Давайте посмотрим на образ жизни, который вынуждена вести женщина. Современная жизнь диктует свой ритм. Если женщина не будет садиться за руль, она, к сожалению, не будет успевать выполнять все задачи, которые перед ней стоят. Если раньше супруга была только хранительницей очага и круг ее забот ограничивался, так сказать, домашним амвоном, то теперь она вынуждена работать, быть и хозяйкой, и кормилицей. (К тому же нельзя забывать и про такой бич нашего общества, как одинокие матери: множество семей распадается, разведенной супруге в этом случае приходится тащить на себе и работу, и детей.) Поэтому мы не имеем права осуждать женщину, которая водит автомобиль — это вынужденная мера, иначе она просто не будет успевать исполнять свои обязанности.
Сейчас такой век, что ни женских, ни мужских профессий почти не осталось. Женщины в полной мере вошли в общественную жизнь. На самых разных профессиональных уровнях. В Евангелии не существует четкого разделения женских и мужских профессий. Там написано только: жена да не учит в Церкви.
Если женщине необходимо водить машину, то в Евангелии нет на это никаких запретов. Труждающийся достоин пропитания, а она трудится на благо семьи. Другое дело, что жена да боится своего мужа. Если супруг просит, очень просит, чтобы она не садилась за руль, переживает за нее, за ребенка, считает, что нахождение за рулем ей повредит, видимо, нужно смириться, довериться главе семьи. Таким образом супруга исполнит Евангелие. Печально, когда человек, садясь за руль, забывает о самом главном: о молитве за тех, кто рядом с ним. На пассажирском сиденье может находиться ребенок или другой близкий человек.
Вождение — это большая ответственность, в том числе и за тех, кого везешь. И надо тщательно относиться к молитве за ближних. Очень бы хотелось, чтобы перед поездкой каждая женщина молилась еще и о том, чтобы Господь сохранил ее для тех людей, которым она нужна.
Если человек садится в машину в злобном, раздраженном состоянии, то недалеко и до аварии. И это не зависит от того, кто за рулем: женщина или мужчина. Это зависит от того, есть в сердце молитва, или ее там нет.
Православному человеку перед поездкой надо прийти в себя, успокоиться. А к нездоровым людям, которые, к сожалению, есть на дороге, надо относиться, по крайней мере, благосклонно, с высоты молитвенного полета. Не будем бросать первыми камень в тех, кто обошелся с нами грубо, вспомним, что нет человека без греха, спокойно проедем мимо, не тратя нервы. Если водитель, неважно, мужчина это или женщина, будет выражать свое раздражение на дороге соответствующей лексикой, то, приходя домой, он или она могут приносить эту же лексику своим близким, будет изливать на них свой гнев, а это недопустимо.
Автомобиль — как нож. Ножом можно убить, а можно нарезать хлеб, чтобы накормить голодного. Если машиной пользуются, чтобы помогать близким, то ничего плохого в этом нет, но, если вождение превращается в фетиш, это говорит о психическом нездоровье человека. К машине надо относиться, как к предмету, который помогает творить добро.
Отец Максим Маслаков, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Турку (Финляндия).
Беседы с батюшкой. Православная семья