Вдова, скорбь, грусть

Как пережить смерть близкого человека?

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

Как помочь себе и близким людям в скорби о потере близкого человека? Молятся ли за нас наши усопшие предки? Как осуществляется духовное взаимодействие между нами, живущими, и ими? Чем мы реально можем им помочь? Не провоцирует ли обращение к потусторонне­му миру (частое обращение к усопшему, как к живому, в чрезмерной скорби по нему) реальные негативные проявления того мира. Как объяснить человеку, находящемуся в таком состоянии скорби, духовную опасность, в которой он находится? Чем это может ему грозить?

На данные вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин):

«Для христиан смерть — это временная разлука, а не гибель и уничтожение; это не темная мрачная яма, где гаснет сознание, исчезает мысль, смолкает слово, тело превра­щается в холодный труп, а затем в землю, из которой оно взято, где человек исчезает, как рябь на поверхности воды от брошенного камня.

Для христианина смерть — это переход от одного состояния в другое, это завершение земного странствования, итог жизни, раскрытие того, что стяжал человек. Для христианина утешение в смерти близких — надежда на встречу с ними и помощь, которую он может оказать усопшим через милос­тыню и молитвы.

Смерть страшна для неверующих; для них это узел, который никто не может развязать, тупик, из которого никто не может выйти, — это конец всех путей. Неверующий может внешне спокойно пережить смерть любимого человека, но это не уничтожает роковой трагизм смерти. Поэтому для неверующих смерть — это беззвучный вопль отчаяния. Для неверую­щего смерть остается всегда победительницей жизни; а для христианина жизнь победила смерть в лице Иисуса Христа, и смерть стала преддверием бессмертия.

— Не провоцирует ли обращение к потусторонне­му миру (частое обращение к усопшему, как к живому, в чрезмерной скорби по нему) ре­альные негативные проявления того мира. Как объяснить человеку, находящемуся в таком состоянии скорби, духовную опасность, в которой он находится? Чем это может ему грозить?

архимандрит Рафаил Карелин— Надо объяснить людям, что желание об­щаться с умершими не через молитву о них, а визуально, желая их физического присут­ствия, — может дать возможность демону яв­ляться им под видом усопших, вкрасться в до­верие, покорить их волю и ум. А у демона, при множестве способов обмануть человека, одна задача: погубить его душу. Это дерзкое стремление непосредственного общения с душами умерших породило такое явление, как спиритизм. В Библии волшебни­ки, бравшиеся вызывать души, карались смертью.

— Молятся ли за нас наши усопшие предки? Как осуществляется духовное взаимодействие между нами, живущими, и ими? Чем мы реально можем им помочь?

— За нас молятся те предки, которые находят­ся в числе спасенных, то есть в Церкви Небес­ной. Духовное взаимодействие между ними и нами заключается в том, что мы молимся о упокоении их душ, поминая тех, кого мы знаем по именам, а других — в общем, как усопших сродников по плоти.

Те из них, кто имеет дерзновение ко Господу, будучи в бла­годати, знают, кто молится о них, и ответно молятся о живущих на земле. А те, кто нахо­дится в преисподней, получают облегчение от молитв; если они были церковными христиа­нами, каялись, но не могли побороть грехов при жизни, совершали нравственные ошибки, но, вместе с тем, делали добро, то молитва за них, особенно храмовая молитва, может осво­бодить их от мучений и переместить чашу ве­сов Божественного правосудия. Для них мо­литва является надеждой на спасение.

Что касается нераскаянных грешников или умерших вне Церкви, то молитва может дать им некое утешение, но изменить вечной учас­ти уже не может.

Самая большая помощь — это поминовение на литургии, затем панихиды, чтение Псалти­ри, молитва на четках о упокоении их душ и молитва своими словами. В храме надо поми­нать тех, кто при жизни принадлежал Церкви, а чуждым Церкви молитвенно желать милости Божией.

Большую помощь усопшим может оказать ми­лостыня, поданная за них бедным, пожертво­вания храмам или безмездный труд для Церк­ви в их память. Усопшие рады, когда мы посе­щаем их могилы и молимся там, так как между душой и телом, даже превратившимся в прах, существует некая связь. Многие души после смерти являлись живым и благодарили их за то, что они совершили над ними христианское погребение и ухаживают за их гробницами.

В древности слово «родина» было неразрывно связано с храмом, домашним очагом и моги­лами предков. Молитва за усопших родителей и предков входит в заповедь «Чти отца твоего и матерь твою».

окончание

Можно ли исповедоваться за умершего?

Не отчаивайтесь и не унывайте!

Окончание малое

 << На главную страницу                 Вопросы священнику >>