Таинство Исповеди

Нужно ли забывать исповеданные грехи?

Мир Вам, дорогие наши посетители!

“Несть человек, иже жив будет и не согрешит” – утверждает Священное Писание. Каждый из нас должен помнить о своей греховности, о своем несовершенстве.  В этом есть основной источник смирения. Поэтому, считать себя прощенным Богом (пусть даже в исповеданных грехах), – будет являться грубой ошибкой, ведущей к гордости и превозношению. Но есть и другая крайность, которая не менее пологая и обрывиста: увлечение самобичеванием и самокритикой. Это занятие может довести до уныния и отчаяния в спасении…

Как же тогда откорректировать свой взгляд, касающийся исповеданных грехов?

Для того, чтобы понять духовный смысл покаяния и прощения, давайте прочтем ниже размещенные вопросы-ответы:

Окончание

Что означают слова 50-го псалма «грех мой предо мною есть выну»? – спрашивает Лариса. – Значит ли это, что совершенные грехи потом всегда мучили царя Давида? Надо ли христианину всегда помнить о своих грехах? Или об исповеданных грехах можно забыть?

Отвечает протодиакон Иоанн Шевцов, клирик храма во имя благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице (Москва), преподаватель Ветхого Завета:

Уважаемая Лариса! Конечно, на исповеди нам прощаются грехи, и повторно исповедовать те же самые (если они не повторялись) не только не нужно, но и неправильно — это будет сомнением в силе таинства и в Божией милости. Но человек, регулярно и с верой приступающий к церковным таинствам, каясь, возрастает духовно, становится ближе к Богу и в свете Божественной благодати все лучше видит свое несовершенство. Здесь уместно вспомнить слова, сказанные Богом преподобному Силуану Афонскому: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». То есть помни в том числе и то, сколько тебе было прощено, и еще более надейся на всепобеждающую любовь Божию.

В 50-м псалме, как вы, наверное, помните, царь Давид кается в тяжком двойном грехе — прелюбодеянии и убийстве. Естественно, забыть такое нормальный человек никак не может. И хотя прощение своих грехов праведный царь получает тотчас же (см. 2 Цар. 12: 13), но их последствия — смерть рожденного от прелюбодеяния ребенка, восстания против Давида — преследуют его самого и все царство не один год. И дело здесь не в некоем юридическом акте «прощения» — подпал под амнистию и прощен. Или же «не пойман — не вор». Каждый грех наносит прежде всего рану душе самого грешника. Когда таких ран слишком много, душа впадает в некую духовную кому, не ощущает боль от все новых и новых ранений. Но по мере духовного возрастания, исцеления души чувство нравственной боли возвращается. И прощенные грехи остаются некими шрамами души. Они есть неизбежное следствие греха. Они могут быть преодолены, но не уничтожены. Каждое наше деяние имеет некий отклик в вечности. Не соверши мы той или иной мерзости, пусть самой незначительной, мы были бы несколько иными.

С другой стороны, нравственные шрамы напоминают о прошлом, чтобы душа не возгордилась, чтобы вперед нельзя было ей и рта открыть от стыда (см. Иез. 16: 63), когда Бог простит ей все ее злодеяния. И помня, как вынуто было бревно из глаза его (см. Мф. 7: 3-5), увидит человек, как помочь ближнему достать и соринку из его глаза. И никогда не осудит грешника.

Но есть и еще один аспект памяти о прежних грехах — тот, кому прощено больше, больше и любит (см. Лк. 7: 36-47), особенно когда сознает, что и за его грехи претерпел неизреченные страдания Сам Сын Божий. И памятуя о прошлых прегрешениях, душа праведника проникается к своему Исцелителю все большей любовью, все больше стремится к единению с Ним, чему препятствуют еще не исповеданные, пусть и совсем мелкие грехи. И так восходят святые от силы в силу, от очищения к чистоте, от чистоты к совершенству, к чему призван и каждый из нас.

Окончание

Благословите, Батюшка! – пишет Сергий. – Можно ли (нужно ли) забыть исповеданный смертный грех или он должен служить напоминанием на всю оставшуюся жизнь?

Дорогой Сергий! Надо ли говорить, что это от нас не зависит… – пишет игумен Феодор. – Господь может попустить нам постоянное воспоминание прежних грехов, даже и слезно исповеданных – для нашего смирения, а может дать нам полное освобождение от их воспоминаний. Будем за все благодарить Бога – ибо одним врачует, а другим утешает… Спаси Христос!

Окончание

Разрешите пожалуйста мои сомнения относительно следующего момента, – спрашивает Александр. – Святой Игнатий Брянчанинов в “Аскетических опытах” говорит, что христианин, достигший Дара Святаго Духа, постоянно ощущает свою греховность и находится в постоянном плаче перед Господом о своих грехах (видимо определенных, конкретных). Как это соотносится с утверждением (если я правильно его понимаю): христианин, который исповедал свои определенные грехи в церкви, больше не должен их вспоминать и в них каяться? Если во время молитвы вспоминаются грехи, которые были исповеданы, надо ли плакать о них или надо стараться отогнать и забыть эти мысли? Святые Отцы строго запрещают вспоминать грехи блудодеяния, чтобы опять не соблазниться и не прельститьтся ими. А если это не эти грехи. Я сам мирянин. Я сознаю, что можно впасть в отчание от постоянного разбирательства своих прегрешений и это мне не под силу. Но в то же время без постоянного самоукорения невозможно достигнуть сердечного покаяния.

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

По учению святых отцов-аскетов, покаяние должно сопутствовать человеку всю жизнь, если даже он сподобился дарований. Там, где подлинное и глубокое покаяние, всегда присутствует плач. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовршению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами» (Слова подвижнические. Слово 71-е.).

Если грехи исповеданы искренне и с желанием их не повторять, то они прощены и помнить их не надо. Иначе мы согрешим недоверием к таинству исповеди. Постоянное самоукорение необходимо, так как все мы грешны и виноваты пред Богом. Готовясь к исповеди, найдите меру, избегая как отвлеченности и неконкретности, так и подробного и детального исследования (особенно когда речь идет о плотских грехах). Это неполезно. После исповеди должна быть радость, потому что нас, виновных в преступлении заповедей, помиловал Судия.

Окончание

Из ответов священников мы можем сделать следующий вывод: У Господа на каждого человека особый план, который максимально лучший для главного человеческого делания – спасения бессмертной души. Для кого-то полезно чувствовать грехи, а кому-то допустимо не ощущать сей тяжести.

И что особенно мы бы хотели подчеркнуть, так это необходимость регулярной исповеди и причащения (раз в 3-4 недели). Тогда жизнь станет более легкой и окрыленной!

Окончание

Несколько слов о Таинстве Исповеди

Насколько связаны между собой Исповедь и Причастие?

Окончание

 << На главную страницу              Вопросы священнику >>