Мир вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
В 38-й день Рождественского поста (4 января) совершается молитвенная память святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. О её служении и мученическом подвиге Вы можете прочесть на странице сайта Страдание великомученицы Анастасии Узорешительницы
К духовному прочтению прилагаем отрывок из “Книги Рождественской радости”, посвященную 38-дню Рождественского говения.
Кондак великомученице Анастасии
Во искушениих и скорбех сущии, к твоему храму притекающе, приемлют честная дарования от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие: ты бо присно миру точищи исцеления.
[Перевод с церковно-славянского языка]
Пребывающие в скорбях и искушениях, к твоему храму приходя, принимают честные дары от живущей в тебе Божественной благодати, Анастасия: ты ведь миру всегда источаешь исцеления.
(Константин Мацан. Праздники, которые всегда с тобой).
Священники и волонтеры, которые приходят в тюрьмы поддержать узников, не разделяют их на тех, кто осужден заслуженно, и тех, кто осужден несправедливо. Благотворительные организации готовы помочь каждому, кто оказался в заключении. Что это — неразборчивость? По-своему да, но неразборчивость, очень характерная для христианства.
Христианская любовь не может быть избирательной: дескать, этот достоин, а тот — нет. Иначе это уже не христианская любовь. Провозгласить ее — просто, принять — сложнее, а исполнить— и вовсе почти невозможно, казалось бы.
И все же в истории Церкви есть святая, которая всей своей жизнью засвидетельствовала, что ничего невозможного нет. Ее зовут Анастасия Узорешительница. Святая Анастасия посещала узников-христиан в темницах. В 3 веке нашей эры в Римской империи при императоре Диоклетиане таких людей было немало. Анастасия кормила их, умывала, помогала больным, неспособным двигаться, перевязывала раны. Она старалась сохранить все это в тайне. Не потому, что было опасно — тут ее ничто не смущало, и позже на допросе у императора Диоклетиана она спокойно расскажет о том, как истратила на помощь узникам все свое состояние. Смысл тайны заключался в другом — не выставлять добрые дела напоказ. Святая Анастасия скрывала свое знатное происхождение (а отец ее был сенатором) и одевалась в ветхие одежды, притворяясь нищенкой.
О подвиге святой Анастасии люди узнавали без ее участия — просто те, кто видел ее служение, были настолько поражены, что не могли молчать. В 3 веке ее дела казались гораздо более странными, чем могло бы показаться в наши дни. Ведь сегодня за плечами у человечества — две тысячи лет христианской истории и культуры, а тогда, в римском обществе, христиан воспринимали, как маргиналов, сектантов и возмутителей спокойствия. Зачем утешать их в тюрьмах?
Но святая Анастасия не испугалась. И от нее тянется ниточка сквозь несколько веков до самых наших дней — до сегодняшних благотворительных организаций. Такую связь поколений в христианстве называют традицией — непрекращающейся преемственностью идей и поступков. Связь эту апостол Павел сформулировал так: “Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13: 8).
Заповедь Христа о любви — вне времени. Она не обусловлена эпохой или общественным строем. Она может одинаково давать плоды как в 3, так и в 21 веке. Просто для каждой эпохи у этой традиции есть особые формы выражения. Когда-то святая Анастасия Узорешительница в обличье нищенки приходила к узникам-христианам. Сегодня волонтеры — независимо от своих религиозных убеждений — готовы протянуть руку помощи узнику, независимо от его религиозных убеждений. Опять-таки: христианство принесло в мир идею о том, что настоящая любовь не бывает избирательной.
В нашей стране есть организации и священники-энтузиасты (хотя и не в избытке), которые помогают узникам. На всех страждущих их, конечно же, не хватает и, вероятно, не хватит никогда, но каждый на своем месте сворачивает горы, если не творит ежедневное маленькое чудо.
В церковной среде хорошо известны имена ныне покойных священников Глеба Каледы и Федора Соколова — они были первыми, кто в начале девяностых годов возродил в Русской Православной Церкви идею тюремного служения, и сами стали посещать узников. «Зачем?» — на этот вопрос их последователи, нынешние тюремные священники и волонтеры, отвечают просто: «Они читали Евангелие и шли туда, где труднее… » А в Евангелии есть слова Христа: “…в темнице был, и вы пришли ко Мне” (Мф. 25: 36).
И в них содержится исчерпывающий ответ на вопрос: «Зачем заниматься тюремным служением?» Так заповедовал Христос. Это не красивая поза и не высокая мораль. Это действительность. Это жизнь. Должно быть, именно так ответила на допросе у императора Диоклетиана святая Анастасия Узорешительница. Ее казнили, растянув над костром между четырьмя столбами. По преданию, тело святой Анастасии осталось невредимым.
«Преступлением» святой Анастасии была не попытка утешить узников, а вера во Христа, ради которой она делала то, чего не могла не делать. И все же к узникам, а не, скажем, к старикам или детям святая Анастасия шла неслучайно, как неслучайно и сегодня многие волонтеры идут именно к осужденным. Таков парадокс христианского отношения к человеку: тот, кто с виду меньше всех достоин любви, как правило, больше всех в ней нуждается.
35-й день Рождественского поста. Духовное чтение
36-й день Рождественского поста. Духовное чтение
37-й день Рождественского поста. Духовное чтение