Венчание, венцы, Таинство

«Положил еси на главах их венцы»

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Мы уже не раз говорили о Таинстве Венчания. Почему и для чего оно нужно, когда и над кем совершается. Хотим дополнить данную тему очередной главой из книги протоиерея Павла Гумерова: “ОН и ОНА”, в которой батюшка затрагивает тему Таинства Венчания, говорит не только о самом Таинстве, но и о труде, которым оно сопровождается.

Заглавие - окончание

Протоиерей Павел Гумеров

“Люди верующие, православные, в семейной супружеской жизни, конечно, не застрахованы от тех искушений, испытаний и бурь, которые подстерегают любую обычную семью. Можно сказать, что почти каждая семья проходит в своей жизни через одни и те же ошибки, в той или иной степени. Одни успешно преодолевают эти трудности, закаляются в них, приобретая, ещё большую любовь друг к другу, другие, к сожалению, ломаются. Но каждая православная семья имеет великое оружие: веру в Бога, взаимную молитву и, конечно же, благодать и благословение, получаемое в Таинстве ВЕНЧАНИЯ. Супруги уже не одни, с ними Бог.

Люди, далёкие от вопросов веры, как правило, считают венчание просто красивым обрядом. Венчаются все: кинозвёзды, представители шоубизнеса. Всё очень красиво: свечи, образа, священник и белый лимузин у Церкви. В наше время суеверий и оккультизма, появилось ещё и другое понимание Таинства Венчания, как некоего магического действия, которое свяжет супругов навечно, независимо от того, как они будут себя вести. Большинство людей так и понимают все таинства и обряды церковные. Что-то такое сделать, покропить, пошептать и у меня будет всё хорошо. При этом сам человек никаких усилий, естественно прилагать не хочет.

Почему всё это неверно? Потому что без наших трудов и молитвы, никакое Таинство не будет иметь для нас пользы. Не только Таинство, но и любое молитвенное действие. Например, освящение машины. Когда я освящаю автомобиль, то обычно спрашиваю: «Для чего в машине на приборной панели наклеивают иконы?» Обычно говорят: «Ну, чтобы оберегали машину и т.д.». Ответ неверный. Иконы находятся в машине, чтобы мы вспомнили, как только сели за руль: «Мы же забыли помолиться перед поездкой!» И если человек это будет помнить, Господь ему поможет.

«Бог не спасает нас без нас». И кольца на руках супругов, которые надеваются при обручении, это тоже напоминание о том даре благодати Божией, который мы получили в Таинстве Венчания и о том, чтобы мы возгревали этот дар и не забывали молиться Богу о семейном благополучии и, конечно, друг за друга. Кольца также напоминают нам об обетах верности, которые жених и невеста дают друг другу.

Но давайте по порядку. Венчанию предшествует чин обручения, когда будущие супруги обмениваются кольцами, в знак любви и верности. По традиции (которая, правда не всегда соблюдается) жениху надевается серебряное кольцо, невесте – золотое. Но это не их кольца. То есть они сделаны по размеру, но им лично не принадлежат. Ибо муж носит серебряное кольцо жены (серебро – символ луны, получающий свой свет от солнца), а жена – золотое кольцо мужа. Золото, соответственно, символизирует солнце, и муж, как глава семьи, сравнивается с этим небесным светилом. Кольца, как уже говорилось, есть памятка супругам, что они уже не принадлежат себе.

Когда я учился в Семинарии, молодых женатых семинаристов монахи и люди холостые в шутку называли «окольцованными». Ну, монахи вообще народ весёлый. Кольцуют, как известно, птиц и кольцо показывает, что за птицей наблюдают, она на виду и уже не свободна, кому-то принадлежит. Человек с кольцом тоже показывает, что уже не свободен, сердце его занято, и сам он уже навеки связан со своей половиной. Недаром кольца без начала и конца – символ вечности, бесконечности. Об этом обручальное кольцо напоминает супругу или супруге, а также всем окружающим.

При чине обручения священник молится о том, чтобы Господь утвердил обручение жениха и невесты «в вере и единомыслии, … истине и любви». Здесь, конечно же, имеется в виду вера в Бога, как Подателя всех благ, ибо: «Без меня не можете творить ничего». Но тут есть ещё и другой смысл. Супруги должны иметь взаимную веру. Вера – это доверие тому, кого любишь и кому доверяешь. Вера – это также верность любимому человеку.

После обручения следует само Таинство Венчания. Я не буду во всех подробностях раскрывать богословский смысл Венчания, задача наша другая. Остановлюсь лишь на самых основных моментах.

При Венчании читаются три молитвы. В них как бы описывается вся история ветхозаветного супружества от Адама и Евы и подчёркивается богоустановленность брака. Здесь вспоминаются Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, явившие нам пример истинного супружества. Также супругам испрашивается благословение на рождение детей. Священник просит, чтобы Господь благословил новобрачных чадами, как Он благословил благим плодом Захарию и Елисавету и Иоакима и Анну. Супругам испрашивается твердая вера в Бога и друг в друга, любовь и единомыслие. Упоминаются также и родители брачующихся. Говорится, что молитвы родителей утверждают основание домов их чад. Родители отпускают от себя детей, доверяют их друг другу и должны помогать своей молитвой и любовью созидать новую «Малую Церковь». Детям тоже следует помнить, что их долг любви и заботы о родителях не заканчивается с выходом из отчего дома.

Кульминацией Таинства Венчания является возложение на жениха и невесту венцов. Что это за венцы? Митрополит Антоний Сурожский пишет: «В древности каждый раз, когда бывал праздник, самый обыкновенный, семейный, или городской, или государственный праздник – люди надевали венцы из цветов». Сейчас это практикуется и при венчании церковном, например, у греков, которые надевают венцы из живых цветов.

В древней Руси в день своего Венчания невеста и жених назывались князь и княгиня, почему? Потому что в древнем обществе, пока человек не был женат или замужем, он являлся членом своей семьи и был во всём подвластен старшему в семье, отцу ли, деду ли. Только когда человек женился, он делался хозяином своей жизни. Древнее государство состояло как бы из союза суверенных, то есть, независимых семей. Они были свободны выбирать свою судьбу. Все вопросы решались в согласии, во взаимном понимании, но каждая семья имела свой голос и свои права». Происходило как бы венчание на новое царство.

Беседы о семьеНо у этих венцов есть и другое значение. Это также венцы мученические, которыми Господь венчает своих верных рабов, выстоявших во всех страданиях и испытаниях. Брак – это не только семейные радости, это – совместная ноша, иногда очень нелёгкая, крест, который несут супруги, испытания и бури, которые выпадают на их долю. В браке иногда спасаться ничуть не легче, чем в монастыре. Это ежедневное «ношение тягот друг друга». Безропотное несение жизненного креста вообще называют бескровным мученичеством.

После возложения венцов следуют два чтения из Священного Писания. Сначала читается Послание апостола Павла к Ефесянам, об обязанностях мужа и жены. К нему мы уже обращались в главе «Мужеский пол и женский». Особенно почему-то запоминаются последние слова Послания. Чаще всего какой-нибудь громогласный диакон или чтец на весь храм возглашает: «А жена да боится своего мужа!» От подобного громогласия все читанное ранее почти забывается. А ведь там заключена вся суть и объяснение последней фразы: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5. 25), — говорит апостол. То есть, муж должен любить свою жену до самопожертвования, быть готовым отдать свою жизнь, пожертвовать самым дорогим.

Далее святой апостол Павел призывает мужей любить жен, как самих себя, как свое тело. «Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю», — как и Господь любит Церковь, ибо она тело Его. Обязанности мужа – заботиться о жене, питать и греть ее. Муж должен свои отношения с женой рассматривать, как отношения Церкви и Христа. Может ли Господь обидеть или оскорбить Церковь? Вопрос абсурдный. Вот какие требования к главе семьи.

И только после этого говорится: «а жена да боится…». Как боится? Трепещет, что муж придёт усталый или пьяный с работы, и она попадёт под горячую руку? Конечно, нет. Муж – образ Христа в семье. Мы говорим: «Страх Божий», «Бойтесь не людей, а Бога» — вовсе не потому, что боимся какой-то кары от Господа. Это боязнь другого рода: обидеть любимого, расстроить его, оказаться недостойным его любви. Мне эта боязнь знакома с детства. Отец никогда не бил нас, не особо наказывал, разве что совсем маленьких. Но то, что папа расстроится из-за шалости, плохого поступка, та мысль, что сам бы он так никогда не поступил, была пострашнее ремня.

Да, апостол Павел говорит, что жены должны повиноваться своим мужьям, как Господу, но и муж обязан любить свою жену, как Христос любит Церковь.

Второе чтение из Евангелия от Иоанна. В нём рассказывается, как Господь Иисус Христос пришёл в Кану Галилейскую на брак. И на брачном пиру случился недостаток вина, видимо люди были очень небогатые. И Христос творит Свое первое на земле чудо. Проявляя милосердие и любовь к пригласившим Его, Он превращает воду в прекрасное вино и свадебное веселие продолжается.

Кроме исторического значения и благословения Господом брачного союза, это событие имеет и другой смысл. В Священном Писании всегда несколько слоев. Чаще всего: 1) исторический, бытийный, 2) общецерковный и, 3) имеющий значение для каждого из нас лично. Какое же значение заключается здесь для супругов?

В жизни семейной не может быть постоянного пламенного горения любви, приходят и сложные периоды. Митрополит Антоний пишет: «Когда радости вашей начинает приходить конец, когда вы уже почувствовали, что вы друг другу дали всё что только могли дать, что нового вы ничего не сможете сказать…, тогда прислушайтесь к тому, что Бог говорит в ваших сердцах, прислушайтесь глубоко к тому, что Он вам скажет, — и что бы Он вам не сказал, то сделайте и тогда вода обычной жизни – серость жизни, бесцветность её – вдруг просияет». Неужели Господь, Который сотворил небо и землю и претворил обычную воду в вино, не поможет людям в сложный для них период и не обновит в них любовь и не дарует радость большую, чем они имели прежде? «Просите, и дастся вам». И, конечно, сами прилагайте усилия.

После краткой ектении и пения молитвы «Отче Наш» венчающиеся пьют общую чашу. Чаша подаётся три раза сначала мужу, а потом жене. Чаша символизирует то, что в браке все радости и испытания супруги должны делать пополам, поровну. Интересно, что муж начинает пить, а жена заканчивает и допивает до дна всё, что осталось в чаше. Как-то я венчал одну пару. И когда настало время пить вино из общей чаши, муж сказал, что не может, страдает алкоголизмом (видимо был зашит). И жене пришлось самой пить всю чашу. И я подумал, что когда супруг страдает недугом пьянства, жене приходится, как бы нести двойную чашу, за себя, и за него.

Жених и невеста три раза обводятся священником вокруг аналоя, в знак духовной радости. Держатся они за руки, в знак того, что будут неразлучно, вместе идти и по жизни. На аналое лежит Евангелие и они совершают вокруг него круг. Этот круг – есть символ жизни человеческой, которая не ограничивается временными рамками, а продолжается вечно. Если супруги сами не разорвут этот круг, их брак будет продолжаться и на небесах.

Троекратное хождение венчающихся сопровождается пением тропарей: «Исаия, ликуй», «Святи мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже». Про то, что, перенося все тяготы и испытания вместе, супруги уподобляются мученикам, речь уже была. Но в браке открывается и великая радость и утешение. Радость взаимной любви и рождения детей. Поэтому в тропаре «Исаия, ликуй» говорится о рождении от Девы Марии Спасителя. На этом чин Венчания заканчивается. Далее следует снятие венцов с чтением специальных молитв, и отпуст.

В заключении скажу, что почти все Таинство Венчания супруги стоят рядом, вместе, но смотрят не друг на друга, а в одну сторону на иконы, на алтарь. Уже неоднократно говорилось, что в браке так и должно быть. Муж и жена должны не замыкаться в своём узком мирке, а идти к одной цели, ко спасению”.

Окончание

Небесные покровители брака

Важен каждый прожитый день!

Окончание малое

 << На главную страницу           на Семейную рубрику >>