Молитва Богу, Икона Спасителя

Как правильно молиться?

Добрый день, дорогие наши посетители!

О чем нам надо молиться Богу и какая молитва самая важная? Как молиться современному человеку? Как правильно молиться, чтобы Господь услышал нашу  мо­литву и исполнил ее? Как понять: «помолиться за своих врагов», как за них молиться, какими словами?

На эти и многие другие вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):

«Современный человек молится больше о земном благополучии и здоровье, чем о сво­ем вечном спасении. Поэтому следует пере­местить векторы молитвы в сторону вечных духовных благ. Самая важная молитва — хра­мовая молитва, а молитва всех молитв — это Божественная литургия. Я могу посоветовать современному человеку заниматься Иисусовой молитвой; но для нее нужен определенный образ жизни и строгий контроль над впечатлениями и информацией, которыми перегружен современный человек.

— Как молиться, чтобы Господь услышал твою мо­литву и исполнил ее?

Господь слышит все молитвы, но исполня­ет так, как лучше для нас. Укажу на два условия молитвы:

1) вначале помолиться за своих врагов,

2) принести мысленное покаяние в своих грехах, с намерением исповедовать их, а затем попросить Бога о том, в чем вы нужда­етесь.

Только заканчивайте молитву: «Да будет воля Твоя».

— Как понять: «помолиться за своих врагов»? Как за них молиться? Какими словами?

— Молитвенно желайте своим врагам то, что вы желаете себе.

— Как молиться, чтобы Господь исполнил твою просьбу?

— Надо желать и молиться, чтобы совершилась воля Божия над нами. Помните, что Господь любит нас больше, чем мать своего ребенка, и дает то, что нужно для спасения. Не всегда по­лезно в молитве настаивать на том, чтобы Гос­подь исполнил нашу просьбу так, как этого хотим мы. Он принимает нашу молитву, но исполняет ее по Своей премудрости, может, не в той форме, какую ожидали мы.

— Как молиться за другого человека, чтобы разрешились его проблемы?

— Хорошо прибегнуть к церковным молит­вам: подать его имя на сорокоуст, а также поминать на молебнах. Можно дома читать за него Псалтирь или акафисты, а также об­ращаться к Богу со своими словами, но сле­дует заканчивать молитву: «Да будет воля Твоя».

— Когда читаю молитвы, сознание как бы раска­лывается на две части. В одной — слова молит­вы, а параллельно — как бы на втором плане — приходят помыслы. Не всегда эти помыслы яв­но худые или совсем посторонние. Эту раздвоенность сознания я изменить не в силах, разве только на время отходит, но потом возвраща­ется вновь. Как быть. Хочу на­учиться молиться внимательно.

— Борьба с помыслами во время молитвы — неизбежна. Даже люди, стоящие на высоких духовных степенях, говорили, что прочесть молитву с начала до конца без уклонения по­мыслов в сторону чрезвычайно трудно, а для большинства людей — невозможно. Святые отцы запрещают рассматривать картины и об­разы, возникающие во время молитвы, если они даже как будто помогают молитве.

Архимандрит Рафаил (Карелин)Но бы­вает, когда человека во время молитвы озарит какая-то мысль, например ответ на неразрешимый для него вопрос. Такую мысль надо за­писать или запомнить, но это все-таки исклю­чение. После грехопадения у нас произошло расчленение и распадение сил души; собрать воедино их может только благодать Божия. Поэтому внимательность в молитве зависит во многом от всей нашей жизни — насколько мы стремимся стяжать благодать; а молитва в этом отношении является отражением на­шего духовного состояния.

— Пестов Н.Е. написал о молитве: «Когда христи­анин молится один, он должен стараться вкла­дывать в слова соответствующие чувства». Свя­щенник Константин Пархоменко пишет иначе: «Надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным вы­ражением». Примерно так же разнится подход у св. Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова.

— Я думаю, что здесь речь идет о различных видах и состояниях молитвы. Если человек молится внимательно и старается проник­нуть умом в глубину молитвенных слов, то чувства возникают в душе сами собой. Если какое-нибудь чувство особенно тронуло ду­шу человека, то святитель Феофан советует временно остановить молитву, пока душа не напитается этим чувством. Священник о. Кон­стантин, очевидно, пишет об общей молитве в храме, где надо читать однотонно, чтобы не навязать другим своих эмоций и настроений.

Вообще, искусственно вызывать эмоции — небезопасно. Это может привести к разгоря­ченности, которую святые отцы называли «кровяным жаром» — суррогатом духовных состояний, что может окончиться для неопытного подвижника самообольщением. Нельзя подделываться под духовность — под то, что еще не стяжал; это будут фальшивые, диссонирующие звуки молитвы. Надо стараться быть искренним и простым. Праведный Иоанн Кронштадтский достиг благодатной простоты и мог непосредствен­но выражать свои чувства в молитве, кото­рая захватывала народ. Но если мы будем читать с интонациями, как говорят, с выра­жением, то можем превратиться в деклама­торов молитвы.

— Св. Никодим Святогорец пишет: «Читай молит­вы… и те же в сердце воспроизвести старайся чувства, какие движутся в читаемой молитве». А свт. Игнатий Брянчанинов учит немного иначе: «Во время молитвы… не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови…»?

— Преподобный Никодим Святогорец сове­тует молиться неспешно и следить, чтобы сердце отзывалось на слова молитвы. Девятой Игнатий Брянчанинов предупреждает об опасности искусственной экзальтации во вре­мя молитвы»

окончание

Молитва по соглашению

Молитва – это выход из бренных наших оков

Окончание 8

<< На главную страницу            Вопросы священнику >>