Солдаты

Патриот – человек с любящим сердцем!

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Патриотизм, пожалуй, одна из самых главных жизненных идей любого гражданина своей страны. Если человек не патриот, то он далеко не религиозен. Если не живет в его сердце любовь к Родине, то вряд ли в его сердце будет жить искренняя любовь к своей семье.

Расчетливые, себялюбивые до высокой степени эгоистичности выгодные люди не смогут вместить великий и чистый смысл патриотизма. А к сожалению, таких большинство… Картина повсеместных «откашиваний» от армии — яркое тому подтверждение.

Патриот — человек с любящим сердцем! Патриот — это надежный защитник не только своего Отечества, но и защитник своей семьи от разного рода соблазнов и современных искушений. Патриот не бросит семью, не разведется с супругой, ибо ответственность за созданную им семью не даст ему сделать такого постыдного шага.

«Патриотизм — это ПРАКТИЧЕСКАЯ жизненная позиция человека, проявляющаяся в ответственном, добросовестном исполнении своих функций во всём спектре социальных ролей: гражданина, воина, работника, товарища, супруга, родителя, чада, – пишет Владимир Мусин. – Не место доказывать жизненность, практичность, истинность такого взгляда и вектора работы, ведущей к формированию таких личностей — это было бы слишком громоздко. Полагаю, что, вдумаваясь и противореча выдвинутому положению, каждый может убедиться в его адекватности.

Посколь патриотами могут быть люди любой конфессии, и далеко не только славяне, русские, сюда не включена позиция «православный». Можно бы добавить тогда просто «верующий». Но и это привело бы к снижению  точности формулировки. Скорей всего наличие у человека ДЕЙСТВЕННОГО исповедания — это фактор, лежащий в основе всей этой платформы служения в о всём спектре ролей. Но в неё не входящий. Действительно, как бы себе Бога человек ни представлял, только честь пред Ним и боязнь нарушить Долг пред Ним (т.е. Страх Божий) — только при этом и может человек быть и ретивым, и ответственным, и добросовестным одновременно.»

ПатриотизмПатриотов нужно растить с маленьких лет, прививать им ответственность за младших сверстников (домочадцев) и за свои поступки, чаще говорить о том, что они — будущее нашей страны, которую должны учиться любить с детского возраста.

Нынешняя картина патриотизма нашей страны, как мы уже выше говорили, оставляет желать лучшего. Дух Армии совсем не тот, какой жил среди Суворовских солдат, был в среде Кутузовских воинов и защитников Советского Союза от фашистских захватчиков. Сейчас, по заразительному веянию современного разлагательного духа, каждый молодой человек думает о себе, о своем успехе, о своей выгоде…

Полковник Анатолий АНАСТАСЯН и игумен Алексей (Просфирин) дают пространное объяснение отсутствия патриотического духа в рядах нашей Армии, раскрывая духовную сторону этого сложного и жизненно важного вопроса, требующего скорейшего разрешения.

окончание

КАК ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА?

По материалам православного журнала: «Русский дом»

Масштабные военные реформы стороной обходят патриотическое воспитание военнослужащих. А ведь если человек в погонах не патриот Отечества, то все реформы и само существование армии, других силовых структур просто теряет смысл. К сожалению, эту, казалось бы, очевидную истину в наше время начинают забывать, а то и откровенно игнорировать.

Разумеется, что патриотизм не рождается сам собою, его необходимо воспитывать в человеке. Уставом внутренней службы эта почётная обязанность возложена на офицеров воспитательных структур.

Воинская присягаОни должны «формировать у них верность Российской Федерации, воинскому долгу, Военной присяге, патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества. Интересно, после реформирования ВС много ли осталось в строю офицеров-воспитателей и кому тогда адресована статья о наставничестве воина в уставе? Впрочем, не столь важно, кто формально будет отвечать в армии за воспитание патриотизма: офицеры воспитательных структур, сами командиры или их новые помощники по работе с верующими военнослужащими — священнослужители. Важнее достижение результата.

К сожалению, процесс воспитания осложняется невысокими морально-волевыми качествами многих воспитателей. В подтверждение этого приведём даже не статистку офицерской преступности (в прошлом году ими, например, во внутренних войсках совершено почти каждое третье преступление), а данные социологического исследования, проведённого не так давно в Сибири. По его результатам «патриотами» себя считают менее трети офицеров, 75 процентов сожалеют о выбранной профессии. Ни один из респондентов не говорил о чувстве долга. Чаще всего на службе их удерживает, увы, ожидание пенсий, квартир, жилищных сертификатов… Тяжело и больно это читать. Но факты есть факты, с ними нужно работать, их надо анализировать.

Что же случилось с нашими офицерами, с теми, кто изначально призван быть «хребтом» армии и опорой государства? Процитируем фрагмент вышеупомянутого исследования: «Изменилась система ценностей офицерского состава.

Самопожертвование сменили собственные интересы, принципиальность и честность сменились гибкостью и лояльностью, обязанность, долг и ответственность — карьеризмом и личной безопасностью, стремление к служебному росту сменилось нежеланием нести бремя личной ответственности за состояние дел, качество принимаемых решений, решительность и воля сменились равнодушием, ленью и личной трусостью». Почему это произошло, мы попытаемся ответить ниже. Сами авторы исследований, военные учёные, в конце своей работы вопрошают: «Во имя чего должен служить офицер?» и «Что такое патриотизм военнослужащего, из каких компонентов он состоит?». Как говорится, приехали…

Неуставная любовь

Между тем патриотизму можно дать научное толкование и обоснование, но смысл этого слова и так понятен каждому. В трактовке изданного Институтом русского языка АН СССР академического словаря патриот — это «тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине». Корневое слово здесь «любовь», но именно о ней в уставе, других документах, приказах и наставлениях, регламентирующих служебно-боевую деятельность и отношения между военнослужащими, сказано очень мало. Интересно почему? Может быть, потому, что принято считать, что, мол, любви в армии не место? Но нельзя же, в самом деле, любить Отечество и ни в грош при этом не ставить соотечественников, первые среди которых твои сослуживцы! Можно ли требовать от солдата или офицера любви к России, за которую он должен отдать свою жизнь, если, придя в армию, он не найдёт у своих сослуживцев и командиров даже тени уважения, элементарной заботы?

Суворов, битваПатриота невозможно воспитать без любви. Что говорит об этом исторический опыт, наша славная военная история? Возьмём лучшие её страницы — времена Суворова. Были ли полуграмотные солдаты его армии патриотами? Без сомнения! Причём даже не рассуждая об этом, без всяких воспитательных мероприятий. Патриотами их сделал традиционный для того времени общинно-приходской уклад жизни, семья, сельский священник. Повезло им и с командиром. Кто лучше Александра Васильевича коротко и ясно выражал свою любовь к Родине, к своим солдатам не только словами, но и делом?

Во время знаменитого швейцарского похода его солдатам часто приходилось мёрзнуть и голодать. 70-летний полководец переносил вместе с ними все тяготы и лишения, хотя, конечно, имел возможность избежать этого. Завидев однажды гренадёров на привале в Италии на берегу реки, из которой они, голодные, черпали ложками воду, полководец уселся рядом. Потребовал себе такой же столовый прибор, стал хлебать вместе с ними «италийский суп», нахваливая его: «Помилуй Бог, как вкусно!» А затем обратился к солдатам: «Ничего, братцы, французишки близко, один переход. У них для нас всего приготовлено, напечено да наварено. Всё наше будет». Солдаты рассмеялись удачной шутке и были готовы и дальше идти вперёд за любимым командиром, несмотря на усталость и пустые желудки.

Или другой пример, в том же походе, когда перед штурмом грозного, неприступного с виду Сен-Готардского перевала его чудо-богатыри вдруг дрогнули: «Не пойдём! Это верная гибель!» Выслушав их, Суворов приказал выкопать прямо на дороге яму, лёг в неё и заявил: «Заройте меня в землю и оставьте здесь своего генерала. Вы — не мои дети, а я вам боле не отец. Лучше мне умереть». Оцепенев, солдаты уже через минуту ринулись в бой и… взяли неприступный перевал. Что ими двигало? Конечно, сыновья любовь к своему командиру.

Хватало подобных ярких примеров в нашей армии и в дальнейшем, до тех пор, пока люди были способны жертвовать собой. Вот и ответ учёным мужам-полковникам, вопрошавшим: «Во имя чего должен служить офицер?» и «Что такое патриотизм военнослужащего, из каких компонентов он состоит?». Во имя любви и из любви прежде всего. Если по-настоящему любишь, то на всё готов: лечь на амбразуру; подняться под пулями снайпера в атаку; спасая людей, войти в горящий дом… «Первопричина изменения системы ценностей у офицерского состава» — в оскудении жертвенной любви, обращении её на себя.

Отчего же так оскудела в нас любовь? И солдат вроде грамотных призывают, офицеры сплошь с высшим, а то и с несколькими высшими образованиями, да и про патриотизм и войсковое товарищество наверняка все слышали. Но любовь не зависит от уровня образованности и полученных знаний. А от чего же тогда? Вынужден разочаровать читателей-атеистов, но убежден, что любовь — это не продукт деятельности мозга, не результат психологических упражнений или усилий воли. Любовь даётся человеку Богом от рождения как дар. Но не все готовы воспринять её, сохранить в полной мере. Почему? В Евангелии сказано: «Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога узрят». Примерно то же о чистоте сердец сказано и в Коране. Кто же эти люди с чистым сердцем? Священник II драгунского Санкт-Петербургского полка протоиерей Сергей Белявский в составленном им для своих солдат кратком воинском справочнике-катехизисе отвечал на этот вопрос так: «Чистые сердцем — люди очень высокой духовности… Чистота сердца требует полного уничтожения порочных мыслей и желаний…»

Солдаты, воиныИз-за того, что сердца наших воинов полны «порочных мыслей и желаний», страстей и эгоизма, у многих нынешних офицеров и нет той суворовской любви к Родине, к подчинённым, а у солдат, соответственно, — веры и преданности. По той же причине нет и ощутимых результатов в борьбе с преступлениями, связанными с насилием над сослуживцами. Процесс этот зашёл достаточно далеко. Чтобы остановить его, нужно исцеление, очищение сердец. Здесь очень хорошо может помочь Таинство Покаяния, когда человеку открывается вся глубина, все тайны его сердца, в котором, как сказано в Библии, скрывается зло.

Без сомнения, эффективными будут также различные, давно известные формы и методы воспитательной и социально-психологической работы, проводимой на высоком профессиональном уровне. Но только в том случае, если она будет не для «галочки», а с любовью к людям, от чистого, так сказать, сердца!

Итак, патриоту крайне важно иметь чистое сердце, способность к самопожертвованию. Увы, далеко не всем это по силам. Какое самопожертвование может быть у равнодушных и трусливых карьеристов, не желающих обременять себя ответственностью?

Конечно, нынешние солдаты на первый взгляд не чета суворовским чудо-богатырям, героям Бородинского поля или своим прадедам — освободителям Европы от фашистской чумы. И всё-таки именно они (других нет) являются наследниками славных побед предков, сохраняя на генном уровне зёрна той жертвенной любви, которая делает их настоящими патриотами. Это подтвердили события на о. Даманском, война в Афганистане, ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, боевые действия на Кавказе.

В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной армии были ведь не только комсомольцы-добровольцы, но и уголовники-рецидивисты, и юноши из репрессированных, раскулаченных семей. Неужели они больше любили советскую Родину, чем нынешнее поколение молодёжи — нашу Россию? Вряд ли. Но, пройдя сквозь горнило тяжких испытаний, их сердца, очищенные и закалённые страданиями, обрели любовь. И поэтому была одержана Победа.

Чтобы победить нам в войне грядущей, необходимо готовиться к ней заранее. Готовиться прежде всего сердцем, учиться любить Родину. И офицерам без настоящей, не показной любви к Родине, к своим подчинённым невозможно воспитать настоящих патриотов, а значит, трудно выполнить поставленную боевую задачу, добиться элементарного правопорядка».

Заключить поднятую нами тему можно следующими словами: Многое зависит от нас, какой дух живет в окружающем нас обществе. Мы должны чаще говорить об ответственности, лежащую на наших плечах перед Родиной. Заговаривать с детьми о любви к Отечеству, о долге. Это крайне важно! Быть может наше назидательное слово посеет в сердце того или другого ребенка патриотическое семечко, которое может вырасти в большое дерево, приносящее плоды живых и ярких примеров высокого и чистого патриотизма!

окончание

Посвящённый Отечеству!

ПОКА ЕЩЁ ЕСТЬ ДОНКИХОТЫ

Сайт Семья и Вера