Православие и католицизм

В чем отличие православной веры от католической?

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы размещаем актуальный вопрос на межрелигиозную тему: В чем разница между православной и католической верой?

Один из посетителей портала Православие.ру задал следующий вопрос священнику:

Батюшка, ответьте пожалуйста, в чём концептуальные отличия нашей веры и католической и их следствия в каноне православной жизни, молитвы и дел? Спасибо!

Отвечает иеромонах Пимен (Цаплин):

Догматические отступления римо-католиков: 

а) Учение о Святом Духе:

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, — так преподал нам, Церкви Своей, Сам Христос, так засвидетельствовали самовидцы Слова, Апостолы, утвердили Вселенские Соборы.

Начиная с XI века римо-католическая Церковь исповедует, что Святой Дух «от Отца и Сына исходит»: в Никео-Цареградский Символ Веры, даже не обсудив вопроса на Вселенском Соборе, односторонне, римский епископ внес добавку «и от Сына».

б) Учение о первородном грехе:

Извратили римо-католики и учение о первородном грехе. В то время, как Православная Кафолическая Церковь искони УЧИТ, ЧТО — «Бог сотворил человека безгрешным по естеству и свободным по воле; безгрешным не потому, что он был недоступен для греха, ибо одно лишь Божество грешить не может; но потому, что согрешить зависело не от его природы, а от его свободной воли. При содействии благодати Божией, он мог быть и преуспевать в добре; при своей свободной воле, при попущении Божием, мог отвратиться от добра и быть во зле» (преп.Иоанн Дамаскин), а РИМО-КАТОЛИКИ учат, ЧТО Бог, создав человека из двух противоположных и потому не могущих не противоборствовать одна другой частей (из души и тела, разума и чувственности), устранил этот дуализм тем, что, особым от творения актом, сообщил праотцам сверхъестественный дар «благодатной праведности», который, до падения, и удерживал душу и тело в их гармонии, устраняя между ними естественный раздор.

в) Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии:

Учение о первородном грехе, сказавшемся в отнятии у прародителей и всего человечества «сверхъестественного дара благодати», привело к догмату о «непорочном зачатии Девы Марии». Этот догмат был провозглашен во второй половине XIX века. Римо-католики учат: — чтобы быть достойной стать Матерью Христа Спасителя, Пресвятая Дева Мария, в виде исключения — «привилегии», была освобождена, при зачатии Своем, от первородного греха: получила сверхъестественный дар благодати, дар «первобытной праведности», и была тем уподоблена Еве до ее грехопадения.

Будучи всецело, и душою и телом, дщерью Адама, оставаясь причастной первородному греху, — ибо он неотделим от природы человеческой, — Дева Мария сделала первородный грех в Себе лично бесплодным, чем и посрамила дьявола.

Возможность оснований для догмата «непорочного зачатия» отвергается и словами апостола Павла: — «единым человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тако смерть во вся человеки вниде, в нем бо вси согрешиша» (Рим.V,12). Не имеет оснований этот догмат и в тех местах Священного Писания, на которые ссылаются римо-католики.

г) Римское учение о папе и о Церкви:

Особое ударение вкладывается римскими богословами в учение о папе и о папской власти. Здесь с особой силой выявлена печать законнического понимания, понимания юридического, благодати и сущности Церкви. Извращение Христова, Апостольского, Вселенских Соборов и святоотеческого учения о Церкви особенно отчетливо и решительно отделяет Рим от Православного вероучения.

Учение о папской власти, о видимом главе Церкви, «заместителе и наместнике Христа», подчас заслоняющем невидимого Главу — Христа, является фундаментом всего учения, всей догматики римо-католичества. Но это учение противоречит основам Евангельского и Апостольского учения и о Церкви, и о жизни Ее, и о познании Истины.

Допущены Римской Церковью отступления от древней традиции и в совершении таинств, в частности: Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Елеосвящения.

(Из книги Протоиерея Митрофана Зноско-Боровского «Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство» Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1992 года.)

Следствия или, скорее, последствия явились в жизни не Православной Церкви, а в Католической, так как Православная Церковь сохраняет неизменно Священное писание и Священное предание. Об этих последствиях подробно можно прочитать в книге священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) «Без Церкви нет спасения» (Издание Сретенского монастыря 1999г.) в статье «Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве», где он для сравнения психологии католика и члена Церкви избрал покаяние — сущность христианской жизни.

Окончание

Читайте также о том:   Есть ли в католицизме что-нибудь, что может быть усвоено в Православии?

Окончание

  << На главную страницу             Вопросы священнику >>