Распятие на Голгофе

О почитании Креста и смысла схождения Христа во ад

Мир Вам, дорогие наши посетители!

Господь претерпел на кресте множество мук и страданий. Так почему же мы, христиане, так почитаем крест, почему считаем его символом и защитой, если он был неким виновником смерти Спасителя?

Архимандрит Рафаил (Карелин) дает ответ как на этот вопрос, так и на следующие:

• Как понять слова: «кого хочет, ми­лует; а кого хочет, ожесточает» (Рим.9,18)?

• Для чего тем, о коих сказано:  «некоторым… лучше не знать Бога», попускается «плодиться и размножаться»?

• И для чего Спаситель «снисшел в преис­поднюю земли» к самому падшему деннице, не для того ли, чтобы дать ему шанс покаяться?

Великий пост - заглавие, 22

«Святые отцы называли Крест «славой Христа» и «откровением Его любви». Язычники и иудеи считали Крест унижением Бога; а мы, христиане, – победой над смертью и адом. Мы почитаем места пыток и смерти мучени­ков и целуем даже камни стен темниц, где они были заключены, например сохранившееся подземелье, где был заточен святой великому­ченик Димитрий Солунский, или пещеру в Анакопии, где был усечен мечом апостол Симон.

На кресте Господь победил сатану, и он трепещет Креста – по слову Иоанна Злато­уста, – как разбойник при виде царского ору­жия. Крест разрушил ад, соединил небо с зем­лей, собрал под свою сень христиан из всех народов со всех концов мира. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся подвигу Иисуса Христа и, целуя Крест, – целуем подножье Его ног.

Христианство – это религия жертвенной любви, а Крест – откровение Божественной Любви, которое удивило даже Ангелов. Крест – это безмолвная проповедь о том, что совершил Христос, обращенная к нам.

 – Поясните, пожалуйста, слова: «кого хочет, ми­лует; а кого хочет, ожесточает» (Рим.9,18).

– Бог – вне времени и пространства; Он видит будущее, как настоящее, и Его промысл, выраженный у апостола словами «милует и ожесто­чает», основан на Божественном предвидении: куда человек направит свою свободную волю. Если Господь видит, что человек воспользуется благодатью для своего спасения, то Он «милу­ет» его, то есть дает спасительную благодать; если же Бог знает, что человек при всех ситуациях отвергнет Его волю, то оставляет без бла­годати, то есть «ожесточает» его.

Если бы грешник получил благодать и потерял ее, то также ожесточился бы и был бы еще более виновен. Самое страшное, когда человек знает волю Божию, но грешит, имеет, но теряет, поэтому, для некоторых людей и народов лучше не знать Бога, чем, зная, отвергнуть Его.

архимандрит Рафаил Карелин
архимандрит Рафаил Карелин

Во всех случаях Господь поступает по Своему милосердию. В самой благодати есть разные действия: благодать призывающая, предваряющая, которой не лишен никто, благодать совершающая и благодать особая – благодать приумножен­ная, которая действовала в святых, не потому что Бог лицеприятен, а потому что святые обладали решимостью следовать этой благодати, несмотря на все труды и страдания, перед которыми отступают малодушные.

– Зачем тогда тем несчастным, о коих сказано:  «некоторым… лучше не знать Бога», попускается «плодиться и разм­ножаться» для заведомой погибели (ибо вне Христа есть ли спасение)? Неспроста ведь Спасителя называют – Всеблагой, или говорится: «человеки и скоты спасеши, Господи», – ведь Ему всю тварь жалко. И не для того ли Спаситель «снисшел в преис­поднюю земли» к самому падшему деннице, чтобы дать ему шанс еще раз покаяться?

– Господь дал человеку свободную волю, чтобы он мог делать добровольный выбор между добром и злом. А если Господь будет умерщвлять тех, кто делает неправильный выбор, ведущий к гибели, то сама свободная воля человека станет фикцией. Дар свободы требует условий для его проявления, а вы спрашиваете, почему Господь не производит жесткую селекцию.

До грехопадения Адама добро царило в душах прародителей; они были исполнены благодати, а зло было для них внешней силой. Им нужно было только хранить благодать и взращивать ее через заповедь послушания Богу. После падения праотцев зло проникло в человеческую душу, как наслед­ственный грех, и поэтому для утверждения в добре человек должен вести борьбу с грехом и страстями, живущими в нем.

В свободной воле человека – опасность погибели, но и возможность спасения. Если бы Господь каз­нил младенцев за еще не совершенный ими грех, то это было бы отнятием дара свободы, без которого человек остался бы навсегда лишь разумным животным.

Прочитайте внимательно евангельскую притчу о пшенице и плевелах, когда господин поля не разрешает преждевременно вырвать плевелы. Господь – Всеблаг, это Сама Любовь, но христианское спасение является приобщением к Божест­венной благодати, которое невозможно полу­чить без стремлений и усилий самого человека.

Если в сердце грешника нет места для Бо­га, а все оккупировали страсть и грех, то его богообщение и освящение – невозможны. Та­ким образом, грешник наказывает сам себя. Что касается слов псалма «человеки и скоты спасеши, Господи», то это значит в прямом смысле, что Господь в тяжелое время пропита­ет и сохранит их. Некоторые из толковников Библии объясняли эти слова символически: скотам уподоблены те народы, которые не знали истинного Бога, а с воплощением и рас­пятием Христа проповедь апостолов просве­тила «концы вселенной», и спасение открыто для всех.

Что касается демона, то Господь снисшел в преисподнюю, чтобы вывести ду­ши тех праведников, которые верили и ждали грядущего Мессию и жили согласно ветхоза­ветному откровению. Демон представляет со­бой совершенное, абсолютное зло, в ком нет искры добра. Поэтому Господь и Церковь не обращаются к демону с призывом покаяния – для него оно невозможно».

Конец - великий пост

Крест – наше искупление! Чтение в Великий пост

О почитании Креста и смысла схождения Христа во ад

О почитании Креста и смысла схождения Христа во ад

Сайт Семья и Вера