Беседы с батюшкой. Послеотпускная депрессия

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Ранее мы уже затрагивали тему отпуска на странице сайта Отпуск и досуг православного христианина. Сегодня, продолжая эту тему, размещаем выпуск передачи  “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, в которой речь пойдет о том, как прийти в себя после длительного отдыха.

Гостем телепередачи стал клирик Александро-Невской лавры протодиакон Иоанн Диденко.

окончание

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Нина Кирсанова
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня мы поговорим о послеотпускной хандре. Отец Иоанн, мы совсем недавно (я думаю, что многие телезрители помнят) беседовали о том, как православному христианину проводить отпуск. Но мы знаем, что, возвращаясь из отпуска, часто человек сталкивается с такой проблемой: хандра, плохое настроение и даже депрессия. Есть такое название даже: «послеотпускная хандра, послеотпускная депрессия». Что это такое, откуда это в нас берется? Почему одолевает нас такое состояние?

– Да, тема острая, и не только для православных, но и для мирян. Во всем мире это очень обсуждается в прессе, психологи очень много об этом говорят. И говорят такую статистику, что сорок процентов всех людей, возвращающихся из отпуска, подвержены конкретно этой послеотпускной депрессии. Есть даже история, когда пишут заявления об отпуске в послеотпускной период, потому что это жизненно важно. Действительно, такая проблема у людей есть, и надо понять ее причины, ее корень.

Протодиакон Иоанн Диденко

Мы с вами уже говорили, что каждый человек по-разному проводит свой отпуск в зависимости от своего темперамента, своего характера. Для некоторых важен активный отпуск, для некоторых – пассивный. Очень важно понимать, что отпуск – это отдых от труда. То есть от того, что для нас является трудом, мы должны отдыхать. Труд – это то, от чего мы устали. Если у нас труд умственный, мы должны отдыхать активным отдыхом: ходить, что-то смотреть, чтобы был калейдоскоп впечатлений. Если мы устали от общения с людьми, то надо побыть наедине с собой, собраться с мыслями. То есть надо предоставить себе противоположное, отпуск должен быть противоположный, но он ни в коем случае не должен быть связан с ленью. Потому что когда мы ленимся, мы не только свое тело повергаем в негу, но и душу, и дух – все это перестает работать, и у нас получается прямо психологическая яма, как психологи говорят – «психосоматическая», то есть связанная и с телом, и с духом, и с душой.

Поэтому когда отпуск неправильно проведен, тогда всегда есть постотпускной синдром, когда человек чувствует себя не очень хорошо. Он даже по приезде может заболеть физически, у него может подняться температура, у него может быть плохое настроение. От одной мысли о том, что он уже не на пляже нежится или не там, где он был, а что ему надо на работу, что ему надо в эту мирскую суету, он уже себя подвергает неприятным чувствам, ощущениям. И, конечно же, очень много людей на эту удочку попадается.

И тут надо понимать, что все зависит от нас. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Потому что как неправильно можно провести свой отпуск, так неправильно можно и выйти из него, и, соответственно, все в жизни поменяется. Ведь отпуск должен дать нам силы, энергию на какой-то большой срок, практически на весь год. Мы должны в отпуске сделать какой-то фундамент, чтобы потом на этом фундаменте строить свою жизнь, свою активность, свое общение с другими, личное и общественное время. Поэтому все зависит только от нас.

И первое, что советуют все психологи, это то, что связано с телом, с душой: пораньше приехать из отпуска, чтобы было какое-то время привычки к дому, к тому, что нам надо на работу. Прямо с самолета на работу – это очень неправильно. Когда мы приехали раньше, мы, во-первых, должны войти в свой режим: мы пораньше встаем, делаем что-то по дому, собираемся с мыслями, психологически готовимся на работу.

Ведь не секрет: когда мы уходим в отпуск, мы это время приближаем. Например, у нас до отпуска еще два-три месяца, а мы уже думаем, где мы будем купаться, где мы будем ходить. И мы этими хорошими чувствами, такими мыслями приближаем отпуск. Некоторые говорят: «Мы жили отпуском последние месяц-два». Соответственно, мы с большим удовольствием входим в отпуск и проводим его очень активно.

И так же надо сделать перед работой. То есть нам надо настроиться и найти в своей работе позитивные вещи: как хорошо, что у меня есть работа; найти хорошие плюсы в своей работе – общение с людьми, которые меня окружают; или это работа, которая мне нравится, которую я люблю; или это работа, за которую хорошее вознаграждение. Плюсов есть много. Если мы не найдем ни одного плюса, то тут уже надо задуматься: тем ли я занимаюсь, что мне надо и что мне полезно? Если мы не найдем ничего положительного, то это значит, что у нас какое-то серьезное состояние, которое называется депрессией, полным выгоранием, и об этом надо задуматься. Поэтому нахождение хороших, позитивных моментов нам очень поможет в том, чтобы мы хорошо встретили тот момент, когда приходим на работу.

Следующее. Не секрет, что когда мы меняем место жительства, когда уезжаем в другое место, происходит момент акклиматизации. И это зависит не только от природы, что, например, там жарко или ветер особенный. В первую очередь это зависит от воды, которую мы пьем (вода меняется, и наш организм соответственно на это реагирует), и от еды, которую мы едим, потому что мы едим другую еду и наш организм к этому привыкает. В период акклиматизации надо быть очень рассудительным, чтобы он прошел как можно проще для человека.

Та же самая акклиматизация происходит, когда мы возвращаемся домой откуда-то, где мы были. Даже если мы были в соседнем селе и приезжаем в город домой, у нас есть период акклиматизации. В этот период надо быть потише, особенно не активничать, быть спокойным, не переедать, ни в чем не переусердствовать, в первую очередь в лени. Ни в коем случае нельзя лениться, надо себе давать физическую активность. Если нам не хватает физической активности дома, мы должны больше ходить. И не просто ходить, а посмотреть на часы и сказать себе: я буду ходить два часа или три часа, а не просто двадцать минут. В ходьбе очень много хорошего: мы можем спокойно молиться, можем слушать в наушниках и святых отцов, и те рассказы, которые мы хотели прочитать, но не прочитали. Очень много полезного можно в ходьбе найти, а самое главное – это активность, и активность очень мягкая, то есть мы сразу не берем в руки железо, не качаем мышцы и какую-то очень активную динамическую зарядку не делаем. А ходьба и для сердца хороша, и тело приходит в тонус. Поэтому физические упражнения очень важны.

Что касается души и душевного состояния, то, во-первых, как я уже говорил, мы психологически должны готовиться к тому, что нас ждет работа, находить что-то позитивное, хорошее. И конечно же, нужно постараться быть в спокойствии и гармонии с собой, то есть понять, что никуда не денешься от того, что надо, и находить вокруг себя только хорошие вещи. Допустим, люди, с которыми я общаюсь: я с ними не общался, а сейчас я с ними общаюсь, и это очень хорошо; я вернулся к тем вещам, которые мне привычны, и можно получить удовольствие от того, что я пользуюсь этими вещами. Я ни в коем случае не говорю о телевизоре или компьютере, которые занимают время. Я говорю о полезных вещах, которые нас развивают: книги, общение с людьми, занятия спортом, творение добрых дел вокруг нас, там, где мы живем и там, где работаем. Соответственно, это все то, что делает хорошим наше настроение.

И третье, немаловажное – это духовный настрой. В данном случае духовники и психологи говорят об одном. Есть такой психологический термин «выйти из зоны комфорта». Это всегда неприятно. Мы все, люди, стараемся в любой ситуации создать себе зону комфорта, где нам будет комфортно. Даже если человек находится в серьезной ситуации, в зоне заключения в тюрьме, или где-то на севере, где очень холодно, он все равно найдет себе зону комфорта и сделает так, чтобы ему душевно было комфортно. И выходить из этой зоны комфорта очень сложно, потому что, во-первых, мы консервативны и нам очень важно держаться того, к чему мы привыкли. Во-вторых, у нас столько много гордости, что когда на зону комфорта кто-то покушается или когда нам нужно выйти из зоны комфорта, то это доставляет нам очень большое неуютное ощущение. И даже не просто неуютное ощущение, а иногда это бывает просто агрессия, когда мы и хорошими, и не очень хорошими методами эту зону комфорта удерживаем. Так вот, все психологи говорят, что человек, который находится в зоне комфорта, не развивается, а значит, у него не может быть гармонии, потому что развитие – это для нас главное.

О том же самом говорят святые отцы. Они не говорят про зону комфорта, они говорят о том, что нам во всем надо полагаться на волю Божию и всему радоваться. Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, обо всем благодарите: сия есть воля Божия о Христе Иисусе в вас». Мы знаем, что ни один волос с нашей головы без воли Божией не падает. Соответственно, за все, что посылает нам Господь, надо благодарить, потому что это все нам на пользу. И вот это глубокое не просто понимание, а ощущение всем своим естеством, что Господь мне это дает и мне это полезно, дает для человека очень хорошее полезное состояние – доверие воле Божией. Такое состояние может почувствовать человек, очень чуткий к своему духовному, душевному и телесному состоянию. Не секрет, если человек не понимает, что у него в душе происходит, то ему нет смысла заниматься духовной жизнью. Потому что вначале приди в себя душевно, стань нормальным, а потом уже ты будешь укреплять свой дух, свою силу воли.

То же самое и с телесным. Человек, который крепок душевно, который старается быть здоровым духовно, конечно же, занимается своим телом, потому что тело должно быть здоровым, для того чтобы человек мог делать много добрых дел. И если тело нездорово ­– слава Богу, мы тоже об этом благодарим, потому что всё от Бога и Господь нам посылает то или другое. Другое дело, когда мы сами свое тело делаем нездоровым, допустим привычкой к курению или неограниченному питию, – тогда это страшный грех. А вообще всё мы принимаем с благодарением.

Вот эта чуткость к своему духу, к своей душе очень помогает человеку в жизни: и в быту, и в отношении к другим, в первую очередь к самому себе. Потому что мы живем не одни, как правило, нас окружают люди: и очень близкие, и знакомые, и сослуживцы, соратники; и от нас очень многое зависит. Ведь если мы придем с не очень хорошим настроением домой или на работу, то очень много людей смутятся нашим состоянием: они не смогут работать, и мы таким образом провоцируем негативное состояние вокруг себя. То есть мы находимся не в раю (а Царствие Божие внутри нас есть – сказал Иисус Христос), а находимся в противоположном месте от рая, все понимают где.

И то, что у нас внутри, изливается на других, потому что мы постоянно чем-то делимся. И другие это чувствуют. И тогда, чтобы себя сохранить, они от нас отстраняются каким-то образом, закрываются от нас – это в лучшем случае. А иногда они начинают агрессивно себя вести по отношению к нам, потому что наше неправильное состояние, агрессия, вызывает неправильное состояние у другого человека. Получается взаимная агрессия, получается конфликт, который всегда приводит к каким-то разрушающим последствиям. Вот для чего очень важно отслеживать, чтобы у меня внутри все было хорошо, в том числе после прихода из отпуска, когда я иду первый день на работу.

– Это действительно очень важный момент, потому что в отпуске (если он удался) человек часто ощущает наполненность. И когда он возвращается в свои трудовые условия, то часто возникает такое ощущение, что очень быстро это выветривается, теряется, расхватывается, разворовывается. Каким образом пронести очень бережно, может быть даже через весь год, вот это впечатление?

– Один из богословов Русской Православной Церкви сказал недавно такие вещи: скажи мне, как ты провел свой отпуск, и я скажу, кто ты. То есть если ты человек несобранный и пошлый (он прямо так и сказал), то ты пошло проведешь свой отпуск. Сколько мы видим фотографий, на которых выпитые бутылки чего-то спиртного и человек (за ним – ничего) и подпись: я в том месте, я в ином месте, в пятом, десятом, но ничего об этом не свидетельствует. Тот человек может с таким же качеством проводить отпуск в своей квартире. И после отпуска он не просто не наполненный, а, наоборот, полностью разрушенный. Человек во время отпуска себя разрушил, поэтому чем он может поделиться?

Поэтому очень важно, чтобы отпуск был наполнением, чтобы мы были внимательны. Сейчас очень многие люди стараются почувствовать и запомнить свои ощущения, где они были. И это необязательно какой-то закат на красивом острове в Тихом океане, где потрясающие закаты. Ведь с таким же чувством закат можно встретить у себя в своем селе, в трехстах километрах от города, где полуразрушенная хата. Но важен не столько потрясающий закат, сколько ощущения, которые у меня есть. Вот эти ощущения мы принесем. И очень важно, чтобы эти ощущения в нас запомнились.

У нас был такой интересный случай. Мы с одним владыкой путешествовали по Афону, паломничали вдвоем. И я, как любитель фотографировать, старался все запечатлеть. А он мне говорит: «Слушай, монахи не любят, когда здесь фотографируют. Давай не будем фотографировать. Послушайся». Признаться, он меня вывел из зоны комфорта, потому что я люблю фотографировать и потом люблю смотреть красивые фотографии. Но я смирился до зела, как говорится, успокоился. И вдруг к концу дня я заметил, что когда я не стремился фотографировать, я стремился все запомнить и ощутить, что происходило, что вообще было. И я поразился, насколько это больше наполняет. Потому что когда ты пытаешься сделать фотографии, ты находишься весь в суете и не чувствуешь ситуации, не чувствуешь, что тебя окружает и какой тебе Господь подарил подарок.

И во время нахождения около недели на Святой Горе столько было прочувствовано, столько было радости! И в конце Господь еще и подарок сделал. Какой? Нам дали послушание возить одного американца. Владыка был за рулем, я рядышком, переводил. Мы ездили, американец все фотографировал, ему все разрешали, ему во все сокровищницы открывали двери (этот человек принимал православие, хотел креститься). Я ему предложил: «А давай фотографиями поменяемся». И он мне дал около двух с половиной тысяч фотографий, те, что он нафотографировал. Я не сразу посмотрел эти фотографии, а когда приехал домой, примерно через месяц.

Когда я начал их смотреть, у меня было неимоверное ощущение благодарности Богу: на Афоне я смирился, и вдруг я получил фотографии. Самая яркая из них – это когда мы подъезжаем к Афону, теплоход «Аксион эстин» открывает платформу, и мы стоим с этим человеком; то есть сам себя так не сфотографируешь никаким селфи. На всех богослужениях, где мы служили ночью в монастырях, этот американец фотографировал, и у меня теперь есть фотографии на память. Я понял, что Господь дал такой подарок, стоило только где-то смириться.

Это был пример ощущений. Очень важно, чтобы мы вынесли какие-то ощущения. И наполненность – это тоже ощущение. Ощущения бывают и негативные. И даже если с нами происходили форс-мажорные ситуации (а со многими людьми они происходят): на таможне нам задали не очень хорошие вопросы, где-то нам сделали какие-то замечания, где-то что-то нам не понравилось, – это можно воспринимать негативно: «Как это вы меня задеваете?», а можно воспринимать с юмором, что это такой случай, когда у меня будет что рассказать другим.

Я много путешествую, и у меня всегда есть такие случаи. Эти случаи потом можно рассказывать, и именно они являются изюминкой рассказа, и даже не просто изюминкой, а каким-то хорошим примером, как надо относиться к жизни – положительно, не обращать внимания на негатив. Наоборот, когда ты к человеку, который тебе сделал замечание или кому не понравилось твое поведение, относишься с душой, то у него меняется отношение, он тоже может перевести все на шутку, и таким образом сглаживается конфликт. Поэтому научиться вот такому отношению к нюансам, которые нас выводят из себя, – это тоже один из важных пунктов, которого мы должны достигнуть в отпуске. Мы должны показать себя: все-таки мы больше хорошо настроены или не очень?

И потом, когда мы делимся этими ощущениями, эти ощущения остаются у нас не просто надолго, а будут вспоминаться в течение жизни, и особенно те вещи, которые связаны с нашей духовной жизнью. Один из ярких писателей сказал: жалко человека, который сидит на красивой скале на берегу моря, смотрит на потрясающий, тихий, красивый закат, его сердце переполняется благодарностью, но он неверующий и благодарить ему некого. Жалко такого человека.

То есть когда мы благодарим Бога за все, что Он нам дает, соответственно – у нас все внутри преображается. И даже негативные или форс-мажорные случаи, которые с нами происходят по Промыслу Божию или попущению Божию, складываются у нас как положительный случай, который должен пойти нам на пользу. Более того, он может пойти на пользу не только нам, но и окружающим – тем, с кем мы этим поделимся.

– Если человека, когда он приступает к работе, все-таки одолела хандра, у него есть два варианта. Вообще не работать, зарыться в подушки и говорить: «Отстаньте от меня все», – этот вариант мы не будем рассматривать, оставим его в сторонке. Как быть: нырнуть с головой в работу, набрать на себя сразу, тем более что дел наверняка накопилось за это время, или же как-то постепенно включаться? Потому что кто-то, может быть, захочет забыться в жаре работы, а кто-то просто сломается под этим натиском. Как здесь быть, какие здесь могут быть варианты?

– Надо очень четко понимать, что совсем не работать нельзя ни в коем случае. Очень сложно, когда мы приезжаем и вдруг понимаем, что нам ничего не надо делать, никуда не надо идти, – это самое страшное. Тогда мы начинаем расслабляться, и все у нас становится неправильным. Все-таки нам надо войти в какую-то жизненную колею, потому что именно в колее поезд идет ровненько и не шатается. То есть не избегать… Потому что как христиане мы знаем, что если мы чего-то боимся, страшимся или что-то нам неприятно, надо идти именно туда и заниматься тем, что нам неприятно, с позитивным ощущением, с упованием на Промысл Божий, с благодарностью Богу, что это есть. Это первое.

Второе. Конечно же, в это время нельзя кидаться в крайности ни в коем случае. То есть не должно быть такого, что я осознанно беру на себя работу, потому что я обязательно сломаюсь. Организму надо обязательно дать переходный период. Допустим, психологи советуют выходить на работу не в понедельник, а в середине недели, чтобы немного дней оставалось до выходного. Ни в коем случае сразу не надо приходить на серьезные совещания, где нужно думать, напрягаться, потому что в голове еще отпуск и мы еще не настроились на работу. Поэтому первую неделю надо сделать себе спокойную, не нагружая себя работой, ни в коем случае не задерживаясь на работе, не перетруждаясь, находя во всем позитивные моменты. Допустим, я знаю, что после окончания работы дома меня ждут фотографии с отпуска или какое-то общение с друзьями. В выходные дни нужно не пролениться, а сделать их активными: куда-то пойти. После посещения храма можно придумать себе что-то интересное: пойти туда, куда давно хотел пойти, но не ходил. Соответственно, эти периоды должны быть мягкими. Нельзя никогда впадать в крайности: или полной лени, или полной занятости, когда внутри у меня может быть бардак, смешение и ничего понятного, не будет гармонии.

И самое главное, сохранить в себе особенные чувства – это спокойствие, радость. Мы должны готовиться к каждому шагу. Если я знаю, что мне завтра на работу, то я постараюсь это сделать, преодолеть с радостью и чувством спокойствия. Если меня на работе ждут какие-то неприятные известия (а бывает и такое очень часто), то мне надо принять их, во-первых, со спокойствием, во-вторых, никогда не делать преждевременных выводов и действий. То есть надо дать себе время успокоиться (это может быть от пятнадцати минут до часа или суток или даже нескольких суток), для того чтобы спокойно воспринять то, что произошло, с этим смириться и найти выход из этой ситуации, именно в спокойствии. И затем уже принимать какие-то серьезные решения, то есть нужно немножко отодвинуть это время. То есть все хорошо в меру, но самое главное – внутренние качества: спокойствие, радость, рассудительность и наполненность.

– Сегодня довольно часто бывает так, что человек работает постоянно, даже и в отпуске, потому что технологии позволяют: телефон, Интернет. Говорят: «Знаешь, есть проектик, ты подумай о нем на досуге, все равно делать нечего будет в отпуске. На пляже с компьютером посиди, поразмышляй». И человек вроде как и отдыхает, но, с другой стороны, уже постоянно находится во власти этих мыслей, от которых можно, конечно, отказаться, но нельзя, не получается. Как быть в таком случае, когда у людей не то чтобы ненормированный график, но в силу своих рабочих обязанностей он даже в отпуске вынужден решать какие-то вопросы? Как не выгореть, не впасть в состояние тоски из-за того, что вымотанность наступила и так далее?..

– Надо сказать, что отпуск – это не просто состояние тела, отпуск – это состояние души в первую очередь. И конечно, человек, который работает в отпуске и делает свою обычную работу, он в отпуске не находится, он просто телом перенесся в какую-то другую страну или полосу Земли, но он работает. И неважно, находится ли он в заснеженной квартире где-нибудь на севере, или в южной стране, где за окном слоны ходят, – состояние души у него рабочее, он работает. И здесь есть некоторое противоречие с понятием отпуск. Все-таки отпуск и отдых – это наполнение себя таким путем, что я заменяю обычные дела другими делами. То есть я что-то делаю, я не ленюсь, но это должны быть другие дела.

Конечно же, обстоятельства бывают разные. Бывает, что вся семья должна поехать, и ради семьи, ради детей, жены муж едет, но занимается там работой – это его личный вопрос, его личные проблемы. И муж правильно сделал, что поехал, чтобы семья его не потеряла, потому что если бы он не поехал, это было бы хуже, чем если он с ними, но работает. Так что по-разному бывает. Но подход должен быть таким: если у меня работа связана с тем, что я много читаю и анализирую, то я должен себя в отпуске от этого избавить, я уже не должен анализировать, а должен отдохнуть именно от этого. И в этом смысл, суть всего отпуска. Поэтому поступать надо очень разумно.

На самом деле очень важно не просто подготовиться к отпуску, а понимать: что я хочу, будет ли мне это полезно? Еще один очень важный момент. Допустим, когда мы уезжаем на юг, где будет море, знаем ли мы технику безопасности, учим ли мы ее? Когда мы садимся в самолет, нам эту технику безопасности проводники рассказывают и даже показывают. Кто-то слушает, кто-то не слушает, кто-то с юмором к этому относится, а ведь как это важно! У меня в жизни происходят очень серьезные перемены, и может произойти все что угодно. Из новостей, которые проникают везде, мы знаем, как много случаев, когда люди физически как-то страдают от отпуска, допустим отравились или произошли какие-то другие вещи; бывает, что человек даже умирает, находясь вне дома. Это страшные вещи, но такое есть.

– Отец Иоанн, простите, у нас есть звонок от телезрителей. Давайте на него ответим, а потом продолжим.

– Вопрос телезрительницы: «Мы с мужем сейчас находимся в отпуске на море. У нас двое маленьких детей, и они каждый день так сильно капризничают, что мне кажется, у нас уже сейчас началась депрессия, которая многим светит после отпуска. Детям три года и два года. И сейчас отпуск – это работа, которая намного сложнее, чем настоящая работа. Мы бы хотели попросить у Вас совета, как все-таки справляться с детьми во время отпуска и как после такого отпуска приехать неопустошенными?»

– Этот вопрос как раз продолжение моей темы, что отпуск с детьми – особенный, его обязательно надо продумывать. И поскольку родители знают своих детей, их наклонности, то они должны понимать, что там будет и какие опасности их подстерегают. Это во-первых. Когда мы меняем климатические условия, мы знаем, что у ребенка полная акклиматизация проходит 21 день, то есть он не успевает отдохнуть, а опять нужно возвращаться назад. Солнышко, море… И здесь совет: не впадать в крайности ни в коем случае. Потому что стоит ребенку на десять минут больше перегреться на солнышке, и уже он болеет, уже он капризничает; чуть наглотался воды или перебаловался в море – и уже с ним что-то не так. Особенно когда у ребенка такой возраст, два-три годика, когда они свое внутреннее состояние, когда у них что-то болит или что-то не так, выражают именно таким капризничанием или плачем.

Поэтому, во-первых, надо делать профилактику: надо знать, куда мы едем, и, соответственно, очень четко обозначить внутри семьи положение: что мы будем делать? Понятно, что на пляже мы находимся с 7 до 9 утра и никак не позже; и еще выходим на пляж с 17 до 19 часов. Днем мы на солнце не находимся ни в коем случае, мы находимся в тени. Соответственно, мы ищем такие места отдыха, где мы находились бы в тени и это было бы безопасно. В море мы не заплываем далеко без старших, купаемся не более семи-десяти минут и по первому требованию сразу же возвращаемся на берег. В море мы не балуемся, не кричим, что мы тонем, никого не «топим» – это очень важные вещи.

В принципе, правила поведения в отпуске можно найти в Интернете, очень много об этом написано, не стоит это сейчас перечислять. Но важно обновить это у себя в голове и поговорить об этом с домашними. Очень хорошо, чтобы глава семьи был подготовлен к отпуску, чтобы рассказал, куда мы едем, какие там особенности, какие особенности будут у нашего отдыха: мы будем купаться, лежать и кушать или будем ходить, интересоваться чем-то, как-то развиваться. Очень важно, чтобы это приняли все члены семьи, то есть это должен быть семейный диалог. Все члены семьи должны понимать, куда они едут, чтобы потом человеку, которому что-то не нравится, сказать: «Ты же согласился с этим, мы об этом с тобой говорили. Соответственно, теперь мы так и отдыхаем». То есть профилактика – это первое.

Второе: что делать, когда уже такое происходит? Конечно же, надо обращать большое внимание на физическое состояние, особенно у ребенка. Потому что если он капризничает, это может быть повышенная температура, какое-то отравление, нужно смотреть на реакции ребенка. Каждая мама знает какие-то секреты своего ребенка, где у него хорошо, где не очень хорошо. И не нужно стесняться обращаться к врачам-профессионалам – это очень важно. Потому что очень много моментов в местности, которой мы не знаем. Допустим, на юге, где теплое море, очень много разных инфекций и эту инфекцию можно подхватить. И если вовремя ее не заметить, она может дать большой побочный эффект. Соответственно, лучше сразу это предотвратить. Поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку и к своему состоянию и консультироваться. Хорошо, если есть друг – семейный врач, которому можно позвонить, спросить, а он уже скажет, нужно ли обратиться к местному врачу или еще что-то. Это очень важно – быть осторожным, чтобы какой-то неразумный отпуск потом не сделал шрам на всю жизнь.

В случае, когда дети балуются… Есть разная культура воспитания детей. К примеру, в Европе совершенно спокойно относятся к тому, что дети шумят, балуются; там даже с маленькими грудничками совершенно спокойно ходят в рестораны и не боятся, очень много летают в самолетах. Кстати, перелет в самолете – это особенный стресс для ребенка, его надо научить очень многим секретам: как продуваться, когда меняется давление в самолете, как себя вести во время подъема и спуска самолета и так далее. Все это надо говорить и следить за своими детьми.

В отпуске, когда на нас, на семью, смотрит очень много разных глаз, нам хочется, чтобы у нас была примерная семья, и хочется, чтобы все вели себя хорошо, но дети есть дети. И можно договориться обо всем. К примеру, когда мама с кем-то разговаривает, ребенок подбегает и говорит: мама, мама, я то-то и то-то хочу. Можно договориться с ребенком, что он никогда не перебивает маму, когда она говорит со взрослыми, а просто подходит, тихо кладет свою ручку маме на руку. Значит, мама понимает, что ребенок что-то хочет. И она закончит разговор и сможет с ним пообщаться. Вот таких секретов семейной жизни очень много. Самое главное, с ребенком договариваться. Не ругать ребенка из-за того, что он что-то не так сделал. Потому что если он что-то не так сделал, в этом на самом деле виноваты родители, родительское воспитание. Ни в коем случае самому не выходить из себя, не гневаться – все это страшные вещи, которые испортят не только отпуск, но и полностью семейное состояние, семейную гармонию. Нужно быть в спокойствии, решать со второй половинкой, что делать, и договариваться. Таким образом, когда все проговорено, закончится все совершенно спокойно.

Немаловажно понимать, что отпуск и совместное времяпрепровождение должны объединить семью. Потому что очень часто в быту, когда мы дома, семья даже вместе не кушает, потому что у детей уроки, у мамы хозяйство, у папы работа. А вот в отпуске совместное провождение времени: совместная еда, совместные впечатления, когда мы можем поделиться впечатлениями. Что может быть лучше вывести ребенка к морю, или в лес, или где мы находимся, или посмотреть на вечернее небо и спросить: «Что ты сейчас видишь? Какие у тебя сейчас ощущения?» И с этого начать складывать фундамент нормального семейного диалога, когда мы делимся своими впечатлениями, а в первую очередь делимся радостью. Потому что негативными впечатлениями очень легко поделиться, и здесь недалеко до осуждения. А вот поделиться радостью, поделиться своим внутренним наполнением – это является основой семьи. И это должно быть в отпуске; на это надо обратить внимание, и это надо даже сделать специально. Многие могут этого избежать, потому что это труд, а мы не очень любим трудиться, особенно папы иногда…

– Устают.

– Или говорят, что они устают. И здесь очень важно, чтобы договорились и сделали такой труд – труд общения со своей второй половинкой и со своими детьми.

– Когда люди уже в отпуске, с чего начать – с этого договора между собой? Потому что я так понял, ситуация такая, что люди ощущают себя уставшими сейчас, и когда эта семья вернется в город, то, конечно, это ощущение усталости может сохраниться. Как здесь быть? Как ее преодолеть?

– Договор – все-таки это душевное общение. А в первую очередь надо посмотреть на телесное здоровье: не повышена ли температура, какое состояние у ребенка, спросить у него, что у него болит? Это всегда первое. Мы знаем, что мы все люди слабые и здоровье всегда нас подводит. И уже второе – это найти такой диалог. Когда с ребенком есть диалог, общение, то отношения строятся уже по-другому. Если детям дать где-то слабинку, они начинают манипулировать родителями. Если они увидят, что в обществе, когда они начинают плакать, что-то просить и им это дадут, то ребенок всегда будет в обществе плакать, просить и истерить.

А если он увидит, что он истерит, плачет, но ему не дают того, что он хочет, тогда он будет искать другие пути, но так делать уже не будет. Соответственно, не надо идти на поводу у истерик ребенка или когда он плачет. Иногда можно дать время, чтобы он переплакался, сам успокоился, и после сказать: «Вот теперь, когда ты успокоился, давай мы с тобой пообщаемся. Так, что ты хочешь? Скажи мне, пожалуйста».

Это как у владыки Антония Сурожского. Он рассказывал, что когда был маленький, играл в комнате, потом бабушка ему говорит: «Пойдем покушаем». Он встает и говорит: «Да, пойдем». Бабушка говорит: «Ты убери игрушки, а потом пойдем кушать». Он говорит: «Нет, я приду, еще поиграю». Бабушка говорит: «Нет, ты убери игрушки, а потом мы пойдем кушать». А он говорит: «Нет, я еще поиграю». Бабушка спокойно встает, закрывает дверь изнутри и говорит слугам: «Мы придем попозже». Потом садится и говорит: «Пока ты не уберешь игрушки, мы кушать не пойдем». Владыка был мальчиком вредным, он продолжал играть. Но голод не тетка, берет свое, кушать хочется. Он говорит: «Бабушка, я хочу кушать». Таким образом, два часа он не убирал игрушки, потом спокойно их убрал. Бабушка совершенно спокойно говорит: «Какой ты хороший мальчик, ты все сделал как надо, теперь пойдем покушаем». Вот с этого спокойствия должно начинаться наше общение с ребенком, в том числе и в отпуске.

– Отец Иоанн, у нас остается несколько минут до конца передачи. Какие-то советы, рекомендации от Вас на первое время тем, кто сейчас как раз возвращается из отпуска или уже вернулся: что сделать, чтобы сохранить полноту, которая осталась, и чтобы была радость, самое главное?

– Во-первых, конечно же, почувствовать эту полноту, что душа и тело наполнились. То есть я понял, что я отдохнул физически, я понял, что набрался сил душевных, и я понял, что духовно я тоже стабилен. Если кто-то еще этого не нашел, то надо об этом подумать и встать на этот путь.

Во-вторых, надо быть чутким к своему состоянию, посмотреть, что меня тревожит, и докопаться до сути. Как правило, по сути, это моя гордость, то есть чем-то я неудовлетворен. Соответственно, решить все эти вопросы, чтобы не было неудовлетворения, чтобы я был счастлив, радостен и с благодарностью к Богу за все то, что произошло.

В-третьих, если со мной произошли какие-то неприятные ситуации, еще поразмыслить о них и перевести эти неприятные ситуации в положительную сторону или подойти к ним с юмором. Они неприятны потому, что задели нашу гордость, опять-таки – только из-за этого. Нужно понимать, что эту ситуацию Господь нам дал для чего-то, соответственно – надо сделать выводы и в следующий раз так не делать, не попадать в эту ситуацию.

В-четвертых, настроиться: мы хорошо отдохнули, сейчас мы приведем в порядок себя и все вокруг себя, в своем доме, и завтра (или в ближайшее время) нам на работу. Соответственно, настроиться на работу, чтобы с радостью встать утром, зная, что на работе будет очень много радостного: я увижусь и пообщаюсь с коллегами, сделаю свою любимую работу, я наконец-то войду в колею и буду чувствовать себя в этой колее хорошо, у меня жизнь наладится, и я вообще рад, что у меня есть работа и так далее. То есть понять, что я – наполненный человек, что я душевно спокоен.

И за все это искренне поблагодарить Бога. Помним, что сказал Феофан Затворник: «Сколько бы много добрых дел мы ни сделали за день, сколько бы много молитв и акафистов мы ни прочитали, но если мы искренне с Богом не пообщались, то день для нас прошел напрасно». Соответственно, от всего сердца, от всей души доверить свою жизнь Богу, помолиться Ему и понять, что мое духовное общение с Богом, моя духовная жизнь является фундаментом моей жизни, а потом уже душевное равновесие, спокойствие, телесное здоровье и все мои добрые дела, которые я делаю.

– Спасибо Вам, отец Иоанн, за сегодняшнюю беседу. Я надеюсь, то, о чем мы говорили, было очень полезно нашим телезрителям. Очень здорово, что у нас с Вами получается такая линия: сначала мы с Вами говорили об отпуске, сейчас поговорили о послеотпускной хандре. И я думаю, можно анонсировать, что осенью мы поговорим еще о таких явлениях, как депрессия, тоска и уныние, потому что осенью этот разговор как раз будет очень актуален. Поэтому, дорогие друзья, вы можете оставлять свои вопросы в социальной сети «ВКонтакте» под этим видео с сегодняшней передачей или под анонсом следующей передачи. Мы постараемся на ваши вопросы обязательно ответить в нашей следующей передаче по такой непростой и важной теме.

Окончание

Беседы с батюшкой. Отпуск и досуг православного христианина

Лень является ли грехом?

На главную страницу сайта - Семья и Вера