В чем отличие православной веры от католической?
Здравствуйте, дорогие наши посетители!
Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы размещаем актуальный вопрос на межрелигиозную тему: В чем разница между православной и католической верой?
Один из посетителей портала Православие.ру задал следующий вопрос священнику:
Батюшка, ответьте пожалуйста, в чём концептуальные отличия нашей веры и католической и их следствия в каноне православной жизни, молитвы и дел? Спасибо!
Отвечает иеромонах Пимен (Цаплин):
Догматические отступления римо-католиков:
а) Учение о Святом Духе:
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, – так преподал нам, Церкви Своей, Сам Христос, так засвидетельствовали самовидцы Слова, Апостолы, утвердили Вселенские Соборы.
Начиная с XI века римо-католическая Церковь исповедует, что Святой Дух “от Отца и Сына исходит”: в Никео-Цареградский Символ Веры, даже не обсудив вопроса на Вселенском Соборе, односторонне, римский епископ внес добавку “и от Сына”.
б) Учение о первородном грехе:
Извратили римо-католики и учение о первородном грехе. В то время, как Православная Кафолическая Церковь искони УЧИТ, ЧТО – “Бог сотворил человека безгрешным по естеству и свободным по воле; безгрешным не потому, что он был недоступен для греха, ибо одно лишь Божество грешить не может; но потому, что согрешить зависело не от его природы, а от его свободной воли. При содействии благодати Божией, он мог быть и преуспевать в добре; при своей свободной воле, при попущении Божием, мог отвратиться от добра и быть во зле” (преп.Иоанн Дамаскин), а РИМО-КАТОЛИКИ учат, ЧТО Бог, создав человека из двух противоположных и потому не могущих не противоборствовать одна другой частей (из души и тела, разума и чувственности), устранил этот дуализм тем, что, особым от творения актом, сообщил праотцам сверхъестественный дар “благодатной праведности”, который, до падения, и удерживал душу и тело в их гармонии, устраняя между ними естественный раздор.
в) Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии:
Учение о первородном грехе, сказавшемся в отнятии у прародителей и всего человечества “сверхъестественного дара благодати”, привело к догмату о “непорочном зачатии Девы Марии”. Этот догмат был провозглашен во второй половине XIX века. Римо-католики учат: – чтобы быть достойной стать Матерью Христа Спасителя, Пресвятая Дева Мария, в виде исключения – “привилегии”, была освобождена, при зачатии Своем, от первородного греха: получила сверхъестественный дар благодати, дар “первобытной праведности”, и была тем уподоблена Еве до ее грехопадения.
Будучи всецело, и душою и телом, дщерью Адама, оставаясь причастной первородному греху, – ибо он неотделим от природы человеческой, – Дева Мария сделала первородный грех в Себе лично бесплодным, чем и посрамила дьявола.
Возможность оснований для догмата “непорочного зачатия” отвергается и словами апостола Павла: – “единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тако смерть во вся человеки вниде, в нем бо вси согрешиша” (Рим.V,12). Не имеет оснований этот догмат и в тех местах Священного Писания, на которые ссылаются римо-католики.
г) Римское учение о папе и о Церкви:
Особое ударение вкладывается римскими богословами в учение о папе и о папской власти. Здесь с особой силой выявлена печать законнического понимания, понимания юридического, благодати и сущности Церкви. Извращение Христова, Апостольского, Вселенских Соборов и святоотеческого учения о Церкви особенно отчетливо и решительно отделяет Рим от Православного вероучения.
Учение о папской власти, о видимом главе Церкви, “заместителе и наместнике Христа”, подчас заслоняющем невидимого Главу – Христа, является фундаментом всего учения, всей догматики римо-католичества. Но это учение противоречит основам Евангельского и Апостольского учения и о Церкви, и о жизни Ее, и о познании Истины.
Допущены Римской Церковью отступления от древней традиции и в совершении таинств, в частности: Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Елеосвящения.
(Из книги Протоиерея Митрофана Зноско-Боровского “Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство” Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1992 года.)
Следствия или, скорее, последствия явились в жизни не Православной Церкви, а в Католической, так как Православная Церковь сохраняет неизменно Священное писание и Священное предание. Об этих последствиях подробно можно прочитать в книге священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) “Без Церкви нет спасения” (Издание Сретенского монастыря 1999г.) в статье “Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве”, где он для сравнения психологии католика и члена Церкви избрал покаяние – сущность христианской жизни.
Читайте также о том: Есть ли в католицизме что-нибудь, что может быть усвоено в Православии?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
“РИМО-КАТОЛИКИ учат, ЧТО Бог, создав человека из двух противоположных и потому не могущих не противоборствовать одна другой частей (из души и тела, разума и чувственности), устранил этот дуализм тем, что, особым от творения актом, сообщил праотцам сверхъестественный дар «благодатной праведности», который, до падения, и удерживал душу и тело в их гармонии, устраняя между ними естественный раздор”
Хотелось бы увидеть более развёрнутый ответ по этому поводу. В том смысле, что не просто утверждения прочитать, а, желательно, подкреплённые какими-нибудь доказательствами. Ибо Катехизис Католической Церкви говорит всё же о “первозданной праведности” (ст.375-376)
Здравствуйте!
Земная жизнь человеку дана для спасения души. Интересующий Вас вопрос вряд ли имеет важное значение в этом деле. Откровенно признаться, и я не встречал и не интересовался данной темой. Все мельчайшие моменты творения человека Богом мы не знаем и никогда не сможем узнать. Если Вам все же важно уяснить данный вопрос и Вы располагаете достаточным временем, то постарайтесь сами изучить соответствующую литературу. Не вижу смысла разбирать данный вопрос глубоко. Господь и Его Премудрость непостижимы нами.
С Богом!
Уважаемый администратор Сергий! Вы говорите:
“А те, кто творил добрые дела, не делал никому зла, но не жил в христианской вере, – не будут отправлены в ад, но и не наследуют Царствие Христово. Где они будут, нам неизвестно. Но не в месте мучений. Скорее всего, просто, – в хорошем месте.”
Не могли бы Вы определенно указать, где в Библии, Евангелии или каком-либо другом каноническом источнике говорится об этом замечательном “хорошем месте”. Уж не католическое ли это чистилище?
Олег, я привел свое мнение, не аргументируя его какими либо ссылками на Писание и высказываниями Святых Отцов.
И, все же, известный российский священник – архимандрит Тихон Шевкунов, в своей замечательной проповеди пролил свет на загробную жизнь, где также высказался и о судьбе хороших нехристиан. Моя точка зрения примерно одинакова.
Вечную жизнь со Христом можно сравнить с ясной солнечной погодой, тогда как без Христа с пасмурными днями.
Вот так и те люди, которые не были в лоне христианской Церкви, наследуют пасмурную вечность, в которой истинной радости существовать никак не может…
Подчеркну – это мое мнение.
С уважением.
Да, это только догматические разногласия. Но сколько делает католическая Церковь в той же России для бедных и бездомных, это тоже надо указать.
Никто не идеальный, ни православные ни католики. Я сама православная, но знакома с очень добрыми и порядочными и религиозными католиками с Польши и Германии.
Мальтийская Служба Помощи в Питере оказывают огромную помощь инвалидам и бездомным, тем кто оказался самым незащищенным в этом городе и стране. В Италии организовываются постоянно огромные трапезы для бедных и голодных и все это делают католики. У католиков сходств с православными больше, чем различий. А сколько святых есть в католичестве? Тоже очень много.
Внимательнее надо быть с обобщениями.
Татьяна, мы не оспариваем добрых дел католиков. Бесспорно, они многим помогают.
В данной статье затронута тема Вечности, а не земного бытия. То есть, чистоты веры.
“Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят” (Мф 5:8).
Неверующий человек может в земной жизни совершить много добрых дел, но если он будет вне христианской церкви, то Царствия Небесного он не наследует. Конечно, это не означает, что сей человек непременно попадет в ад. Быть может он будет в прекрасном месте, но там, где не сможет общаться с Богом…
Католики – верующие люди. Но, их вера искажена. Поэтому, если они и совершают добрые дела, – Бога в своем сердце чувствуют слабее, чем православный христианин.
Конечно, и православные христиане бывают грешны, и не делают добрых дел. Они также не смогут наследовать Царство Христово. Но речь не о них. Речь об отличии веры православной и католической.
Согласитесь, что человек со слабым зрением не сможет увидеть то, что человек с хорошим зрением. И эти глаза, глаза души, глаза сердца. Ваше сердце – православное, но взгляд, к сожалению, не совсем православный…
Святые отцы говорят, что только чистым сердцем можно почувствовать благодать православного верования и заблуждение католического.
Вам нужно воцерковить свою жизнь, и тогда Вы будете чувствовать радость полного общения с Господом!
Умудри Вас Господи!
“Неверующий человек может в земной жизни совершить много добрых дел, но если он будет вне христианской церкви, то Царствия Небесного он не наследует.”
А быть в Христианской Церкви это как? Если человек крещен это же не значит что он уже спасен? И если человек при жизни совершил много добрый дел может как раз он и входит в Христианскую Церьков?
“Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную.”
Сергей, здравствуйте!
Да, здесь есть некоторые нюансы.
Господь говорит в приведенной Вами притче о тех людях, которые не были просвещены светом Евангельской истины. А те, кто отверг Евангельскую проповедь, и решил делать лишь добрые дела, опуская посещение храма, – могут не наследовать Царствия Небесного.
Также, под Царствии Небесном следует понимать жизнь со Христом.
А те, кто творил добрые дела, не делал никому зла, но не жил в христианской вере, – не будут отправлены в ад, но и не наследуют Царствие Христово. Где они будут, нам неизвестно. Но не в месте мучений. Скорее всего, по моему мнению, просто, – в хорошем месте.
Спасибо за ответ, теперь ясно, а то как то непонятно было, получалось что кто не крещен (например культура другая, вера) попадают сразу в ад. Согласен, что другое дело когда отвергли, тут и обсуждать нечего.