«Радуйся, любы, всякое желание побеждающая»

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Порой мы живем, подчиняясь тем или другим желанием нашего сердца, наших прихотей и страстей, который, отнюдь, не ведут душу к главному пути земной жизни, к Богу.

В акафисте к Пресвятой Богородице есть такие важные строки: «Радуйся, любы всякое желание побеждающая». То есть, мы, возвеличивая Пресвятую Богородицу, подтверждаем тот факт, что Царица Небесная, по нашим к ней молитвам, побеждает дурное желание нашей души и охлаждает греховные страсти плоти.

Протоиерей Артемий Владимиров

Ниже мы прилагаем выпуск передачи «Духовное размышление», в которой протоиерей Артемий Владимиров размышляет о трудном пути спасительной жизни и о помощи Божией Матери обращающимся к ней христианам.

окончание

Каждый из нас, дорогие друзья, имеет определенный жизненный опыт. И не случайно русский народ, размышляя о тайне бытия, говорит: «Жизнь прожить – не поле перейти». В детстве мы, вступая в этот мир, видим перед собою ослепительную перспективу. Под нашими стопами девственный снег, по которому никто и никогда не ходил. Однако не дожив и до двадцати пяти лет, мы часто грустнеем и печалимся, глубоко воздыхаем, как Сергей Есенин, который с исповедальной открытостью беседовал со своими читателями: «Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым…» И иногда устаем от жизни, теряем вкус бытия, но не можем разобраться в том, что стало причиной нашего пессимизма, отчего так быстро прошло, исчезло за поворотом золотое детство и почему впереди мы видим только туманы да сумерки.

На самом деле разобраться в этой загадке достаточно легко, потому что вся беда в жизни людской происходит от желаний – от неуправляемых желаний души. Кто-то, слыша это, может удивиться: «Как это так? Желать, мечтать – ведь это и есть поиск своего счастья, и перестать чего-то желать и к чему-то стремиться – не значит ли лечь заживо в гроб?» Вы, безусловно, правы, господа, но желание желанию рознь, и важно знать, к чему ты стремишься. В данном случае я имею в виду лишь одно: когда человек становится безусловным рабом своих беспорядочных желаний, когда он ставит всю свою деятельность в зависимость от того, удовлетворил хотение своей души или нет, когда расталкивает и отталкивает других, как кукушонок, – идет, бежит по дороге жизни, желая во что бы то ни стало осуществить свою, иногда совершенно сумасбродную, мечту.

В большинстве случаев, превратившись в подобных самолюбцев и эгоистов, такие люди желают устранить любое препятствие, но добиться своего и во главу угла возводят принцип жизни: «Что хочу, то и ворочу»; «После меня хоть потоп»; «А мне плевать, мне очень хочется!» Такой человек может довести себя даже до расстройства – как до физических болезней, так и до душевных аномалий, потому что, если посмотреть «с птичьего полета» на нашу жизнь, заглянуть в «резервуар» собственного сердца, мы увидим, что эти желания – разноречивые, страстные, одни опаляющие огнем, другие наводящие холод – разрывают наше сердце на части. И сколько таких разочарованных странников мы встречаем в нашей жизни?

«Батюшка, я так надеялась, что первая любовь будет и последней! А вот прошло пять лет – и разлюбила, зато страстно привязалась к другому, женатому… Тем паче что он отвечает мне взаимностью. Но как на душе тяжко, как мерзко и отвратительно. У меня уже, наверно, с психикой не в порядке, потому что, думая взлететь на небеса, думая вкусить счастья, я уже не чувствую себя человеком. На меня нападает беспричинное уныние, мне уже ничего не хочется, я желаю лишь забыться и заснуть!» Вот такие рассказы и признания часто слышат священники, когда встречаются с праздными, страстными натурами, наивно верящими, что удовлетворение своих желаний приведет их к тихой пристани счастья и блаженства. Между тем еще Гёте, знаменитый немецкий поэт и писатель, признавался с сокрушением сердца: «Две воли борются в груди моей». И часто действительно ум у нас бывает в разладе с чувствами. Совесть подсказывает, что ничего хорошего из задуманного нами предприятия не выйдет, а мы упрямо ломимся, как зубр через чащобу леса, влезаем, как слон в посудную лавку, не понимая и не видя, как превратились из созидателей в разрушителей, в растлителей, в тех, кто и собственную боль унять не может, и другим причиняет страдания.

Обратимся к Акафисту Пресвятой Богородице и найдем там весьма парадоксальное, на первый взгляд, но замечательное обращение к Царице Небесной, Которая может врачевать нашу болезнь, Которая хочет помочь нам, чтобы мы навели порядок в собственной душе: «Радуйся, любы, всякое желание побеждающая». Царица Небесная всегда невидимо предстоит истинному христианину, а мы, идя дорогой жизни, должны пристально вглядываться в собственную душу. И когда появится в ней очередное желание, похотение, не должно идти у него на поводу, превращаясь в ребенка, который, увидев блестящую погремушку, бежит за разбойником, замыслившим недоброе и соблазняющим его красочной игрушкой. Но должно, едва лишь мы чувствуем, что наше сердце потеряло спокойствие, умиротворение, внутреннюю независимость, свободу, тотчас обратиться к Господу: «Господи, а что это меня посетило – доброе или недоброе, спасительное или губительное чувство, желание?» «Матерь Божия, Владычица, вразуми, настави, помоги!» И если бы наши мужья, достигнув сорока пяти лет, спрашивали, как дети, Господа Бога и молились Богородице, открывали священнику то, что смущает их в глубине души, то, поверьте, семейных драм, трагедий, разводов, прелюбодеяний, самоубийств, абортов было бы гораздо меньше на этой грешной земле, потому что диавол ни о чем так не печется, как о том, чтобы захватить в плен такого горячего, энергичного, шустрого и быстрого человека, чтобы помрачить его ум и вселить в него несбыточные желания, многие из которых находятся при этом в противоречии с нравственностью.

Вот недавно меня пригласили в одну школу и попросили провести урок с детьми в восьмом классе, предварительно ознакомив с тремя рассказами Чехова, Бунина и Куприна, которые выбраны заботливою рукою Министерства просвещения, Департамента образования для школьников, чтобы они изучали классическую литературу. Я прочитал эти рассказы и просто охнул, просто схватил голову руками, потому что во всех трех рассказах воспевается так называемая «свободная любовь». Во всех трех рассказах женатый мужчина или замужняя женщина, чувствуя какое-то желание к соседу, тоже несвободному, размышляют: «быть или не быть», вступить или не вступить на путь запретной любви. И что самое удивительное, методисты, комментирующие эти рассказы, поведение героев этих произведений, если те не решаются на измену (к тому же еще маленькие дети есть у каждого), называют их «обывателями», «мещанами», которые губят в зародыше прекрасное чувство любви, а ради любви, по их суждению, только и пишутся книги, и поют птицы, и Земля вращается вокруг Солнца.

Дурная путевка, господа, для наших детей, если их приучают к мысли, что возникшие в душе желания – взять что-то без спроса, или посмотреть нечисто на чужую жену, или излить на человека накопившееся в сердце раздражение – законны сами по себе. Нет, Матерь Божия помогает нам побеждать всякое дурное, худое желание. Матерь Божия учит нас прислушиваться к голосу собственной совести. Матерь Божия располагает нас к борьбе с самим собою, Она хочет, чтобы мы учились и давали подлинный отпор страстям, властвовали над собою, побеждали всякое злое желание, гордость и похоть. И оставались верными мужьями, преданными женами, послушными детьми, исполнительными тружениками, совестливыми правителями. Таким образом, не рубили бы сук, на котором сидим, правое строя, левое не разрушали, ценили бы то малое, что имеем, не мечтали о том, что не имеем, оставались реалистами, людьми со здоровой, устойчивой психикой, которые не готовы принести в жертву греху свою будущность, репутацию и нравственный авторитет (дай Бог еще заработать его перед окружающими).

«Радуйся, всякое желание дурное, худое побеждающая!» – обращаемся мы к Богородице, и, плененные Ее красотой, чистотой, смирением, Ее мужеством, ответственностью за судьбы человечества, будем по мере сил, дорогие друзья, подражать Небесной Царице, никогда не преступая вечный нравственный закон, написанный в глубинах нашей собственной совести.

Кажется, невелика наука, ничего нового мы сегодня не услышали, однако дружба дружбой, а служба службой. Главное искусство человеческой жизни заключается в том, чтобы управлять своими помыслами, в том, чтобы совладать со своим сердцем, не ходить на поводу у страстей и дурных желаний. А в этом нам помогает наша христианская вера и Божественная благодать, которую Пресвятая Богородица готова для нас исходатайствовать у Сына Своего и Бога нашего. Аминь.

Окончание

Беседы с батюшкой. Духовник и духовничество

Беседы с батюшкой. Исповедь и Причастие

На главную страницу сайта - Семья и Вера