09 Великий пост, Духовное чтение

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

В сегодняшний 9-й день Великого поста предлагаем отрывок из книги “Великий пост. Чтение на каждый день”,  состоящий из Священного писания (Бытие), и назидания игумена Нектария (Морозова).

10 (7)

Бытие, глава 4, стихи 8-15

И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

10 весна, храм

Что мешает нам быть с Богом

Игумен Нектарий (Морозов)

“Пост имеет историю очень давнюю. Можно увидеть, что в ветхозаветные времена люди постились, когда хотели каким-то образом умилостивить Бога и принести покаяние в грехах. К посту прибегали в древнем мире и тогда, когда готовились к какому-то особому духовному событию. Например, пророк Моисей постился в течение сорока дней, прежде чем получить скрижали завета (см.: Исх. 24:18). Для христиан же во времена новозаветные пост стал уже не только выражением покаяния, не только способом подготовки к тому или иному значительному событию, но и неким инструментом самособирания, работы над собой.

В чем же заключается содержание поста, с точки зрения православной аскетики? Здесь нужно вспомнить о том, что исполнение любой страсти сопряжено с некоторым удовольствием. И речь идет не только о страсти чревоугодия или иных страстях, ведущих к удовлетворению нашей плоти. Скажем, когда человек гневается, то для него накричать на кого-то или даже ударить – это тоже определенное удовольствие, очень своеобразное, но тем не менее. Таким образом, чтобы не исполнить страсть на деле, нужно непременно себя ограничить, лишить этого самого «удовольствия». А именно пост дает человеку первый, элементарный, в сущности, навык отказа от того, что ему нравится.

Почему каждый из постов предполагает, что человек отказывается от пищи животного происхождения, в которой как таковой нет ничего предосудительного? Действительно, все, что мы едим, создано Богом и ничего греховного в себе не содержит. Но замечено, что когда человек бывает особенно неумерен в пище или ищет блюд особенно изысканных, это обязательно оказывается сопряжено с тем, что он не может справиться со страстью блудной, не может справиться со страстью гнева, не может справиться со многими другими страстями. Как это взаимосвязано? Когда человек не может обойтись без вкусной, питательной, дорогой пищи, но обстоятельства заставляют его обходиться, он гневается, расстраивается, печалится. Привычка много и вкусно есть обходится недешево – следовательно, человек будет много заботиться и о деньгах. Как правило, человек, который много ест, не может себя ограничить и в каких-то плотских проявлениях и стремлениях – это закономерность не только духовная, но отчасти и физическая. Когда же человек начинает обуздывать свою плоть хотя бы чуть-чуть, оказывается, что это помогает ему справиться с прочими греховными наклонностями души. В этом и заключается главный смысл поста.

Мы знаем, как часто бывает такое: мы с каким-то неугодным Богу навыком пытаемся справиться и не можем: ну просто никак не можем с собой совладать! И порой приходим от этого даже в состояние отчаяния и говорим: «Господи, ну как же! Мы этого не можем, как же Ты от нас этого требуешь?!». Так вот, закон духовной жизни таков: когда ты делаешь то, что можешь сделать сам, Господь тебе вслед за этим помогает в том, чего ты сам сделать не мог. Но если ты сам не делаешь того, что можешь, то Господь тебе не поможет исполнить и то, в чем необходима Его помощь. Нужно самому – по собственной воле и собственным усилием – встать на первую ступеньку. В отношении поста это всегда возможно: поститься в той или иной мере может любой из нас. И когда человек делает этот первый шаг, Господь помогает ему сделать шаги последующие и то, что было невозможным, становится совершенно реальным.

В этом в первую очередь и заключается причина того, что Церковь относится к посту настолько строго и настолько серьезно.

10 (9)

Поучения в Великий пост – священника Сергия Николаева

Молитвы во Вторник 2-й седмицы Великого поста

9-й день Великого поста. Духовное чтение

На главную страницу сайта - Семья и Вера