О почитании Креста и смысла схождения Христа во ад
Мир Вам, дорогие наши посетители!
Господь претерпел на кресте множество мук и страданий. Так почему же мы, христиане, так почитаем крест, почему считаем его символом и защитой, если он был неким виновником смерти Спасителя?
Архимандрит Рафаил (Карелин) дает ответ как на этот вопрос, так и на следующие:
• Как понять слова: «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим.9,18)?
• Для чего тем, о коих сказано: «некоторым… лучше не знать Бога», попускается «плодиться и размножаться»?
• И для чего Спаситель «снисшел в преисподнюю земли» к самому падшему деннице, не для того ли, чтобы дать ему шанс покаяться?
«Святые отцы называли Крест «славой Христа» и «откровением Его любви». Язычники и иудеи считали Крест унижением Бога; а мы, христиане, – победой над смертью и адом. Мы почитаем места пыток и смерти мучеников и целуем даже камни стен темниц, где они были заключены, например сохранившееся подземелье, где был заточен святой великомученик Димитрий Солунский, или пещеру в Анакопии, где был усечен мечом апостол Симон.
На кресте Господь победил сатану, и он трепещет Креста – по слову Иоанна Златоуста, – как разбойник при виде царского оружия. Крест разрушил ад, соединил небо с землей, собрал под свою сень христиан из всех народов со всех концов мира. Поклоняясь Кресту, мы поклоняемся подвигу Иисуса Христа и, целуя Крест, – целуем подножье Его ног.
Христианство – это религия жертвенной любви, а Крест – откровение Божественной Любви, которое удивило даже Ангелов. Крест – это безмолвная проповедь о том, что совершил Христос, обращенная к нам.
– Поясните, пожалуйста, слова: «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим.9,18).
– Бог – вне времени и пространства; Он видит будущее, как настоящее, и Его промысл, выраженный у апостола словами «милует и ожесточает», основан на Божественном предвидении: куда человек направит свою свободную волю. Если Господь видит, что человек воспользуется благодатью для своего спасения, то Он «милует» его, то есть дает спасительную благодать; если же Бог знает, что человек при всех ситуациях отвергнет Его волю, то оставляет без благодати, то есть «ожесточает» его.
Если бы грешник получил благодать и потерял ее, то также ожесточился бы и был бы еще более виновен. Самое страшное, когда человек знает волю Божию, но грешит, имеет, но теряет, поэтому, для некоторых людей и народов лучше не знать Бога, чем, зная, отвергнуть Его.
Во всех случаях Господь поступает по Своему милосердию. В самой благодати есть разные действия: благодать призывающая, предваряющая, которой не лишен никто, благодать совершающая и благодать особая – благодать приумноженная, которая действовала в святых, не потому что Бог лицеприятен, а потому что святые обладали решимостью следовать этой благодати, несмотря на все труды и страдания, перед которыми отступают малодушные.
– Зачем тогда тем несчастным, о коих сказано: «некоторым… лучше не знать Бога», попускается «плодиться и размножаться» для заведомой погибели (ибо вне Христа есть ли спасение)? Неспроста ведь Спасителя называют – Всеблагой, или говорится: «человеки и скоты спасеши, Господи», – ведь Ему всю тварь жалко. И не для того ли Спаситель «снисшел в преисподнюю земли» к самому падшему деннице, чтобы дать ему шанс еще раз покаяться?
– Господь дал человеку свободную волю, чтобы он мог делать добровольный выбор между добром и злом. А если Господь будет умерщвлять тех, кто делает неправильный выбор, ведущий к гибели, то сама свободная воля человека станет фикцией. Дар свободы требует условий для его проявления, а вы спрашиваете, почему Господь не производит жесткую селекцию.
До грехопадения Адама добро царило в душах прародителей; они были исполнены благодати, а зло было для них внешней силой. Им нужно было только хранить благодать и взращивать ее через заповедь послушания Богу. После падения праотцев зло проникло в человеческую душу, как наследственный грех, и поэтому для утверждения в добре человек должен вести борьбу с грехом и страстями, живущими в нем.
В свободной воле человека – опасность погибели, но и возможность спасения. Если бы Господь казнил младенцев за еще не совершенный ими грех, то это было бы отнятием дара свободы, без которого человек остался бы навсегда лишь разумным животным.
Прочитайте внимательно евангельскую притчу о пшенице и плевелах, когда господин поля не разрешает преждевременно вырвать плевелы. Господь – Всеблаг, это Сама Любовь, но христианское спасение является приобщением к Божественной благодати, которое невозможно получить без стремлений и усилий самого человека.
Если в сердце грешника нет места для Бога, а все оккупировали страсть и грех, то его богообщение и освящение – невозможны. Таким образом, грешник наказывает сам себя. Что касается слов псалма «человеки и скоты спасеши, Господи», то это значит в прямом смысле, что Господь в тяжелое время пропитает и сохранит их. Некоторые из толковников Библии объясняли эти слова символически: скотам уподоблены те народы, которые не знали истинного Бога, а с воплощением и распятием Христа проповедь апостолов просветила «концы вселенной», и спасение открыто для всех.
Что касается демона, то Господь снисшел в преисподнюю, чтобы вывести души тех праведников, которые верили и ждали грядущего Мессию и жили согласно ветхозаветному откровению. Демон представляет собой совершенное, абсолютное зло, в ком нет искры добра. Поэтому Господь и Церковь не обращаются к демону с призывом покаяния – для него оно невозможно».
Крест – наше искупление! Чтение в Великий пост