Явление Христа на озере Тивериадском

Явление Воскресшего Христа на озере Тивериадском

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В предыдущей пасхальной главе Явление Воскресшего Христа апостолам, святитель Димитрий Ростовский описал явление Иисуса Христа Своим ученикам в Сионской горнице.

Но, как мы с Вами знаем из Евангельских слов Спасителя, Господь сказал ученикам, чтобы они шли в Галилею и там Его увидят. И вот, следующее явление Воскресшего Христа случилось на озере Тивериадском, которое также имело еще два названия: Генисаретское озеро и Галилейское море.

Святитель Димитрий Ростовский дает подробное описание этого радостного события!

Воскресение Христово

Доселе явления Воскресшего Господа происходили в Иерусалиме или близ его; но еще в ночь пред крестными страданиями Христос Спаситель, утешая апостолов, предсказал им, что по воскресении Своем увидит их в Галилее (Мф 26,32); в самый день воскресения ангел чрез жен-мироносиц напоминает ученикам это обещание Учителя (Мф 28,7); его снова повторяет и Сам Господь, сказавший при явлении мироносицам: «пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф 28,10).

Явление Господа в Галилее имело для апостолов особенную радость. С этой страною, славившейся во дни Спасителя плодородием, тучными пастбищами, обилием растительности и красотою природы, у апостолов были связаны наиболее дорогие воспоминания: здесь Божественный Учитель их провел тридцать лет Своей жизни до дня явления Своего миру (Мф 3,13); здесь они были призваны Им от сетей рыбарей, чтобы быть «ловцами человеков» (Мф 4,19); здесь среди зеленых холмов и светлых источников, среди мирного земледельческого населения прошли наиболее счастливые дни их совместной жизни с Учителем, радость которой в Галилее менее всего омрачалась преследованиями со стороны книжников и фарисеев. Галилея была любимым местом проповеди Спасителя и вся исхожена священными стопами Его: ее небольшие города и селения, утопавшие в садах из яблонь, гранатовых и ореховых деревьев, горы и равнины, занятые нивами, озеро, блиставшее как изумруд среди чудных деревьев долины Геннисарета, — все это говорило ученикам об Учителе, об Его чудесах, беседах и притчах.

По окончании праздничных дней апостолы возвратились на родину; явления Господа заменили их скорбь о смерти Учителя радостным сознанием, что Он, хотя они и не ходят с Ним как прежде, жив, и, следовательно, все обетования Его, Победителя смерти, сбудутся. Правда, эта вера их еще не совсем была свободна от ложных представлений, соединяемых в то время с понятием о Мессии, но тем не менее она была несравненно более глубокою и чистою. Однажды вечером близ Геннисаретского озера, памятного многократными посещениями Господа (наприм. Мф 4,13—17; 23—25; 8,23—34; 9,1—8; 13,1), собрались Симон-Петр, Фома-Близнец, Нафанаил из Каны Галилейской, сыновья Зеведеевы — Иаков и Иоанн и два других ученика Господа. Возвратившись временно, до ниспослания обещанного Господом Утешителя Духа (Лк 24,49), к прежнему образу жизни, апостолы возвратились и к прежнему источнику пропитания, — занятию рыболовством. Петр сказал, обращаясь к сотоварищам:

— Иду ловить рыбу.

— Идем и мы с тобою, — отвечали они ему.

И тотчас все вместе отправились к озеру и отплыли в лодке. Целую ночь трудились апостолы, закидывая то здесь, то там сети, но ничего не поймали (Ин 21,1—3). Наступало уже утро. Вдруг усталые ученики заметили, что Кто-то стоит на берегу. Это был Христос, но ученики не узнали Его, быть может, от предрассветной мглы, застилавшей берега, а быть может потому, что Господь явился, как и еммаусским путникам, «в ином образе». Господь Иисус «не тотчас обнаруживает Себя, а сначала вступает в разговор совершенно по-человечески, как бы намереваясь что-нибудь купить у них» (св. Иоанн Златоуст):

— Дети, есть ли у вас какая пища? — спросил Христос.

— Нет (Ин 20,5—6), — отвечали с огорчением апостолы.

Тогда Стоящий на берегу предложил им тоном человека, вполне уверенного в успехе дела:

— Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете.

Ученики закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы (Ин 21,6). Эта чудесная ловитва, конечно, сейчас же напомнила апостолам другую, подобную ей, тоже после ночи, труды которой были также бесплодны, но тогда они закинули сеть по повелению Учителя (Лк 5,4—7), и это совпадение, без сомнения, пробудило в учениках смутную догадку, что Говоривший с ними с берега быть может Сам Господь. Впрочем, если остальные апостолы только предчувствовали истину, то ап. Иоанн, прислушиваясь к голосу своего сердца, горевшего любовью к Господу Иисусу, тотчас узнал Его.

— Это Господь, — сказал он с уверенностью Петру, который «услышав, что это Господь, опоясался одеждою (ибо он был наг) и бросился в море» (Ин 21,7); лодка находилась недалеко от берега, на расстоянии 200 локтей.

В действиях Петра и Иоанна при настоящем явлении Господа с особенною ясностью обнаружились отличительные черты в характере обоих апостолов: «тот (т.е. ап. Петр) был пламеннее, а этот возвышеннее; тот стремительнее, а этот проницательнее; Иоанн первый узнал Иисуса, а Петр первый пошел к Нему» (св. Иоанн Златоуст).

Между тем и «другие ученики приплыли в лодке, таща сеть с рыбою» (Ин 21, 8). Выйдя на берег, они увидели разведенный огонь, а на нем рыбу и хлеб.

— Принесите рыбы, которую вы теперь поймали (Ин 21,10), — сказал Господь ученикам. Симон-Петр вытащил на землю сеть, в которой оказалось сто пятьдесят три больших рыбы; то было новое чудо, так как «при таком множестве не прорвалась сеть» (Ин 21,11). Ученики окончательно уверились, что пред ними Господь. И когда Он пригласил их за трапезу, — «придите, обедайте», то они молча расположились вокруг разведенного костра; из них «никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь» (Ин 21,12). Так, по словам святого Иоанна Златоуста, при этом явлении Спасителя апостолы «уже не имели своей обычной смелости, не дерзали, как прежде, и не обращались к Нему с речью, но в молчании, с великим страхом и благоговением сидели и смотрели на Него».

В начале трапезы Господь подошел, взял хлеб, разломил и подал ученикам; затем Он разделил рыбу. Когда апостолы обедали, Господь обратился к апостолу Петру с вопросом:

— Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Явление Господа ХристаНазывая апостола прежним его именем Симона, хотя за свое исповедание он был удостоен Господом наименования камня с присоединением великого обетования (Мф 16,16—18), Христос как бы намекает ему, что, отрекшись от Учителя и обнаружив таким образом слабость, свойственную человеческой природе, он утратил право на это высокое наименование. Последние слова вопроса указывают и на источник этой слабости — излишнюю самонадеянность апостола на свои силы, когда в ночь пред Гефсиманским томлением Учителя и незадолго до своего отречения он горделиво уверял Господа: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф 26,33). Горькой волной нахлынули на душу апостола воспоминания о том постоянно оплакиваемом событии, когда он, призванный Господом тоже после чудесной ловитвы рыбы (Лк 5,10), в страшные часы поругания Спасителя на суде у первосвященника, сидя так же, как сейчас, у костра, троекратно отрекся от Него. Но искреннее и глубокое раскаяние в своем согрешении благотворным образом отразилось на павшем апостоле, воспитав в нем в противовес прежней самоуверенности дух смирения; это выразилось в ответе апостола, в котором он не только не ставит свою любовь ко Христу выше любви других учеников, но и не сравнивает с нею, — он просто говорит: «Так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя».

При этом апостол даже не осмеливается назвать свое чувство совершенною любовью: он обозначает его как дружескую привязанность, хотя теперь действительно готов был умереть за Учителя. И смирение не осталось без награды.

— Паси агнцев Моих (Ин 21,15), — сказал Господь апостолу.

Здесь, по изъяснению святого Василия Великого, Христос «агнцами назвал новорожденных в вере». После непродолжительного молчания Господь вторично спросил ап. Петра:

— Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?

Вопрос Господа уже не содержал в себе укоризненного указания на высказанное некогда опрометчивое уверение апостола в превосходстве своей любви к Учителю пред любовью других учеников. Это, без сомнения, было замечено апостолом, и из благодарной души его вырвался тот же смиренный ответ:

— Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

— Паси овец Моих (Ин 21,16), — ответил Христос, вручая апостолу пастырское водительство всех членов Церкви, уже и достигших совершенного духовного возраста, которых Господь неоднократно ранее уподоблял овцам (см. например. Мф 18,12—14; Ин 10,6—14).

— Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? — спросил Господь в третий раз неожиданно для апостола, успокоенного обетованиями Христа Иисуса.

Этот вопрос Господа сильно опечалил ап. Петра: он увидал в нем выражение сомнения к своему двукратному уверению в любви. Поэтому, указывая на всеведение Господа, он, отрекшись от Христа в третий раз с клятвою, теперь с особенною силою в третий раз исповедует свою любовь к Нему:

— Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

— Паси овец Моих (Ин 21,17), — подтвердил Господь уже дарованное обетование, восстанавливая падшего ученика Своего в апостольском чине: «троекратным удостоверением любви ко Христу заглаживалось троекратное отречение от Христа; это была короткая епитимья покаявшемуся и разрешаемому Петру» (Филарет, митроп. Московск.).

Возвратив апостолу утраченное им достоинство, Господь затем обратился к нему с иносказательною речью, которою давал ему понять в каком он возрасте и «какою смертью прославит Бога» (Ин 21,19):

— Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь (Ин 21,18), т.е. апостол умрет за Христа насильственною, мученическою смертью и — в те годы, когда со старцем, ослабевшим под бременем лет, делают, что хотят.

— Иди за мною (Ин 21,19), — заключил Господь Свое предсказание, как бы повторив то призывание (Мф 4,19), от которого апостол своим отречением уклонился. Апостол тотчас же встал и последовал за Господом, показывая этим, что он не отступит от Него на своем пути за Ним, хотя бы встретилась мучительная смерть, ибо он уже не Симон более, а Петр.

Обернувшись назад, ап. Петр заметил, что за Господом он идет не один, — за Ним следует, влекомый любовью к Учителю, ученик, «которого любил Иисус» (Ин 21,20), т.е. Иоанн Богослов. «Его увидев, Петр говорит Иисусу:

— Господи! А он что (Ин 21,21)?

Иначе: что предстоит ему в будущем, — «не пойдет ли и он одним с нами путем?» (св. Иоанн Златоуст).

Излишняя пытливость апостола, желавшего проникнуть в сокрытое Господом от взоров человеческих, была для него бесполезна и Спасителю неугодна. Поэтому Христос с оттенком укоризны сказал ему:

— Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною (Ин 21,22).

Т.е. «тебе поручено дело, заботься о нем, совершай его, терпи и подвизайся» (св. Иоанн Златоуст); оставь Иоанна: «если бы Я захотел, чтобы ученик тот остался жив всегда, даже до второго пришествия Моего, что тебе до того? Ты следуй за Мною по пути страданий и смерти, а у него может быть и другой путь» (из толков, на еванг. Иоанна архимандр. Михаила).

Эти слова, сказанные Господом условно, впоследствии верующими были поняты буквально, в том смысле, «что ученик тот не умрет» (Ин 21,23), подтверждением чему могла служить действительно долгая жизнь апостола. Это убеждение настолько твердо укоренилось, что апостол на склоне лет вынужден был его опровергать, выясняя действительный смысл слов Христа Спасителя: «Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин 21,23).

Окончание, пасхально, 25

 Явление Воскресшего Христа апостолам

Пасхальные Часы – Последование Пасхальных молитв

Явление Христа на озере Тивериадском

Главная страница