Святитель Иоанн Златоуст

Необходимые условия любви к ближнему

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Любовь к ближнему, это необходимое условие для спасения. Невозможно войти в Царствие Небесное с обидой на сердце и раздражением к ближним.

Как же научиться нам любить своих ближних, среди которых большинство людей, относящихся к нам с некой неприязнью, и, даже, с нескрываемыми пороками (злобы, зависти, раздражительности и др.)?

Святитель Иоанн Златоуст дает прекрасные советы о необходимых условиях любви к ближнему:

Заглавие

Господь предложил нам такие условия касательно ближних, которые не представляют ничего трудного. «Елика аще хощете, -говорит Он, – да творят вам человецы, тако и вы творите им» (Мф. 7:12).

Видишь ли, что Он не предписал ничего чуждого, но то же, что и прежде требовал закон естественный? Как ты хочешь, говорит Он, чтобы поступали с тобой ближние, так и сам поступай. Хочешь, чтобы хвалили тебя? Хвали сам. Хочешь, чтобы у тебя не похищали? Не похищай сам. Хочешь быть в чести? Почитай других сам. Хочешь быть любимым? Люби сам. Хочешь не слышать о себе худого? Не говори ничего такого сам. И заметь, какая точность в выражениях. Он не сказал: «Елика аще не хощете, да творят вам, и вы не творите», но: «Елика хощете». Так как к добродетели ведут два пути, из которых один состоит в удалении от пороков, а другой в совершении добродетелей, то Он предлагает последний. Первый путь Он открыл, когда сказал: «Еже ненавидиши, да никому же твориши» (Тов. 4:15); а последний Он ясно указал, сказав: «Елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им».

святитель Иоанн ЗлатоустЕсть и другое условие. Какое же именно? Любить ближнего, как самого себя (Мф. 22:39).Что может быть легче этого? Ненавидеть — тяжело и сопряжено с беспокойством; а любить – легко и удобно. Подлинно, если бы Господь сказал: «Вы, люди, любите зверей», – такая заповедь была бы трудна; но когда Он заповедал людям любить людей же, к чему и однородность, и единство происхождения, и естественное влечение служат великим побуждением, то какая может быть здесь трудность? Это бывает и у львов, и у волков; и их сродство природы располагает к взаимной приязни. Посему какое мы можем иметь оправдание, если не станем привлекать к себе любовью однородных с нами, тогда как укрощаем львов и приучаем их к своему дому?

Окончание

Читайте также: Святительское наставление о любви

Окончание

<< На главную страницу            Духовное чтение >>