Возможно ли для православного христианина внебрачное сожительство?
Добрый день, дорогие наши посетители!
Современная семейная практика предлагает вступление в интимные отношения до брака с тем, чтобы не ошибиться, загодя проверив свои отношения на телесную несовместимость. Так ли необходимы для принятия такого ответственного решения, как создание крепкой и дружной семьи, предварительные опыты полового испытания друг друга? Что говорит по этому поводу Церковь? Как быть, если молодой человек настаивает на близких отношениях до свадьбы? Что позволительно жениху и невесте? И каким должен быть тот самый крепкий фундамент, который может быть положен в основу крепких семейных отношений?
На данные вопросы отвечает протоиерей Максим Козлов:
«Безусловно, церковная семейная этика предполагает чистоту отношений девушки и юноши до вступления в брак. И никакого рода предварительных испытаний – мол, годик поживем, посмотрим, как у нас складывается, а затем решим, хорошо ли нам быть вместе, — не предполагается.
На самом деле, настоящая семья (в церковном понимании этого слова) начинается только тогда, когда два человека принимают решение: что бы там ни было, мы навсегда вместе. До того, в лучшем случае, это союз социальных, а то и просто половых партнеров, которым, по каким-то причинам, проще совместно существовать, и которые доставляют друг другу взаимное удовлетворение. Но пока нет окончательности решения о том, что он и она – вместе, нет и семьи.
Однако, необходимы ли для принятия такого решения, предварительные опыты полового испытания друг друга? Что они могут добавить для создания семьи? Напротив, они скорее вредны, потому что подспудно с ними обязательно сопряжена возможность попробовать что-то другое: ну вот тут-то у меня все не плохо, но с Машей-то может еще лучше получиться, а Таня — какая красавица, да и помоложе моей-то, да и формы у нее побогаче, может, мне надо было с ней вступить в близость, может, с ней еще ярче будут ощущения?! И это совершенно аномальное сознание подтачивает саму потребность создания семьи. Ведь нормой как раз является то, что союз одного мужчины и одной женщины — на всю жизнь, и ни каких иных внебрачных опытов у людей не должно быть. И если есть эта внутренняя готовность, принять в свое сердце только одного-единственного и навсегда, то тогда отсекается сама возможность измены ему или даже просто сопоставления его с кем-то другим. А это и есть тот самый крепкий фундамент, который может быть положен в основу семейных отношений.
– Как быть, если молодой человек настаивает на близких отношениях до свадьбы?
– Отказать.
– Внебрачное сожительство для верующего христианина невозможно ни при каких обстоятельствах?
Для христианина любое внебрачное сожительство является грехом. И никакого релятивизма здесь нет и быть не может.
– Что позволительно жениху и невесте? Здесь много разночтений. Каждый священник толкует это по-своему – некоторые не благословляют своих духовных чад даже за руку ходить, а некоторые разрешают целоваться?
– Такие разные толкования допустимого объясняются тем, что в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, тому или иному молодому человеку, может быть полезно разное. Иные благочестивые, сдержанные и не по годам мудрые молодые люди, могут без вреда для собственных отношений, в период ожидания супружества, позволить себе и провожание под руку, и нежные прикосновения. Это никоим образом не внесет ни нечистоты, ни воспаленной страстности в их союз. А другим до брака полезнее было бы вдвоем в одной комнате не оказываться, не только за руку держаться. Скорее всего священник, если он знает этих молодых, как своих духовных чад, сумеет применительно к мере воздержанности каждого из них, дать совет, как им до свадьбы разумнее себя вести. Уж послушают они этого совета или нет – дело другое, но, по крайней мере, голос Церкви через уста священника в их жизни прозвучит”.
Возможен ли брак православной девушки с иноверцем?
Я тоже 4 года живя гражданским браком надеялась,что меня позавут замуж. В гражданском браке у нас родилась дочь, которая очень любит своего папу. Но папа так и не решился создать семью, а просто собрал вещи и ушел. И самое страшное, что его мама полностью поддержала. И вот теперь осталась только боль. Хотя есть надежда, что ради своего ребенка он вернется.
Наталья, добрый день!
Живите по Слову Евангельскому и ребенка своего воспитывайте в православии. Благодарите Бога за то, что Он послал Вам чадо, как великое утешение в Вашей скорби!
Помоги Вам Бог!
А у меня вот какой вопрос. Моя мама считает сожительство для женщины ещё более нериемлимым, чем для мужчины – во-первых, мать – именно женщина, и в связи с этим у неё дополнительные обязательства, и во-вторых, женщине такие отношения больше вредят, чем мужчине. С одной стороны, логика в этом есть, но с другой – заповедь-то для всех дана, без всяких оговорок типа “только для женщин” или “только с 18 до 30”. Так кто здесь прав?
Ещё вот такая реплика: в советское время, когда многие люди от Православия были весьма далеки по известным причинам, сожительство осуждалось – это “по традиции” или просто было понимание, что это неестественно?
Кстати: я сама несколько раз была свидетельницей того, что именно девушка (а НЕ молодой человек) была инициатором сожительства, заявляя, что штам ничего не значит и пр. Было и такое, что мужчина от таких отношений в конечном итоге уходил – да, оказывается, и такое бывает, не всегда в таких случаях виноват мужчина (хотя не исключаю, что по большей части).
И последняя реплика – не вполне по теме, но всё же решусь озвучить. Если мы говорим, что семья – это когда двое намереваются быть вместе всегда, везде и при любых обстоятельствах, то как можно объяснить, что в странах Запада сейчас распространено составление брачного договора? Ведь получается, что люди, ещё даже и не поженившись, начинают подсчитывать, кому сколько денег достанется в случае развода. То есть многие уже не мыслят семью как нечто постоянное? Или как?
Екатерина, добрый вечер!
Не стоит равняться на Запад и заимствовать у людей, далеких от жизни по Слову Евангельскому, брачные контракты и договоры. Составление брачного договора подразумевает развод – как нечто обыденное и неизбежное, поэтому и составляется этот договор, контракт, как возможность все бросить и не остаться у разбитого корыта. Православный, создавая семью, дает обещание быть вместе со своей второй половиной и в горе, и в радости, вместе навсегда, ни смотря ни на что.
Внебрачное сожительство не благословляется Богом, и наносит человеку непоправимый вред.
Когда человек настроен прожить вместе со своей второй половиной всю жизнь, то Господь, видя это Ему угодное, желание, помогает такой семье хранить свой брак в чистоте и крепости.
Храни Вас Бог!
Нет, что Вы, нормальные люди и не будут тупо ни на кого равняться, ни на Запад, ни на что-то ещё! Но ведь они ж тоже христиане – вот и вопрос такой возник! Просто меня удивляет – думать о разводе не поженившись! Несерьёзно как-то, если честно…
Но ведь и среди нехристиан есть хорошие крепкие семьи, в которых очень серьёзно относятся к семье, – видимо, это говорит о том, что серьёзное отношение к семье вложено в саму природу человека. Наверно, так можно сказать!
Серьезное отношение к семье вложено в природу человека. Его туда Бог вложил. А еще Бог вложил в нас способность к изменчивости (биологическую), суть которой в том, что если мы какое-то свойство человеческой сущности не используем, то через несколько поколений оно может выродиться…
А посему опасно просто уповать на то, что в человеке стремление к семье есть внутри , не уделяя внимания Создателю, который в нас это вложил. Беречь, благодарить, свято хранить и передавать потомкам в самом прямом виде !
Дорогая Екатерина, женщина чаще выступает инициатором сожительства только потому, что она гораздо сильнее хочет создать семью. Когда мужчина не хочет “штампа”, женщина умеет убедить себя , что и для нее это формальность. Тем не менее в таком сожительстве Он продолжает себя считать свободным, а она считает его своим мужем. Через какое-то время наступает отрезвление, и либо такая пара сразу распадается, либо между ними закрадывается непонимание – она намекает на брак, он непреклонен… Иногда “штамп” все же ставится из-за беременности, но зачастую теперь он уже ничего не значит(хотя бывают и счастливые исключения).
Итак, сожительство однажды заканчивается , и после него остается опыт? Нет, не позитивный опыт, а память о боли и осадок , с которым гораздо сложнее вступить в новые отношения .
Я описала психологическую сторону вопроса. Религиозная сторона – это великая мудрость, которая лаконично складывает огромное количество проблем такого рода в 2 слова – не прелюбодействуй! Грех сожительства провоцирует много других грехов, и в конечном счете жизнь идет по принципу ” чем дальше, тем хуже”. Так что права Ваша мама! И права наш замечательный редактор Татиана !