Существует ли Божественное предопределение?
Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!
Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы затронем интересную тему о Божественном предопределении и человеческой свободе в следующих вопросах-ответах:
• Может ли человек свободно распоряжаться своей жизнью и смертью, принимать какие-то очень важные решения? Или он всего лишь игрушка в руках Бога и все решения, принимаемые людьми, проистекают из божественной воли? Существует ли Божественное предопределение?
• Слышал, что к Богу приводят страдания, скорби и болезни. Неужели для человека нет другого пути, чтобы поверить?
• В храме священник сказал, что вера – дар Божий. Так что, получается – кому Бог захотел, веру подарил, а другим нет?
• Если Бог такой своевольный, непостижимый и непредсказуемый, то как можно в него веровать? Где гарантия того, что человек, однажды ставший на путь спасения своей души, дойдёт до конца? Ведь наверняка спасённые имели непоколебимое желание спастись, раз спасены были. Откуда берётся это желание?
Отвечает игумен Петр (Мещеринов):
«Ну конечно, человек не «игрушка в руках Бога». Бог – не неразумное дитя, чтобы Ему забавляться с живыми игрушками. Господь создал нас по образу Своему и подобию, дал нам свободу и одновременно заповеди – и это значит, что все решения, принимаемые людьми, с одной стороны, совершенно свободны, но с другой – имеют свою нравственную меру, то есть ответственность. Они могут сверяться с Божиими заповедями – и тогда плод этих решений будет добрым и благим; но могут и никак не соответствовать воле Божией, противоречить ей – и тогда будет то, из чего, в основном, состоит наша современная земная жизнь.
Свобода бывает только в сердце; поэтому вопрос свободного распоряжения человеком своей жизнью (а тем более смертью) может ставиться исключительно в нравственной плоскости. В абсолютном смысле вряд ли, конечно, можно назвать людей полностью свободными. Лишь в своих решениях, важных или неважных, в выборе своих поступков они свободны; а в пожинании плодов этих поступков свободы может уже и не быть, от человека может уже и не зависеть то, что он выпустил из своего сердца в Ход Вещей.
Что касается предопределения – нет, «жёсткого», «кармического» предопределения «судьбы», в расхожем понимании этого слова, не существует. Бог, безусловно, знает итог жизни каждого из нас; по Своей благости Он может, не нарушая нашу свободу, «подталкивать» нас к тому, чтобы мы выбирали правые пути. Но зависит этот итог исключительно от того, как мы сами распорядимся нашей свободой, как сами проживём данную нам Богом жизнь.
– Слышал, что к Богу приводят страдания, скорби и болезни. Неужели для человека нет другого пути, чтобы поверить?
– Нет, конечно, далеко не всегда к Богу приводят страдания, скорби и болезни. Неисследованными путями люди приходят к Богу. Кому-то открывается красота Божьего мироустройства, и через неё человек возвышается к Творцу всего. Кто-то сознательно ищет Бога, потому что хочет найти смысл нашей жизни – и Бог Сам находит такого человека. Кто-то обращается к Богу от радости – радости бытия, творчества, семьи, любви. Кого-то Бог призывает непосредственно – сердца человеческого касается перст Божий, и ему не нужно уже никаких поисков и доказательств… Но перечисленные люди очевидным образом обладают, скажем так, неким религиозным талантом, для пробуждения которого достаточно очень немногого.
Большинство же людей, действительно, приходят к Богу через скорби. Это происходит оттого, что они сильно погружены в земной, материальный, видимый Ход Вещей, и чтобы человека из него «выдернуть», чтобы, образно говоря, он задрал свой подбородок к Небу, бывают нужны сильные средства. Вот это чаще всего мы и наблюдаем.
– В храме священник сказал, что вера – дар Божий. Так что, получается – кому Бог захотел, веру подарил, а другим нет?
– В принципе, по «большому счёту», именно так и получается. Но получается вовсе не потому, что Бог не хочет, чтобы и «другие» получили этот дар. Господь знает расположение сердца каждого; если Он видит, что человек может воспринять веру – Он даёт её. А кто не может? Тут дело в том, что могут, на самом деле, все. Не все хотят. Если человек действительно захочет иметь веру, будет просить Бога дать ему её – Господь рано или поздно, обязательно просветит сердце такого человека. Об этом решительно свидетельствует двухтысячелетний опыт Церкви, опыт Евангельской жизни и проповеди.
– Если Бог такой своевольный, непостижимый и непредсказуемый, то как можно в него веровать? Где гарантия того, что человек, однажды ставший на путь спасения своей души, дойдёт до конца? Ведь наверняка спасённые имели непоколебимое желание спастись, раз спасены были. Откуда берётся это желание?
– Вот в том-то вся и штука, что никакой гарантии нет. Путь спасения – это не составление компьютерной программы: если всё правильно заложено в начале и верно исполнено в процессе, то результат гарантирован. Такое понимание спасения решительно неверно (хотя и очень распространено).
Что значит «желание спастись»? У нас чаще всего это понимают, как – избежать ада и попасть в рай. То есть спасение целиком и полностью относится в загробную жизнь; а в этой жизни нам нужно помучиться ради этого, исполнять определённые действия и подвиги: поститься, в храм ходить, отбивать поклоны, читать молитвы о спасении себя и ближних, и т.п. Но от этого часто отталкивается искренняя человеческая душа, она чувствует в этом некую неправду. И верно чувствует. Во всём этом мало Бога. Получается, что нам нужно что-то от Него, но не Сам Он.
На самом же деле спасение – это общение с Богом, живейшее, реальнейшее, осознаваемое умом и испытываемое в чувстве повседневное, поминутное единение со Христом в Святом Духе. И тогда наша жизнь становится воистину жизнью. А в жизни обычно не бывает никаких особых «гарантий», но есть любовь, трезвость, порядочность – то, что человек проявляет по отношению к Богу и ближнему. Тогда и Бог становится по отношению к такому человеку вовсе не своевольным и непредсказуемым Абсолютом, но любящим Отцом и Другом. В ответ на любовь Божию появляется у человека желание – ни за что на свете не потерять эту драгоценную связь, но соответствовать ей, быть достойным её, трудиться ради приумножения её. Это и есть подлинное желание спасения, когда человек не об аде и рае всё время думает (хотя и не лишне вспоминать порой эти реалии), а о Христе, без Которого и земная жизнь становится пустой, бессмысленной и мучительной”.
Не лишает ли вера свободы человека?
<< На главную страницу Вопросы священнику >>
“Но перечисленные люди очевидным образом обладают, скажем так, неким религиозным талантом, для пробуждения которого достаточно очень немногого.”
Это говорит о том, что этим счастливчикам Бог Сам подарил религиозный талант: они такими были от рождения, ничего для получения этого таланта не сделав. Значит, остальные люди, не наделённые не по своей вине религиозным талантом, не виновны в неимении этого таланта. Значит, они вынужденно приходят к Богу через скорби и прочие неприятные вещи. Почти всё условно, в том числе и наша свобода: она весьма ограничена на самом деле, как мне кажется. Может, я не права, но иногда мне очень от этого грустно.
Наталья, вы не правы, нельзя так рассуждать. Бог дал каждому человеку свободу, свои таланты. Есть слова Господа, которые изложены в Евангелии от Луки, в 12 главе, 48 стихе: “И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут”. Святым людям Бог дал больше и с них и больший спрос. Многие из святых людей всю свою жизнь посвящали Богу, угождали Ему. Человек, который родился от людей очень верующих, святых (например, преподобный Сергий Радонежский родился от верующих людей, которые тоже стали святыми, преподобными). Преподобный Сергий превзошёл своих родителей по святости, он преумножил благодать Божию, и талант Божий во много раз, так как он любил Бога от всего сердца своего. Бывает, Господь даёт человеку очень много талантов и благодать Свою, а человек не ценит это и не преумножает, и даже теряет, и наоборот, человеку дано мало, но он, по своим стараниям, получил от Бога большую благодать. Приведу пример. Святой Засима родился от благочестивых родителей и всю свою жизнь посвятил Богу, жил в монастырях и в пустынях, но Бог открыл ему, что Мария, которая родилась от блудницы и сама много лет была блудницей, но потом раскаявшись и 35 лет живя в пустыни, стала его выше по благодати. Потому что ей было намного труднее молиться и подвизаться в пустыни, бес нападал на неё 17 лет, мучил её воспоминаниями прошлой жизни. Поэтому, каждый человек, который захочет спастись, может это сделать, если полюбит Бога и будет прилагать много усилий. Если мы сделаем всё, что будет в наших усилий и со смирением будем просить помощи Божией, то мы можем много достичь, а по призванию каждый человек должен стать святым.
Помоги Вам Бог!
Отец, Димитрий, благодарю Вас за вразумление. Мне ещё учиться и учиться. Спаси Вас Господи.
По поводу свободы – то есть люби Бога и делай что хочешь? Я правильно поняла? И если моё собственное, именно мной принятое решение согласуется с заповедями – то, видимо, я на верном пути?
Екатерина, вы верно поняли эти слова. Если человек будет любитЬ Бога, то он возлюбит и ближнего своего, так как в каждом человеке есть образ Божий, а значит человек исполнит все Заповеди, даже не зная их.
С Богом!