Вопросы священнику

 Почему люди грешат и им за это ничего не бывает?

Добрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, разберем вопросы, касающиеся болезней:

Что такое rpex?

Можно ли искупить грехи?

Почему люди грешат и им за это ничего не бывает? 

В дореволюционной литературе встречаются примеры того, как выросшие в православной вере люди, совершив грех, не приходят на исповедь, а совершают еще более тяжкое деяние — самоубийство. Почему?

Зачем нужно рассказывать о своих грехах батюшке (чужому человеку)?

Церковь говорит, что исповедь перед Богом освобождает человека от грехов. Но простить обиду может только тот, кому она нанесена. Почему Бог присваивает себе право прощать от лица других?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

 — Что такое rpex? Можно ли искупить грехи? Почему люди грешат и им за это ничего не бывает?

— Грех — это нарушение любой из заповедей Закона Божьего. Закон Божий нужно воспринимать не юридически, как аналог Уголовного Кодекса (нарушил — наказан), а скорее, как физический закон. Подбросишь камень — он упадет, ходишь раздетым — получи простуду. С грехом похоже: согрешил — пострадаешь.

Кажется, преподобный Ефрем Сирин говорил, что грех нас делает скорее несчастными, чем виновными. Несчастными потому, что от своего греха прежде всего страдает сам грешник.

Грех — это совершенный поступок, сказанное слово, нанесенная обида, промелькнувшая мысль. Что сделано, то сделано, из прошлого ничего не сотрешь, совершенный грех никуда не выкинешь, как из песни слово. Поэтому искупить свои грехи мы не можем. Однако, мы можем получить прощение за содеянное, если искренно в нем раскаемся.

Кажется, уже неоднократно я вспоминал сравнение греха с болезнью. Оно помогает понять, почему наказание не всегда (а точнее, очень редко) следует сразу за грехом. Большинство своих болезней мы приобретаем в молодости, сами того не замечая. Но приходит время, и начинает сказываться и то, что когда-то ходил без шапки, и что необдуманно тяжести поднимал, и что на сырой земле сидел. Так и последствия греха могут очень долго о себе не напоминать. Надо радоваться тому, что Бог дает передышку, прежде чем наступит время страдать за свои грехи. Это делается для того, чтобы мы успели покаяться и избежали вечных страданий.

Возмущающиеся тем, что люди грешат и им ничего не бывает, забывают, что этой, так сказать, поблажкой, пользуется каждый из нас. А ну как Бог начнет нас сразу же наказывать за каждый грех? Очень скоро на нас и места живого не останется.

 — В дореволюционной литературе встречаются примеры того, как выросшие в православной вере люди, совершив грех, не приходят на исповедь, а совершают еще более тяжкое деяние — самоубийство. Почему?

протоиерей Александр Лебедев— Люди неверующие очень легко относятся к грехам — не замечают их за собой, всегда находят оправдание («все так живут»), сваливают вину на других, а многие грехи даже и не считают чем-то запретным и постыдным. Сейчас в таком душевном состоянии живет все наше общество в подавляющем большинстве. Этот способ жизни очень удобен: это не надо даже доказывать: все мы прекрасно знаем, что бессовестным и бесстыжим живется легко.

Но иначе обстоит дело с людьми верующими. Они знают, что такое грех, знают, что, совершая его, мы оскорбляем Самого Бога, становимся перед Ним виновными. Верующий человек не хитрит, признает любой свой грех во всей его отвратительности, ни в чем не оправдывает себя. Совесть такого человека не знает пощады, обличая его. Вот тут-то и таится опасность впасть в отчаяние — такое состояние, в котором человек уже не надеется на милость Божию. Ему кажется, что грехи его настолько велики и многочисленны, что Бог не сможет его простить. В отчаянии человек либо пускается во все тяжкие (грешит и грешит — все равно погибать), либо совершает самоубийство (все равно уже приговорен, так что нет смысла продолжать жить, оттягивая наступление расплаты, ведь ожидание казни бывает намного страшнее самой казни). Вот по какой причине верующий человек может совершить самоубийство. Впрочем, верующий-то он верующий, да не в того бога. Бог христиан — Бог милосердный, а отчаявшийся человек верит в бога жестокого.

Отчаяние — одна из любимых уловок дьявола. У святых Отцов встречается мысль о том, что бес двояким образом губит человека. До совершения проступка он внушает человеку, что грех не страшен и незначителен, а после прегрешения рисует грех тяжелым и непростительным.

 — Зачем нужно рассказывать о своих грехах батюшке (чужому человеку)? Я лучше сам за свои грехи отвечу.

— Желание самому за свои грехи отвечать свидетельствует о том, что человек сам не знает, чего хочет. Ведь если мы хотим сами отвечать за свои грехи, то нужно прямо сейчас готовиться к вечным мукам. Это единственное справедливое возмездие за наши прегрешения. Сомневаюсь, что это лучше. На самом деле мы находимся в таком положении, что нужно стремиться не к ответу перед Богом, а к помилованию, и не вставать перед Ним в позу, а просить прощения. Вот это — выход.

Если я перед кем-то провинился, то условия примирения, естественно, выдвигаю не я, а этот кто-то. Поэтому, если мы хотим примириться с Богом, то не мы должны диктовать Ему условия: «Знаешь, Боженька, мне было бы удобней, если бы Ты прощал меня, когда мне заблагорассудится об этом только подумать, и прощай мне все сразу оптом». Не та ситуация. Скорее, надо спросить: «Господи, что мне сделать, чтобы Ты меня простил?»

Бог — Хозяин положения, Он ставит условия и подсказывает способ, которым мы можем получить прощение за грехи. Это — исповедь. В исповеди важно все: и личное покаяние человека, и совершение ее священником.

Да, мы исповедуемся не священнику, а Богу, прощение получаем не от священника, а от Бога, но Господь подает прощение не Сам непосредственно, а через священника. Он так захотел. «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23) — эти слова Спаситель обратил к апостолам. С тех пор власть прощать или оставлять грехи в Церкви передается от апостолов каждому священнику в момент его хиротонии, то есть чина поставления на служение.

Других способов получить прощение грехов Бог не предусмотрел. Вот поэтому и нужно не «рассказывать о своих грехах батюшке», а исповедоваться через его посредство Богу. Не мы (люди) это придумали, не нам и отменять или изменять положение дел.

 — Церковь говорит, что исповедь перед Богом освобождает человека от грехов. Но простить обиду может только тот, кому она нанесена. Почему Бог присваивает себе право прощать от лица других?

— Потому что любой, совершаемый нами грех, направлен против Бога. Каждому, наверное, известно чувство сострадания. Если обида или боль нанесены моему близкому, любимому человеку, то и мне вместе с ним и обидно, и больно. Вот и Бог, как любящий отец, сострадает каждому человеку. Поэтому необходимо искать прощения как у того, кому нанесена обида, так и у Бога. Кстати, два этих прощения связаны между собой, и одно от другого напрямую зависит. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). Об этом же напоминает Церковь в начале каждой службы — утрени, вечерни, литургии — первыми словами великой ектении: «Миром (то есть примирившись, в мире со всеми. — Прот. А. Л.) Господу помолимся». Прежде всякого прошения к Богу о чем бы то ни было, а уж тем более о прощении, испроси прощения у обиженных тобой.

Но как быть, если нас не желают прощать обиженные нами люди? Готовиться к вечным мукам? Я думаю — нет. Бог милостив, и эта милость выше человеческой мстительности, так что Он может простить грех даже в том случае, когда пострадавший затаил обиду. Ведь было бы жестоко делать одного человека заложником злопамятства другого».

Окончание, конец

Всегда ли болезнь посылается человеку за грехи?

Болезнь, как повод задуматься о вечности

Сайт Семья и Вера