Вопросы священнику

Всегда ли болезнь посылается человеку за грехи?

Добрый день, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, разберем вопросы, касающиеся болезней:

• Всегда ли болезнь посылается человеку за грехи?

• Обязательно младенец, тяжело болея, расплачивается за грехи родителей?

• На практике часто бывает, что болезнь ребенка – это расплата за грехи его родителей. Можно ли уберечь своих детей от такого рода болезней?

• Можно ли сказать, что существует генетическая предрасположенность к тому или иному греху, к тем или иным вредным привычкам и заболеваниям?

• Говорят, что грехи передаются до третьего-четвертого поколения. Что это означает?

• Почему попускаются такие детские болезни, как бесноватость?

На данные вопросы отвечает протоиерей Максим Козлов:

Окончание, узор, 2

«Не обязательно. Бывает, что человек заболеет и избежит какого-то искушения, к примеру, не поедет на встречу и не столкнется с чем-то опасным в духовном или жизненно-практическом смысле.

Или прочитает какую-нибудь книгу, которая перевернет его душу, – и слава Божия ему через эту болезнь откроется.

Или благодаря безропотному перенесению страданий, он возрастет в иную меру. Так что неправильно говорить, будто болезнь всякий раз есть наказание Божие за грехи. Но о себе рассуждать так – полезно.

 – Значит, не обязательно младенец, тяжело болея, расплачивается за грехи родителей?

– Не обязательно. В Евангелии от Иоанна сказано: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9,1-3).

И понятно, что это не единственный случай в истории человечества. Скажем, блаженная Матрона, которая с детства стала страдалицей за Христа, была предельно ограничена в физических проявлениях своей жизни. Но ведь это не по грехам ее родителей, и тем более, не по ее личным грехам была дана ей такая болезнь, а для того, чтобы она стала тем гигантом духа, каким стала, чтобы смогла вырасти до того подвига великого предстояния за людей и утешения их, на какой была избрана Богом. Или Артемий Веркольский, который умер, убиенный молнией, в отроческом возрасте. По грехам родителей? Нет. Потому что он был избранником Божиим, которого Господь взял к себе чистым.

Иногда то или иное ограждение физической немощью попускается ребенку для того, чтобы он, взрослея, обретал веру и становился глубже, чем мог бы быть при телесной красоте и физическом здоровье. А иногда ребенку попускается недуг для того, чтобы его родители возросли в большую меру веры, крепости и благочестия. Так что все сложно и невыводимо одно из другого, как математическое действие, как дважды два четыре: родители согрешили – родился больной ребенок.

 – Однако, ведь на практике часто бывает, что болезнь ребенка – это расплата за грехи его родителей. Можно ли уберечь своих детей от такого рода болезней?

Протоиерей Максим Козлов– Конечно, болезнь болезни рознь. Есть болезни, которые, несомненно, проистекают от грехов родителей, и другой природы они просто не бывают. Это определенные болезни, проистекающие от табакокурения, от винопития или невоздержанности в грехах против седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14), то есть болезни, прямо проистекающие от родительских грехов, и здесь, конечно, нужно прежде всего обращать внимание на причину, а не на ее следствие.

Если же иметь в виду подверженность болезням человеческого естества в принципе, то нужно помнить, что человеческая природа исказилась не нашим конкретным грехом, но после грехопадения прародителей в нее вошли болезни, скорби и самая смерть. И поэтому, сама по себе благочестивая жизнь родителей, не является непременным гарантом здоровья их детей. Бывает, что у вполне благочестивых родителей дети умирают во младенчестве или имеют те или иные недуги. К примеру, святой страстотерпец царевич Алексий…

По евангельскому слову, болезнь не обязательно результат греха самого человека или его родителей, но, конечно же, это не означает, что они не должны задумываться о последствиях своей жизни по отношению к здоровью собственных детей.

В случаях грубых страстей – того же винопития или наркомании – все достаточно очевидно, но то же самое бывает, хотя и тоньше проявляется, и в случаях других страстей, не столько конкретных грехов, сколько страстей. Ведь непреодоленные страсти, которые человек осознает, но с которыми не находит решимости должным образом бороться, искажают его душевный и телесный состав, что тем или иным образом отпечатывается и на детях. И не то, чтобы это становится некоей обусловленностью их непременного впадения в те же самые страсти, но некая предрасположенность и необходимость памятования, что сия опасность близко к ним подходит, безусловно, есть.

 – Можно ли сказать, что существует генетическая предрасположенность к тому или иному греху, к тем или иным вредным привычкам и заболеваниям?

– Предрасположенность ко греховным страстям, конечно, как тенденция передается. Понятно, что дети алкоголиков имеют очевидную опасность быть подверженными алкоголизму, а дети блудников, распаляющих в себе плотские страсти, имеют большую опасность не устоять в целомудрии и чистоте. Но это лишь тенденция, а не детерминированность. Это скорее то, что в личности человека играет роль подводных камней, которых можно и должно избежать. Ибо у каждого из нас есть те или иные греховные страсти, преимущественно для нас опасные, однако окончательной связанности ими нет. Понятно, что генетическая предрасположенность объективно существует. И как святость, так и греховность накапливаются в поколениях. Но любой грех всегда останавливается покаянием.

 – Говорят, что грехи передаются до третьего-четвертого поколения. Что это означает?

– Это означает, что, передавая детям те или иные свои свойства, черты характера, например, тягу к путешествиям или тягу к домоседству, сами по себе нравственно нейтральные, мы передаем и те предрасположенности либо в устремлении к добру, либо в укорененности в греховных страстях, которые попускали в своей жизни. Например, человек, не борющийся с собственной гневливостью, эту склонность к гневливости передаст и своему ребенку. Человек, допускавший в своей жизни блудные, нечистые страсти, передает предрасположенность, не детерминированность, а именно предрасположенность к такого рода страстям. Это не значит, что дети связаны родительскими грехами, что они непременно эти же грехи совершат. Но как мы знаем на самом простом уровне, что дети алкоголика должны особенно беречься от того, чтобы выпить лишнюю рюмку, так и дети родителей, одержимых какими-либо более сложно описываемыми страстями, должны быть особенно осторожны, чтобы не впасть в них. Хотя опять же не нужно забывать, что если грехи передаются до третьего и четвертого поколения, то праведность до седьмого колена спасает. В любом случае святость преобладает над греховностью.

– Почему попускаются такие детские болезни, как бесноватость?

– Детская бесноватость попускается по тем же причинам, почему и другие болезни. Какие-то болезни детей, в том числе и такого рода состояния, как бесноватость, бывают по грехам родителей – для их вразумления. Какие-то бывают в силу общей падшести человеческого рода и открытости человека духам злобы поднебесной; в особенности, если он пребывает вне ограждения церковными Таинствами. Какие-то, по слову Евангелия, бывают, дабы явилась нам всем слава Божия. Причины здесь могут быть многоразличными, и единственно, что не нужно в лоб утверждать, будто все связано с конкретной греховностью конкретных родителей или даже самого ребенка. Не следует говорить о родителях, что они страшно согрешили, поэтому у них родился такой больной ребенок. Причина может быть, как в общей падшести людей, так и в том, что накопилось в предыдущих поколениях этой семьи. И им эта болезнь дается как крест, в том числе и за усопших близких, во искупление их грехов.

Я знаю семью одного благочестивейшего священника, служащего за границей, у которого в молодости родился ребенок с болезнью Дауна, и он через всю свою священническую жизнь нес этот крест и это попечение о нем, как долг любви, хотя по-человечески это трагедия. Но для того, чтобы этот священник вырос в меру того дивного образа настоящего батюшки, каковым он является, это было, несомненно, попущение Божие, которое дано было потерпеть тому, кто смог такое вместить».

Окончание, конец

Болезнь, как повод задуматься о вечности

Для каждой страсти своя болезнь?

Болезнь – знак Божьей милости к нам

Сайт Семья и Вера