Правда ли то, что при делании добрых дел бывают искушения?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Говорят, что за наши добрые дела, которые мы делаем, бес «мстит» нам какими-нибудь неприятностями. Получается, что для того, чтобы избежать неприятностей, не нужно делать добрых дел?
На данный вопрос отвечает протоиерей Сергий Николаев:
«Святые отцы говорят, что всякому доброму делу предшествует или последует искушение. То есть, действительно, большая или малая неприятность.
Но вовсе без неприятностей не проходит ни одна жизнь. Пророк говорит, что и лучшие годы нашей жизни наполнены трудом и болезнями (Пс.89,10). Скорбей в этом веке не избежит никто, но: «лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые» (1Пет.3,17).
Всякое доброе дело приближает нас к Господу, а если мы уклоняемся от него, то остаемся на месте, и, кроме того, грешим. «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» – предупреждает апостол (Иак.4,17).
Есть старая крестьянская поговорка: «Волков бояться – в лес не ходить». Но чем же, если в лес не ходить, отапливать свою избушку? Чем же поправить ее, если ей потребуется починка?
Добрые дела, как дровишки, согревают избушку нашего сердца. Без них оно остывает и делается холодным. Добрые дела способны «починить» нашу душу, если мы своими грехами-ошибками повредили ее.
Искушение, следующее за добрым делом, служит для нашего же блага. Искушение – это вроде экзамена на состояние души. Оно открывает человеку, каков он. Федор Михайлович Достоевский писал: «Не трудно быть гуманным и нравственным, когда самому жирно и весело, а «борьба за существование», так и не подходи ко мне близко».
Еще говорят: «Кушанье познается по вкусу, а святость – по искусу». Если считать, что цель нашей жизни – благополучное существование на несколько лет, то искушения покажутся тяжелыми и лишними. Но если вспомнить, что цель – спасение, то они выглядят иначе. Ведь чем выше цель, тем больше бывает трудностей при ее достижении.
Представьте себе влюбленного юношу. Он отправляется к своей избраннице, а на улице, где она живет, гуляют злые хулиганы, которые не согласны с выбором девушки, и не ходят пускать его к ней. Такие ситуации часто встречаются. Что же делать влюбленному юноше? Отступиться? Нет. Нормальный парень будет ходить в синяках и ссадинах, но добьется своего.
И если уж мы обратились, при решении этого вопроса, к народной мудрости, то можно вспомнить еще одну поговорку: «Не искушен муж – не искусен».
Добрые дела возвращаются сторицей!
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
Здравствуйте! Христос воскрес! С Днём Победы!
Фраза “чтобы избежать неприятностей, не нужно делать добрых дел” звучит очень похоже на софистику-юмореску “На ошибках мы учимся, а потому нам следует их как можно больше делать” (чтобы лучше и скорее научиться). Чепуха, не правда ли?
На подобного рода примитивных спекуляциях и умничествах и держится, набирая ход, чума религии культа Себя-Любимого. Её господство: для общества – разрушительно, для самого “исповедника” – оскотинивающе.
Некоторые священники, ярко открывая нам что ныне, в “коммуникационную эпоху” самая главная борьба даже ФУНКЦИОНАЛЬНО переместилась уже в наши сердца, нередко говорят: “В наше время мы ДОЛЖНЫ очень много знать и очень много думать” – открывая всё это своему сердцу. Только тогда есть хоть какая-то гарантия не свихнуться в пагубу. И то – не без поддержки церкви.
Хорошо, что задаются вопросы, но где же хоть какие-то следы собственной работы? Ведь в реальности невозможно получать разъяснения и благословения под каждый чих. -И это тоже мы слышим от своих священников, за что потом их искренне, на всю жизнь благодарим.
Тимофей, добрый вечер!
Воистину Воскресе!
К сожалению, для многих людей жизнь идет под девизом “живем один раз, бери от жизни все!”…
И главное, эта фраза скрыта под многими “благообразными” словами.
“Чего ты с ней живешь. Она все твое здоровье погубит”. И муж, думая о себе а не о жене (пусть даже и со сложным характером), уходит из семьи…
Помоги нам Господи различать полезное и не полезное!
Да живём-то мы такою жизнью один раз, только разве из этого жёстко вытекает, что нужно только и заботиться что о безграничном, до примитивной ослеплённости ублажания лишь одного себя и своих потреб? Господство такой заботы возможно если напрочь отбросить понятие СМЫСЛ и если ещё душить в себе совесть. И если это умудриться сделать над собою, то омерзительнее надругательства не придумаешь, ибо от этого наедине с собою никогда уже не отвертеться. И чтобы хоть как-то отвлечься от этой казни, человеку потребуется всё время исступлённо оглушать и ослеплять себя (что-то эта картинка нам напоминает…).И выхода из этого никакого нет кроме внезапной кондрашки. А если проживёт ещё долго – приходящее к старости оскудение сил и возможностей превратит существование попутно и в злое оскорбление.
Ведь это же всё знали многие и до явления Христа людям. Тот же Сократ – не он ли говаривал, что эгоистическая, порочная жизнь есть следствие НЕЗНАНИЯ и уклонения от знания. А познай это по-настоящему, осмысли – так и сам не захочешь быть низкой, ублажающей лишь себя скотиной. Так что триада: серость, лень и злоба дня – суть надёжная основа порока.
Нет, всё же правильно говорят нам те священники, о которых я упоминал.
А высокие духовные влияния – не они ли нас, в обход нашему безмыслию, лени и злободневству, как необыкновенная Благодать вдруг открывают нам зрение того, что мы сдуру не осознали?! Как, кому нисходит такая Благодать? -Воля Господня на то.
Да простят меня редакция сайта и отвечавший на вопрос священник, отец Сергий, но по содержанию самого заданного вопроса стоило бы сказать, что разного рода досадные, совершенно неожиданные препятствия вроде дрянных происшествий действительно возникают, но не только приуроченно к благодеяниям в адрес кого-то, но также и вообще к любым стоящим, общеполезным делам. Специально изучал этот вопрос: по себе и знакомым. Так что опасения задающего вопрос непреодолимы вообще – ЧТО стоящее ни делай, козней не миновать (а за нестоящее тоже ведь рано или позlно поплатитесь). Так что страхи – напрасны.
И второе: Видимо, не у всех в достаточно явном виде эта особенность проявляется. Многие делают и то и сё без видимых влияний такого рода. Те же, которые такие влияния подмечают – отмечены каким-то особым вниманием с духовной стороны. А раз это так, то находящийся под таким вниманием ОБЯЗАН быть молодцом, а не прятаться трусливо. Да и как спрячешься-то от наблюдений и влияний таких сил…
Так что на данный вопрос надо сказать, что и сами побуждения к добрым делам, и сами действия – от этого всего НАДО не только не уклоняться, но, наоборот, действовать ВОПРЕКИ. И это, точно, соответствует Воле Господней. И такая решимость НИКОГДА не остаётся без соответствующего воздаяния.
Ещё раз прошу прощения за столь дерзостное толкование. -Так уж вижу.
Тимофей, в Ваших словах довольно много трезвой мысли. Вы затронули данную тему с точки зрения православного воина, а разъяснялась она о. Сергием с для немощных духом людей. Поверьте, таких, к сожалению, довольно много…
Конечно, прятаться трусливо за разные страхи, это дело не молодца, но, еще раз повторю, таковой удел многих людей. Они сами его выбирают…