Свекровь и невестка. Притча.
Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
Предлагаем Вашему вниманию поучительную христианскую притчу, повествующую нам о том, что терпение и любовь имеют великую силу изменять отношения между близкими людьми.
Если мы хотим жить в мире с нашими ближними, то надо, в первую очередь, самим стремиться к миру, самим учиться терпению, самим менять себя – а не требовать и не ждать любви к нам, не давая ничего взамен.
Если мы хотим, чтобы нас любили и уважали, чтобы нас терпели и прощали, то мы должны сами, в первую очередь, научиться любить, терпеть и прощать. «“Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” (Матф.7:12).
«Когда-то давно жила в одной деревне девушка. По древнему славянскому обычаю, после свадьбы пришла она жить в дом своего супруга. Но очень неуютно было молодой невестке со свекровью. Та ее постоянно поучала и во всем упрекала.
Как-то поутру отправилась молодая женщина к знахарю, жившему на окраине леса.
– Что привело тебя ко мне, красавица? Аль мужика приворожить?– спросил дед.
– Никто мне не нужен, я мужа своего люблю, но с матерью его жить невмоготу.
– Что же ты от меня хочешь?
– Прошу тебя, помоги мне. Дай мне яду, чтобы я отравила ее.
– На этом ли счастье свое построишь, молодка? Ну, да ладно. Жаль мне тебя. Дам я тебе зелье. Каждое утро будешь заваривать его, и поить этим чаем мать своего мужа. Да только совет у меня для тебя есть.
– Какой? Говори, все исполню, лишь бы поскорее избавиться от этой змеи.
– В деревне-то у нас слухи быстро полнятся. Заподозрят тебя. Так вот, чтоб этого не случилось, измени свое отношение к свекрови. Стань ласковой, приветливой, улыбайся. Недолго придется тебе мучиться.
Так и поступила женщина. Еще только петухи пропели, а она встает, хлеб вымешивает, печь топит, кашу готовит, зелье ядовитое свекрови заваривает. И ласково так приглашает ее отведать чудо-чай. Мамой зовет, слушается во всем.
Муж не нарадуется: как родные стали мать и жена. Свекровь в невестке души не чает. И та любовью, да искренней, отвечает.
Спешит она вновь к знахарю, бросается к ногам его со слезами:
– Дедушка, умоляю тебя, ты ведь все можешь! Дай противоядие! Слишком много чаю заварила я свекрови своей. Помрет. А она ведь матерью заботливой мне стала!
– Милая моя, успокойся. Я дал тебе ароматные травы, из которых ты варила для свекрови вкусный и полезный чай. Яд же был в твоем сердце, но с Божьей помощью, ты от него избавилась».
Читайте также похожую притчу: Страна счастья
<< На главную страницу на рубрику – “Притчи” >>
Столкновение материнской любви и ревности в сочетании с сознанием собственного превосходства и чужеродностью нового члена семьи – это “гремучая смесь”. Неизбежен конфликт между свекровью и невесткой – даже если и не имеет жёстких внешних проявлений. Дух этих отношений всегда тяжек, напряжён. и здесь искони нет злого умысла, просто порождающие конфликт факторы покоятся на столкновении любвей. каждая из них – равна и благостна, но они – разные. Каждый вправе считать, что у любви особые права. И вот если это так и ничего боле (а мать именно так и считает,привыкла так считать, приросла к этой привычке)… Оттуда и растёт этот конфликт. А к притче: а ну как узнает когда-то свекровь о том тайном намерении новой “доченьки”…
трагический, разрушительный это обычай – вести жениху в отчий дом. Живи они отдельно – куда более мирными и здоровыми были бы отношения. То же касается и приведённого мужа-примака. Отдельно надо жить молодым семьям – не надо отягощать обстановки, омрачать, подрывать. Легче ведь перенести тяготы быта, чем тяготы душевной отравы.
Если отнести данную притчу к обычной светской семье, то, действительно, лучше молодоженам жить отдельно. (Правда, к сожалению, лишь малый процент молодоженов может обзавестись собственным жильем).
Если же говорить о православном человеке, православной семье, то стоит заглянуть в историю Церкви, где церковные общины составляли семьи. То есть, все жили вместе. У всех были общие дома. Все общее. Отсюда и название – церковная община.
Да, жить вместе – это сложно. Но лишь те люди, которые умеют жить вместе, терпят друг друга, особым образом чувствуют свою причастность к православной вере и к России в целом.
И если каждый человек уберет из своей души яд (о чем притча и учит), а яда хватает в каждом человеке, то он станет гораздо дружелюбнее и возвыситься в нем дух веры!
Тема эта ЧРЕЗВЫЧАЙНО важна. Она имеет отношение к “технике” общения, а, стало быть, к приоритетам в действующем наборе правил, разрешающих ситуации. Так вот, в треугольнике “муж-сын, сверовь-мать, невестка-жена” ГЛАВЕНСТВУЮЩЕЕ право определил Сам Спаситель: “оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть” (Мк. 10, 7-8). Так что Свекровь ПО-ПРАВОСЛАВНОМУ – ДОЛЖНА смирить своё материнское и старшинское. И муж-сын прав, когда нередко в семьях, вместе живущих, становится на сторону своей супруги. Мать же видит в этом зло со стороны невестки: вот, мол, натравливает…
Кто-то возражает, что, мол, плоть-то не главное, главнее дух приязни. Нет, семьи – НЕ БЕСПЛОТНЫ и создаются-то для животворящей работы плотских отношений. Об этом, как и Вы, Сергий, приводите, тоже есть немало авторитетных источников Церкви.
Довольно давно уже выделилась практическая отрасль, называемая “Православная психология” (как, кстати, и “Православная педагогика”). В Церкви есть даже общества с соответствующими названиями. Там-то именно, на основе Православия, отрабатываются практические выводы и техники решения вопросов продуктивных взаимоотношений. И здесь есть выводы, не просто прекраснодушные, но ТРЕБОВАНИЯ. Они точно обоснованы и их невыполнение неизбежно ведёт к беде: в семейных ли отношениях, во взращивании ли детей, в обычных ди отношениях на работе…
То самое благостное “убирание яда”, о котором Вы говорите, сопряжено с немалой работой душ, работой, которую НАДО уметь правильно, по-православному исполнять – ВСЕМ взаимоотносящимся сторонам. Так что православные ОБЯЗАНЫ уметь, а не просто желать и тщиться быть продуктивными во взаимоотношениях. Поучающего материаала для этого предостаточно. И он отнюдь не мягкотел.