящего исполнителя Его слов, это дух смирения.
Не только трезвость не дает гарантий спасения, но и даже то, что человек примет Христа как личного Спасителя, если примет только внешне не исполняя Его заповеди и не изменяя себя и свою жизнь.
С Богом!
В АА доверяют себя как раз Богу. Я не алкоголик, а зависимая от отношений. И многим сообщество помогает.
Я там был и многие ушли довыздоравливать не в церковь, а в темные культы, еще и заманивая туда даже тех кто читал библию параллельно группам…
А я там,в АА, не только БЫЛ,но и поныне состою. И увидел многих людей пошедших оттуда именно в Церковь,многие в Православную.Многие сочетают Церковь и АА и вполне успешно,одно другое не исключает,а даже дополняет. Наверное каждый видит,что он хочет? Вам не кажется?
А кто из православных поборников трезвого образа жизни плагиатирует программу АА и как ? Это не секрет?
Евгения, здравствуйте!
Ваш вопрос не совсем ясен. Что Вы имеете ввиду о плагиате программы АА православными людьми?
“Она до того привлекательна, что ее, к сожалению, плагиатирует (2) (при этом ругая АА) известный православный поборник трезвого образа жизни (и справедливо уважаемый человек), тем самым потешая ветеранов АА и дискредитируя серьезное и нужное дело.” Это цитата из этого текста, и я ее, видимо, не понимаю, можно объяснить, о чем она? Кто это- “известный православный поборник…”?
Отец Сергий Филимонов вполне возможно имел ввиду протоиерея Евгения Генинга, клирика Свято-Троицкого кафедрального собора города Подольска Московской области.
Есть и другие православные известные люди, которые считают эту программу довольно правильной.
Я только концовку этой статьи не понимаю-С КАКОГО перепугу автор решил,что программа 12 шагов А А отбивает понимание алкоголиком необходимости в покаянии и смирении? Если он изучал или хотя бы прочитал эти шаги он бы понял,что 4 и 5 шаг как раз и есть ТО САМОЕ ПОКАЯНИЕ в своих грехах ,совершённых в алкогольной жизни.А смирением(т,е. принятием с миром самого себя и окружающий мир и людей вокруг меня)пронизана вся программа А А,без смирения-как учит программа -трезвость ВООБЩЕ НЕ ВОЗМОЖНА. Неужели трудно оставить на время свой канонический абсолютизм и хотя бы прочитать Большую Книгу А А,что бы узнать настоящую,а не надуманную правду об А А?Автор не алкоголик сам и чтение литературы А А ему ничем не грозит ибо это не религиозная программа.
И насчёт”религиозного коктейля”автор явно перегнул палку. Во первых молитва общая читается ПО ЖЕЛАНИЮ человека.Можешь не присоединяться если видишь не соответствие с ТВОИМ ЛИЧНЫМ,а не общим представлением о Боге.В конце группы ведущий так и говорит-КТО ИМЕЕТ ЖЕЛАНИЕ(а не все живо!) просьба(а не приказ)присоединиться к нашей общей молитве.Во вторых на группе нет воздаяния в молитве благодарности КОКТЕЙЛЮ,нет ожидания сошествия святого духа от этого коктейля из разных религий на адептов-как в сектах тоталитарного толка.И ещё-я знаю многих алкоголиков членов А А которым А А послужило своеобразным трамплином для прихода в церковь,в А А нет высмеивания какой либо религии ,нет осуждения её ,там свято чтится личный выбор любого из членов А А в вопросе веры и конфессии,рекомендуется выполнять все правила его религии которую он лично выбрал то же покаяние перед богом и своим священником или духовником. Я в А А уже 25 лет пребываю и не пью столько же. Ды дай Бог людям вообще-то начать хоть как-то общаться с Богом,хотя бы как они его каждый лично(а не все вместе)понимают ,а религию они выберут Бог даст именно работая по 12 шагам программы.
Здравствуйте, Сергей!
В статье описана позиция конкретного батюшки по этому вопросу. И его рассуждения основаны на личном опыте, на том, что он видел, какие последствия наблюдал.
При многих храмах есть такие общества, и они действенны. И в целом многие из священников, которые наблюдали плюсы деятельности этих обществ, отзываются о них позитивно.
Суть и главный смысл лечения в том, чтобы в итоге человек вылечил не только тело, а пришел к излечению души, пришел бы к Богу.
С Богом!
Здравствуйте,священник Никифор Захаров.Ну тык и я тоже пишу о ЛИЧНОМ опыте,а не по наслышке со стороны. “… в целом многие из священников, которые наблюдали плюсы деятельности этих обществ…”-я,лично минусов не вижу в этой программе. Вы видите? Какие,назовите? Я и писал,что люди в АА приходят к Богу,в большинстве,атеистов там практически нет.. Вы не заметили из моего комментария,что и сама программа-суть именно духовное очищение,очищение души как вы пишите,а не физическое избавление от алкоголизма,это только начало,нужно дальше духовно очищаться так говорит Большая книга АА, иначе все может кончится плачевно-новым срывом(прям как у Серафима Саровского когда он исцелял людей от болезней,повторяя,что б они дальше росли духовно и посвятили теперь свою жизнь Божьему служению ибо болезнь может вернуться вновь,а алкоголизм -это смертельная именно болезнь)которая нисколько не заменяет Библию. Кто-то тут комментировал,что сам там был там ,в АА и видел людей ушедших яко бы только в секты и темные сообщества. Это не совсем так. Я видел много людей ушедших и в Православную Церковь и Веру либо целиком(и не критикующих сообщество АА,да и вообще никого бы то ни было ещё) либо ,продолжающих посещать собрания АА и помогающих другим алкоголикам. Помощь другим страдающим не суть ли Христианства??? Помогли тебе-передай свой духовный опыт дальше-помогай другим.Надо было внимательнее изучить программу этому конкретному священнику без всякой предвзятости.Вот о чём я.
Здравствуйте, Сергей!
С этой темой я слабо знаком, и отвечал только по ответу тех священников, которые хоть как-то с этим вопросом были ознакомлены. В нашей епархии, есть общество трезвости как и в других епархиях, и духовник этого общества общается с людьми из общества АА и у него в основном положительные отзывы, особенно о тех людях, которые верующие и ведут активную духовную жизнь. А те которые с церковной жизнью не хотят иметь никаких отношений, то у них так и есть как говорят негативно отзывающие об обществе, они заменяют одну страсть другой, иногда и более страшной.
Ведь человек, который идет чтобы избавиться от пьянства он только за этим и идет, у него нет других целей и он получает избавление, но метод как мы и говорили он заменяет одно другим. Т.е. человек становится не пьющим, но остается не трезвым. В духовном плане имеется ввиду. Как говорит Святейший Патриарх Кирилл, что любые средства хороши которые помогают избавиться от зависимости человека, если они не вредят душе и не связаны с отказом от христианской веры и христианский убеждений. А программа «12 шагов» как раз таки подменяет понятие Бога и все что касается духовности похожа только внешне.
Поэтому если общество трезвости при епархии хоть как то сотрудничает с обществом анонимных алкоголиков, то может вместе принести плоды, т.е помочь избавиться человеку от страсти винопития полностью так что человек станет здоровым и в духовном плане живя с Богом с благодатью Божьей, врачующей постоянно человека.
С Богом!
И ещё,священник Никифор Захаров. Неужели этот конкретный батюшка наблюдал только негативные последствия,как следует из его статьи? Он позитивных последствий что,вообще никаких не увидел? Как же так? Это СУБ,а не ОБ- ективный взгляд и он не может быть истиной.Взгляд через призму канонической предвзятости не ведёт к реальному взгляду на предмет.Ведь он смотрит на сообщество как на какую-то религиозную организацию,а оно таковой не является.Понимаете? И поэтому многим,да всем кого я знаю по кр.мере, православным членам АА оно не мешает пребывать в Православной Церкви и не разочаровывает в Ней. Они прекрасно совмещают и то,и другое,видя в АА прекрасную возможность подкреплять свою православную Веру делами,без которых она,как известно мертва. Понимаете меня?
Здравствуйте, Сергей!
С этой темой я слабо знаком, и отвечал только по ответу тех священников, которые хоть как-то с этим вопросом были ознакомлены. В нашей епархии, есть общество трезвости как и в других епархиях, и духовник этого общества общается с людьми из общества АА и у него в основном положительные отзывы, особенно о тех людях, которые верующие и ведут активную духовную жизнь. А те которые с церковной жизнью не хотят иметь никаких отношений, то у них так и есть как говорят негативно отзывающие об обществе, они заменяют одну страсть другой, иногда и более страшной.
Ведь человек, который идет чтобы избавиться от пьянства он только за этим и идет, у него нет других целей и он получает избавление, но метод как мы и говорили он заменяет одно другим. Т.е. человек становится не пьющим, но остается не трезвым. В духовном плане имеется ввиду. Как говорит Святейший Патриарх Кирилл, что любые средства хороши которые помогают избавиться от зависимости человека, если они не вредят душе и не связаны с отказом от христианской веры и христианский убеждений. А программа «12 шагов» как раз таки подменяет понятие Бога и все что касается духовности похожа только внешне.
Поэтому если общество трезвости при епархии хоть как то сотрудничает с обществом анонимных алкоголиков, то может вместе принести плоды, т.е помочь избавиться человеку от страсти винопития полностью так что человек станет здоровым и в духовном плане живя с Богом с благодатью Божьей, врачующей постоянно человека.
С Богом!
— В то время как вы и некоторые священники утверждаете, что это по своей сути христианская программа, другие священники и миряне так же уверены в ее сектантской сути. Об этом судить не журналисту, но меня настораживает поверхностность брошюр анонимных алкоголиков, которые я читал. Некая психотерапевтическая массовая культура.
— Я слышал обвинения в сектантстве, но никогда не встречал убедительных аргументов такой точки зрения. К тому же, большинство обычно приводимых аргументов свидетельствуют о весьма поверхностном и основанном, большей частью, на вымысле, а не реальных фактах, знакомстве их авторов с критикуемым материалом. Те же, кто действительно всерьез знакомился с программой «12 шагов» – например, известный сектовед Александр Леонидович Дворкин – вполне авторитетно заявляют, что это движение – отнюдь не секта. И насчет массовой культуры не могу с вами согласиться. Наоборот, мне очевиден высочайший уровень требовательности этих шагов, постоянное напоминание об идеалах, к которым следует стремиться. И неслучайно, например, протоиерей Евгений Генинг, много лет работавший в этой тематике, обратил внимание именно на то, что чистота этих принципов качественно православна.
Здравствуйте, Сергей!
Как я уже говорил, в нашей епархии, например, ведется сотрудничество с обществом АА. И общество трезвости направляет людей в АА и с этого общества верующие люди регулярно посещают Богослужение.
Важно для тех верующий христиан, кто лечится программой 12 шагов, находиться также под наблюдением своего духовника.
С Богом!