Храм Божий

Можно ли спастись, живя лишь по совести?

Добрый день, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Вероятно ли спасение человека, с позиции Православия, если он, как он говорит и как ему кажется – «живет по совести»? Возможно ли спасения без живого участия в Церкви Христовой?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Прежде всего нужно сказать, что ответ на такой вопрос знает только Тот, Кто будет определять будущее каждой души человеческой, то есть – Сам Бог. Мы можем лишь предполагать, с какой-то долей вероятности, как может обстоять дело.

Вопрос задан общий и допускает варианты: знал ли такой человек о Христе, крещен ли, сознательно или лишь в силу обстоятельств он ограничился «жизнью по совести», насколько чутка его совесть?

Все это может влиять на наши рассуждения о будущей участи такого человека. Лично я вопрос этот разрешаю для себя (неприменительно ни к кому, гипотетически) в сторону «скорее нет, чем – да». Но! Я ни в коем случае на этом не настаиваю.

протоиерей Александр ЛебедевПоделюсь своими размышлениями. Рай – состояние единения с Богом, со Христом. Возможно ли, в таком случае, спасение без Христа и помимо Христа? Очевидно – нет.

Еще при жизни человек должен иметь стремление быть ближе к Богу. Для такого человека и Рай будет радостен как раз потому, что осуществится стремление всей его жизни. А если такого стремления не было – будет ли Рай в сладость? И возможен ли безрадостный Рай?

Стремление к Богу начинает реализовываться в жизни человека (во всяком случае, так должно быть) с Крещения. В Крещении происходит сочетание человека со Христом, и впоследствии вся его жизнь должна быть укреплением этого сочетания.

О Крещении известны категоричные слова Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16,16). Можно понять эти слова так, что Христос проводит четкое и неоднозначное разграничение между верующими крещеными людьми и всеми остальными.

Но ведь встречаются люди со своеобразным ощущением Бога, если можно так сказать, неформальным, неоформившимся ощущением. Они вроде признают, что что-то или кто-то там есть, но представления эти расплывчаты. Вроде и верой не назовешь, а вроде и не без веры живет человек.

И совесть – это, на мой взгляд, как раз одно из проявлений такого ощущения Бога. Поэтому остается некая надежда на милосердие Божие, которое, возможно, распознает в этом ощущении некую устремленность к Творцу.

В любом случае, не следует присваивать себе право вязать и решить, надо помнить, что «живущего по совести» человека, как, впрочем, и всякого из нас, судить будет Бог.

Надежду на то, что все не окончательно потеряно, дает осознание того, что Бог милостив, Его милость выше справедливости и Он всегда ищет возможности оправдать, а не осудить человека.

Единственное, что можно сказать точно, так это то, что если я, зная о Христе и о Его словах, все же предпочту Крещению и церковной жизни – жизнь по своему собственному разумению, пусть и совестливому, то в этом случае я не спасусь.

Ведь для меня это будет путь уже сознательного отвержения Христа. Как, впрочем, и для каждого, кто прочел эти строки».

окончание 2

 << На главную страницу            Вопросы священнику >>