Беседы с батюшкой. Библия в нашей жизни

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Перед Вами очередной выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, посвященный главной книге всего мира – Библии.

Гостем телепередачи стал иеромонах Димитрий (Самойлов), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Передача из Санкт-Петербурга.

заглавие, линия

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Наталья Коваль
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Окончание, линия

– Сегодня тема нашей беседы «Библия в нашей жизни». Отец Димитрий, я знаю, что Вы руководите детской воскресной школой Александро-Невской лавры. Хотелось бы узнать, как в вашей школе проходит изучение Священного Писания.

– Библия является для нас действительно мировым «бестселлером». Ежегодно она издается миллионным тиражом, и для православных христиан, особенно для учащихся воскресной школы, имеет особое значение. На наших уроках мы изучаем Книги как Ветхого, так и Нового Завета. Для нас очень важно, чтобы дети не только смогли получить теоретические знания, но и применить их на практике. Для этих целей мы используем метод анкетирования: после окончания богослужения учащимся предлагается некий опросник, включающий, например, такие вопросы: кто служил литургию, какой батюшка; о чем читалось Евангелие; на какую тему была проповедь; основные мысли данной проповеди и тому подобное. Потом уже мы видим, насколько ответственно ученик подошел к изучению данной темы, и наглядно можем понять, явились ли те семена добра, которые мы посеяли за богослужением, добрыми всходами в его сердце. Поскольку ребенок еще не может в равной степени со взрослым воспринять высоту духовного слога, содержащегося в Библии, для него очень важна адаптированная речь.

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

На память приходит один случай. Мне довелось как-то служить в неделю, когда читалось Евангелие о добром самарянине. Я долго готовился, поскольку хотелось, чтобы мои слова были понятными и в то же время назидательными и нравоучительными. Когда мы дошли до момента, сколько же все-таки средств потратил добрый самарянин на несчастного, попавшего в руки разбойников, я сказал, что пребывание в той гостинице соответствует нынешней оплате трех,– четырехнедельного курса в каком-нибудь элитном реабилитационном центре. Надо сказать, дети настолько уловили эту изюминку, что практически все отметили это в своем ответе. Вот такие, может быть, несколько неординарные с точки зрения дидактики методы приходится использовать в нашей детской воскресной школе. Дай Бог, может быть, кто-то и заинтересуется таким опытом.

– Действительно, очень интересный опыт. Получается, что довольно большой процент детей из тех, которые слушают курс, понимают, о чем говорится в Писании, а тому, кто чего-то не уразумел, все разъясняется в проповеди, верно?

– Да. Не все в равной степени могут воспринять информацию, содержащуюся в Книгах Священного Писания, но для нас очень важно, чтобы дети, которые приходят в воскресную школу, смогли, как я уже сказал, не только на теоретическом, но и на практическом уровне обогатить свои знания. Вот, например, в прошедшее воскресенье мы венчали наших выпускников, которые познакомились именно в стенах нашей детской воскресной школы. Я считаю это для нас величайшей наградой!

– Слава Богу! Очень радует, когда молодые люди находят друг друга в храме или в воскресной школе и образуют потом православные семьи. Дай Бог, чтобы таких примеров было как можно больше. Отец Димитрий, а какие пособия для обучения детей используются в вашей школе? Ведь начинать читать Священное Писание в его полном своде для детей, наверное, тяжеловато. Есть у вас какие-то адаптированные детские пособия?

– Самым лучшим, на мой взгляд, учебным пособием для семьи и школы является Закон Божий в редакции Серафима Слободского, поскольку начиная с Книги Бытия на самом удобном понятийном уровне объясняется практически все, что Господь хотел преподать человеку: от творения мира и человека до пришествия Спасителя в этот мир и момента Его славного воскресения и вознесения. Здесь очень важно, что не только дети, но и взрослые смогут почерпнуть для себя массу полезного и интересного.

Сразу браться за Книги Ветхого Завета, без подготовительного пособия, очень сложно. Многие, особенно новоначальные православные христиане, приходя в храм, начинают истово приобретать в церковной лавке литературу, пытаясь обогатиться этими книгами, но не всегда могут всё уразуметь, не владея достаточным понятийным аппаратом. Очень важно делать все постепенно: как младенец от молочной пищи переходит к более твердой, так нужно в этом вопросе поступать и нам.

В изучении Книг Священного Писания нам помогли бы работы такого замечательного библеиста прошлых лет, как Александр Павлович Лопухин (который, кстати, похоронен именно у нас, в Александро-Невской лавре), а также массы других исследователей. Ведь Книг Священного Писания огромное количество – тридцать девять Книг только Ветхого Завета! Так что неподготовленному человеку сразу браться за такие высокие, богодухновенные Книги очень сложно. Многие начинают даже испытывать некое отторжение и говорить: «Я ничего здесь не понимаю, все так сложно написано, поэтому не буду никогда больше за это браться». Для этого и существует Священное Предание, которое святые отцы именуют ключом к разумению Священного Писания.

Изначально святые мужи не ставили перед собой цели записать все божественные глаголы: полнота Духа Святого наполняла их умы, души и сердца, и они передавали все то, что Господь влагал в их сердца из уст в уста. То, что Господь открывал через пророков для нашего назидания и вразумления, и было Откровением. Бог есть Любовь и исключительно из Своей благости промышляет о нас, для того чтобы мы обожились и воссоединили ту единственную связь человека с Богом, которую, к сожалению, утратили в раю. Ведь слово «религия» и переводится как «восстановление связи». И именно к этому призваны Книги Священного Писания, чтобы мы, напитываясь этой божественно й духовной пищей, смогли одухотвориться, наполнить свою жизнь подлинным христианским смыслом.

– Вы заговорили о Предании, и возникает такая мысль: изначально никакого Писания не было, а было только Предание, потом появилось святоотеческое Предание с толкованием и различными размышлениями над Священным Писанием. Представим себе, что сегодня вдруг по каким-то причинам Библия исчезла из нашего обихода, из нашей жизни. Смогли бы верующие люди, которые должны каждый день молитвенно и осознанно приступать к чтению Библии, снова восстановить этот текст?

– Наверное, самый сложный вопрос, который можно назвать риторическим: а приступаем ли мы ежедневно к чтению Книг Священного Писания, имеем ли мы такую потребность? Все дело именно в этом. Безусловно, если человек живет согласно этой традиции, прочитывает хотя бы по одной-две главы из Книг Ветхого и Нового Заветов, апостольских Посланий, постоянно вращается в атмосфере божественного слова, я думаю, такой человек невольно в своем сердце будет сохранять эти глаголы и, конечно, сможет применить их в жизни, созидая вокруг себя добро и совершая дела, преисполненные любви к ближним. Ведь это и есть то главное, что человек должен сделать в своей жизни в этом мире. Господь призывает нас к совершенству, но прежде всего мы должны усовершить с вое сердце, а потом уже, посредством этого, усовершить и окружающую нас действительность. К этому мы и должны подвигать себя каждое утро, неустанно вставая на молитвенное правило: в монастыре – на братском молебне и полунощнице, в своих кельях и у себя дома… Везде мы непрестанно должны совершать душеполезное чтение этих божественных Книг. Дай Бог, чтобы они отразились в нашем сознании! И если вдруг (гипотетически, как Вы сказали) они по какой-то непредвиденной причине исчезнут, мы смогли бы передать их из уст в уста, как это делали в свое время святые мужи.

– Но предположим, я нахожусь в таком месте, где у меня нет доступа к Закону Божьему, к книгам святых отцов и под рукой оказывается только Библия. Я увидел ее первый раз в жизни и впервые открываю… Пример этот типичный, часто человек впервые знакомится с Библией, случайно обнаружив ее дома на книжной полке (может, это Библия его родителей, а может, кто-то когда-то ее подарил). С чего начинать чтение в таком случае? С Ветхого или Нового Завета? Может быть, есть какая-то конкретная Книга, с которой лучше всего начать чтение, которая явилась бы «краеугольным камнем»…

– Началом начал… Вопрос понятен, и я могу ответить на него примером из жизни митрополита Антония Сурожского. Будучи нецерковным человеком, он воцерковился, открыв Книгу Евангелие от Марка. Именно это Евангелие полностью перевернуло всю его жизнь, дало толчок для изучения последующих Книг. Весь процесс становления его как пастыря произошел именно после чтения Евангелия от Марка – самого коротенького, самого емкого и динамичного.

Для новоначальных я бы предложил начать изучение Библии с Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов. Изучая Библию в такой последовательности, мы с самого начала сможем ознакомиться с историей первой Церкви: как она претерпевала муки своего рождения, как устанавливалась, как проходил первый Апостольский Собор и так далее. Конечно, сложно говорить и рассуждать о вещах, оторванных от реалий, но если бы вдруг случилось так, что мы действительно лишились бы каких-то вспомогательных средств, могущих нам помочь в изучении Священного Писания, думаю, на таких примерах можно было бы вполне развиться и обогатить свои знания в области библеистики.

– В литературе, музыке, кинематографе можно найти множество религиозных мотивов, которые заставляют души людей трепетать и меняться к лучшему. Мы знаем массу примеров верующих писателей, очень хороших кинофильмов, высокодуховной музыки, не только церковной, но и классической. Может ли знакомство с таким творчеством послужить последующей мотивацией для изучения Священного Писания?

– Конечно! Дело в том, что любое творчество есть подтверждение в нас образа Божия. Сама по себе способность к творчеству – это не что иное, как сотворчество с Самим Богом. Посредством музыки, литературы, живописи художник устанавливает как бы мостик с горним миром. Рисуя красоту божественного мира словами, красками, нотами, он пытается донести до слушателя, зрителя прежде всего то высокое и духовное, что содержится в его сердце. А эта духовность как раз и есть не что иное, как присутствие Бога в человеке, и именно здесь, в творчестве, невозможно обойтись без молитвы, участия в литургической жизни Церкви, без исповеди и Причастия.

Совсем недавно мы почтили память нашего замечательного, выдающегося р оманиста Федора Михайловича Достоевского, который являлся примерным прихожанином Русской Православной Церкви. То же самое можно сказать и о множестве других писателей, композиторов, музыкантов, которые в молитве черпали свои творческие силы и дерзновение, посредством которых смогли донести свои переживания до окружающих, являясь фактически златоустами своего времени. Замечательный композитор и музыкант современности митрополит Иларион (Алфеев) в своей оратории «Страсти по Матфею», Рождественской оратории и во множестве других своих произведений открывает (особенно для новоначальных) таинственный мир Церкви. Дай Бог, чтобы формы этого творчества были самыми разнообразными, поскольку мир сейчас очень ожесточился против Церкви (в Интернете мы находим постоянные вбросы, накладывающие негативный отпечаток на образ Церкви), и дай Бог, чтобы через эти позитивные примеры люди одухотворялись, нравственно перерождали свои души и сердца. Может, со временем они переступят церковную ограду и станут прихожанами какого-нибудь храма, найдут и духовника-путеводителя своей духовной жизни, и самое главное – покой в своем сердце. Это и будет, наверное, главной встречей со Христом. Дай Бог, чтобы Христос всегда был с нами, а мы были Его явными и видимыми свидетелями.

– Не секрет, что сегодня люди не только слушают чтение Библии за литургией, но и, подобно тому как Священное Писание изучается в воскресной школе, изучают его на своих приходах. Известен ли Вам такой опыт изучения Библии?

– Да, существует множество всевозможных опытов изучения Библии на приходах, но, пожалуй, самым распространенным является метод изучения Библии в группах прихожан, поскольку сам по себе приход – это единодушное сообщество верующих того или иного храма. Каким образом это все организовать, как люди будут общаться после богослужения, зависит, конечно, от настоятеля прихода – сумеет ли батюшка объединить всех своим примером или нет.

Мне приходилось много раз бывать за рубежом, и я видел (например, в Греции и Черногории), как дружно там живут общины, как священник готовится к встрече со своей паствой после каждого богослужения. На трапезе – обязательное присутствие кофе и каких-то легких закусок и, конечно, непосредственная беседа, уже за стенами храма. Здесь как раз и есть самая непосредственная и благодатная атмосфера для изучения очень высоких богословских вопросов и в то же время для сближения группы единомышленников, которые и именуются приходом. Ведь зачастую прихожане даже не знают друг друга по имени! Для нас очень важно, чтобы единодушие было основополагающим в изучении текстов Священного Писания, поскольку тогда мы будем прославлять Бога «едиными усты и единым сердцем».

Все знают, что сколько людей – столько и мнений, и мне сложно озвучить, к какой именно практике изучения Священного Писания следует обратиться. Существует множество учебных пособий, разработано множество учебных программ, но еще раз хочу сказать: самое главное – иметь любовь и единомыслие. Тогда не будет возникать (как иногда бывает особенно у вновь пришедших в храм) этой чрезмерной дерзости, когда человек, стремясь блеснуть своими познаниями в той или иной области, начинает засыпать батюшку лишними и ненужными вопросами. Нам важно, чтобы все участники учебного процесса в равной степени могли напитаться божественными глаголами, а не только какие-то отдельные личности… Вы уж меня извините, но не мог не заметить по этому поводу.

– Мы знаем, что каждому человеку необходим какой-то пример. Существует множество книг, в которых люди рассказывают о своем пути к Богу или о своем опыте чтения Священного Писания. Может быть, Вы поделитесь с нашими телезрителями своим опытом? Что Библия значит лично для Вас? Когда Вы впервые взяли ее в свои руки? И так как Вы – священник, ясно, что до сих пор не выпустили из рук.

– Впервые я встретил эти сакральные буквы в одном замечательном слове, знакомом каждому школьнику. Это слово «библиотека». У меня сразу невольно возник вопрос: а что такое «библиотека», что значит это слово? Именно эти сакральные буквы, содержащиеся в слове «библиотека» («библия» – в переводе с греческого означает «книги»), наверное, и явились для меня началом моей пастырской деятельности. Когда я впервые открыл Закон Божий, то обнаружил, что просто не могу оторваться от этой книги: все было настолько просто и понятно! Такое, знаете, радостное, благодатное чувство присутствия Духа Святого, когда понимаешь самую суть вещей. Мне кажется, я испытал тогда чувство сродни состоянию Адама в раю. Пожалуй, это и было моим сокровенным опытом изучения Библии и Закона Божьего. А потом, когда я перешел уже к более сложным статьям и повествованиям, еще одним открытием для меня явилось то, что почти все величайшие ученые были людьми верующими. Я впервые осознал, что наука, в принципе, не отрицает Бога, а, наоборот, доказывает, как премудро Господь все устроил в нашей жизни.

Дай Бог, чтобы кто-нибудь, посмотрев нашу передачу или услышав какие-то другие беседы батюшек, смог переоценить свою жизнь и увидеть в Священном Писании те сокровенные строки, которые смог бы положить в свое сердце и которые стали бы для него самыми главными. Ведь важнее Священного Писания и Священного Предания не может быть ничего в жизни верующего человека. Господь открывает Себя посредством Своего слова. Он дает нам путь спасения, наставляет на этот единственный и верный путь. Дай Бог, чтобы мы его держались и всякий раз напитывали свою душу божественными глаголами; становились добрее, светлее и, самое главное, мудрее. Чтобы Господь пребывал в нашем сердце и мы всегда ощущали Его присутствие. Это очень важно!

– Прочитав пусть даже не всю Библию, а только некоторые Книги Ветхого Завета (например, Пятикнижие Моисеево, исторические Книги) и хотя бы одно из Евангелий Нового Завета, многие замечают одну удивительную особенность, которую современным языком можно охарактеризовать как гипертекстуальность. То есть все собрание святых Книг пронизано как бы ссылками (или отсылками) то в одно, то в другое место Священного Писания. И это при том, что все Книги, входящие в Библию, были написаны в разное время, разными людьми, которые друг друга, естественно, не знали, так как жили в разные эпохи.

Изначально не было и никаких разбивок на стихи, не было параллельных мест, а просто отдельные Книги, которые далеко не все могли даже прочитать, не всем это было доступно. Многие могли слышать только разговоры о том, что где-то есть такая Книга, или слышать только некие фрагменты, которые кто-то запомнил и потом пересказал. Каким образом получилось так, что Библия пронизана таким удивительным единством текста? Как удалось собрать все эти Книги в одну, удивительно целостную Книгу под названием Библия?

– Ответ на Ваш очень грамотно и методично выстроенный вопрос очень прост: все Книги Священного Писания были написаны в Духе; все авторы были духоносными мужами, и в этом заключается универсализм Книг Священного Писания. Никто ни с кем не договаривался, каждый писатель говорил с народом именно в свое время и на удобном для своего народа языке. Господь, посредством пророков, открывал то необходимое, что нужно было знать народу в тот момент. Это, пожалуй, является основным и краеугольным камнем: Господь дает нам как бы в меру нашего развития – то есть открывает те духовные вещи, которые мы в состоянии уразуметь и которые, не отторгая, смогли бы применить в своей жизни. И мы видим, что в большинстве случаев, посредством слова, пророки обличали свой народ, ведь пророк не только тот, кто пророчествует, но еще и тот, кто наставляет. Поэтому дай Бог, чтобы мы эти наставления, сказанные в разное время (причем с огромными промежутками), уяснили и поняли главное: все Книги Священного Писания написаны в Духе Святом, именно благодать Духа Святого объединяет, врачует, вразумляет и наставляет нас на путь истинный.

– Мы знаем, что существует несколько переводов Священного Писания на русский язык, но известно также, что есть переводы и для малых коренных народностей России. Хотелось бы узнать об этом подробнее. Каким народам, скажем так, повезло иметь этот текст?

– Вы знаете, этих переводов не так много, и это очень актуальный вопрос. Совсем недавно, года два-три тому назад, была закончена работа доктора филологических наук протодиакона Михаила Атаманова по переводу Библии на удмуртский язык. То есть удмуртский народ стал обладателем полного свода Книг Священного Писания на своем родном языке. Также есть переводы на чеченский и бурятский языки. Так что переводов немного, но, слава Богу, они есть, и эти Книги становятся понятны людям, которые, может быть, не в полной мере могли бы воспринять их на русском или церковнославянском языках. С точки зрения миссионерства очень важно читать Священное Писание на своем родном языке (то есть на том, на котором человек думает), поскольку тем самым человек наипаче исполняется этим возвышенным чувством, буквально с молоком матери впитывает каждое слово Библии.

– Как человеку, приступающему к чтению Священного Писания, молиться? Есть ли какие-нибудь уже созданные святыми отцами нашей Церкви молитвы?

– Есть замечательная молитва святителя Иоанна Златоуста (кстати, совсем недавно, 9 февраля мы праздновали перенесение его мощей). Ее можно найти в наших молитвословах, и есть даже специальные учебные закладочки с этой молитвой, адаптированный текст которой звучит так: дай, Господи, уразуметь мне это Писание, чтобы я воспринял его с пользой для своего сердца. Без молитвы перед чтением невозможно понять всей глубины смысла прочитанного, поэтому очень важно настраиваться на чтение именно с молитвой на устах.

– А можно ли молиться, используя сам текст Библии? Мы знаем, что Библия дала нам Книгу псалмов – Псалтирь, в которой содержится множество богодухновенных гимнов; знаем также, что все наши литургические тексты пронизаны библейской поэзией. Может ли человек самостоятельно помолиться, используя текст Священного Писания?

– Дело в том, что Псалтирь или какая-нибудь другая Книга Священного Писания являются хорошим дополнением к нашему молитвенному правилу; ведь правило – это не какая-то догма. У каждого может быть своя мера, но подменять одно другим не следует. Наше молитвенное правило можно лишь дополнить каким-нибудь наиболее понравившимся псалмом. Хотя, как мы знаем, в утреннем правиле содержатся и замечательный покаянный пятидесятый псалом (без него, в принципе, не совершается ни одно чинопоследование), и девяностый псалом, то есть те псалмы, которые надо знать наизусть и которые имеют для нас душеспасительную силу, поскольку написаны в Духе. Эти псалмы дают нам возможность почувствовать Самого Автора. Ведь сам по себе человек не вполне является автором текста, он лишь записывает то, что Господь ему открывает. Это же происходит и с любым поэтом или писателем, которые являются фактически проводниками божественных энергий, ниспосылаемых через них на окружающих. Дай Бог, чтобы мы, используя эти псалмы, могли усовершить свою молитву, но, еще раз повторю, ни в коем случае не нужно подменять одно другим.

Для начинающего, возможно, будет сложно, встав на молитву, сразу окунуться в бездну малопонятных церковнославянских слов и выражений, но если мы поймем, что церковнославянский язык сам по себе есть язык спасения, нашего нравственно-духовного усовершенствования, тогда и тексты псалмов (которые, кстати, есть и на русском языке) смогут и разнообразить, и украсить наше молитвенное правило.

– Размышляя о Библии в нашей жизни, хотелось бы поговорить и о миссионерской составляющей. Насколько, на Ваш взгляд, целесообразно, предположим, подарить человеку Библию на улице или пригласить его на библейские чтения с помощью какого-нибудь заранее изготовленного буклета? Возможна ли такая миссия духовного просвещения людей не только на приходах, но и вне церковной ограды?

– Другими словами – нужно ли идти на дороги, перекрестки и благовествовать, буквально понимая смысл Священного Писания? Вы знаете, сама по себе проповедь необязательно должна заключаться в каком-нибудь воззвании или листовке. Проповедь бывает даже более наглядной и действенной, когда священник, например, после богослужения (по тем или иным причинам) не совлечет с себя духовные одежды, а выйдет на Невский проспект и уже одним этим высоко понесет знамя своей священнической миссии. Я убедился в этом на собственном примере: встречающиеся люди начинают задумываться о вечном, возвышенном, иногда даже тушат сигареты… Я считаю, что такой миссионерский ход гораздо более уместен, нежели сектантские выпады. Ведь когда тебе начинают навязывать изучение Библии, естественным образом происходит процесс отторжения. Дай Бог, чтобы мы, пастыри, своим примером, своим кротким отношением к окружающим смогли привести в храмы людей. А уж в храме человек сможет проникнуться и литургической музыкой, и созерцанием икон, и звучанием колоколов, и высокоторжественной, величественной атмосферой храма, что, конечно, облагородит душу и успокоит наше мятущееся сердце. В этом, я думаю, и состоит главная задача и миссия духовенства.

А если есть молодежные клубы, которые смогут ненавязчиво, своими добрыми делами сделать какое-то качественное изменение в жизни того или иного коллектива, то люди не будут зацикливаться на том, кто там что распространяет. Они просто увидят доброту сердец, и дай Бог (как Господь говорит: по делам вашим узнают вас), чтобы наши добрые дела и были подтверждением и свидетельством нашего истинного христианства.

– То есть если Библия присутствует в жизни каждого из нас, это и есть то благовестие, о котором говорит Христос?

– Именно так – и в словах, и в делах, и, самое главное, в поступках.

– И напоследок что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям в рамках нашей сегодняшней темы разговора?

– Во-первых, Михаил, хотел бы поблагодарить Вас за Ваш прекрасный дебют и, во-вторых, поблагодарить наших телезрителей за то, что имели возможность быть участниками этой замечательной передачи. Изучать Священное Писание необходимо до конца жизни, поскольку знать всю Библию невозможно. Господь от нас этого и не требует. Он будет испытывать нас не в энциклопедизме, а смотреть на наше сердце: смогло ли оно воспринять божественные слова, наполнилось ли любовью, кротостью и теми добродетелями, которые содержатся практически во всех Книгах Священного Писания. Ведь прежде всего мы призваны к обожению, так пусть изучение Священного Писания и будет для нас тем моментом, когда мы, беседуя с Богом наедине, наполнимся той божественной энергией, которая содержится в этих Книгах. Всем телезрителям и себе лично я этого искренне желаю. Ну и, конечно, мудрости всем в разумении Священного Писания!

– Благодарю Вас, отец Димитрий, за эти прекрасные слова. Никогда нелишне и никогда не поздно напомнить человеку о месте Священного Писания в его жизни, о том, как следует начинать читать Священное Писание: может быть, люди смогут поделиться своим опытом с ближними, которые жаждут слова Христова, ищут этот божественный источник, но пока не нашли, и должным образом воспримут это для себя. Спасибо!

Окончание, линия

Как понять разность Ветхого и Нового Завета?

Беседы с батюшкой. Церковное образование

На главную страницу сайта - Семья и Вера