Древнее искусство. Бонсай
Добрый день, дорогие наши посетители!
Предлагаем к любопытному прочтению очень интересную статью о самом маленьком дереве на планете, которое легко можно растить в горшочке.
Бонсай – это искусство выращивания карликовых деревьев. Большинство людей считают, что бонсай, как и икебана, японское изобретение. Однако, искусство это зародилось в 3 веке до Рождества Христова, в Древнем Китае.
История возникновения бонсая связана с тем временем, когда в Китае появилась мода на уменьшенные макеты городов, домов и садов. Настольные «живые карты» сначала включали в себя лишь макеты домов и дорог, но потом искусство бонсая стало стремительно развиваться, и для макетов были изобретены карликовые деревья. В Китае они получили название «пэнь-цай», а уже в Японии это название видоизменилось до «бонсай».
Именно в Японии искусство бонсая достигло своего совершенства. На протяжении тысячелетия разрабатывалась система классификации карликовых деревьев в зависимости от их размера, вида и формы кроны. Самые крошечные деревца-бонсаи (мамэ) имеют размер до 2,5 см, а самый «гигантский» бонсай (бондзю) – больше 1 метра.
Бонсай – это самое настоящее дерево, выращенное в горшке не более 30 см в диаметре, и уменьшенное до «ручных» размеров. Способов достижения такого «минимализма» имеется достаточно, это и особенности выращивания, и различные способы обрезки.
Маленькие деревца выращивают на свежем воздухе. Основной задачей мастера по выращиванию бонсая является умение сделать так, чтобы у деревца обязательно был толстый ствол, иначе оно уже не будет в точности повторять очертания взрослого дерева. Интересно то, что уменьшение деревьев, по сравнению с обычным высоким деревом, происходит в 60-80 раз, и при этом бонсай сохраняет все пропорции настоящего высокого дерева.
Мастера бонсая, с помощью использования различных приемов агротехники, добиваются того, что за несколько десятилетий деревце вырастает максимум на 50 см. Лучше всего для бонсая подходят деревья хвойных пород, такие как сосна и кипарис, хотя и из вишни, бука и клена тоже получаются «древесные миниатюры».
Дерево, выращенное в технике бонсая, живет много десятилетий. В японских семьях бонсай передается по наследству.
«Человек видит дерево, в его мозгу возникает изображение будущей формы этого дерева, и человек начинает реализовывать свою концепцию. Дерево, однако, делает лишь то, что может сделать, и скорее погибнет, чем сделает что-то такое, чего деревья не делают, или сделает в более короткое время, чем пристало дереву.
Поэтому формирование бонсай всегда является компромиссом и сотрудничеством. Человек не может сам создать бонсай, как не может этого сделать и само дерево. Все должно происходить на принципах сотрудничества и понимания, а это требует долгого времени…
С помощью проволоки, воды и света, прикрывая тканью, сажая траву, забирающую воду, закрывая обшивкой корни, человек объясняет дереву, чего от него хочет. Если указания достаточно ясны, дерево откликнется на них и будет послушно. Почти…
Это самая медленная скульптура в мире, и порой возникает сомнение, кто тут является скульптором — человек или дерево…».
Т. Старджон, «Медленная скульптура».
<< на Главную страницу на Интересную рубрику >>