Сон, сновидения

Как относиться к сновидениям

Добрый день, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Что такое сновидения?

Святитель Григорий Нисский пишет, что они есть «некие призраки умственной деятельности», которые «составляются случайно той душой, которая неразумна». Это видно из того, что «мечтающий во сне часто представляет себе неуместное и невозможное, чего не было бы, если бы душа и тогда управлялась рассудком и размышлением. Но… некие подобия бывшего наяву и отголоски произведенного чувством и мыслью, какие только отпечатлены в ней памятливой силой души, вновь живописуются».

Подробно это описывал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение… Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения».

«Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то эти сны от Бога, указывающие нам на Небо, и отклоняющими нас от дороги к аду.

«Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов.33,14-18).

Если же вы не уверены, или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности, если сон касается не важных и безразличных предметов, то тогда нет никакой надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы обращая внимание на каждый сон, не сделаться вам суеверным и не подпасть опасности согрешить.

Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного и расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, то есть от дьявола» (Священник Григорий Дьяченко).

Святые отцы запрещают придавать значение снам и рассказывать их другим, ибо «сонные грезы окрыляют глупых… Гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир.34,1-5,7).

У иноков Афона есть мудрое правило относительно снов: не принимать и не отвергать. Оно спасает от гордости и превозношения, если такие явления, если такие явления приписывать своей благодати, а так же от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати.

 << На главную страницу            Духовное чтение >>